Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Теодор Курентзис – дирижер года

«…В своем творчестве он расширяет границы традиционного искусства».

28 декабря 2016 г.  в Большом зале Московской консерватории в исполнении оркестра MusicAeterna под управлением одного из лучших оперных дирижеров мира, художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Теодора Курентзиса прозвучит музыка балета «Золушка» Сергея Прокофьева.

…«Золушка» была задумана Прокофьевым вскоре после того, как его балет «Ромео и Джульетта» был поставлен в Кировском театре. Галина Уланова в роли Джульетты произвела на композитора такое впечатление, что он решил написать балет специально для нее. …Концерт будет транслировать телеканал «Россия-Культура». Начало трансляции 28 декабря в 22:45 мск. Концерт в БЗК является одним из главных культурных событий 2016 года, который, что символично, прошел под эгидой перекрестного года культуры Греции и России, живым символом которых является выдающийся дирижер (русско-греческий) Теодор Курентзис.

…По итогам опроса, проведенного австрийским журналом Opernwelt, дирижером года стал художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и оркестра Теодор Курентзис. В опросе принимали участие около 50 критиков из Европы и США.

ТЕОДОР КУРЕНТЗИС. БИОГРАФИЯ.

Теодор Курентзис родился в Греции, в Афинах.

С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.

В 1987 году окончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 — факультет струнных инструментов.

В 1988—1989 годах он изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора. В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.

С начала 1990-х живет и работает в России. Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе легендарного дирижера, профессора Ильи Мусина, учениками которого в разные годы были также Одиссей Димитриади, Валерий Гергиев и Семен Бычков.

Дирижер. Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004—2010)). Кавалер Ордена Дружбы (2008). Пятикратный обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска».

Справка:
“Золотая маска” учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, театр кукол).

Отбор спектаклей-участников Фестиваля и претендентов на Премию “Золотая Маска” осуществляет Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В Жюри “Золотой Маски” работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Смотр проводится Союзом театральных деятелей РФ, Минкультуры РФ, правительством Москвы и дирекцией фестиваля “Золотая маска”.

Оркестр musicAeterna, который ныне базируется в Перми, известен как один из самых передовых российских коллективов, специализирующийся на аутентичном исполнительстве. В то же время оркестр не ограничивается произведениями ранних эпох и успешно сочетает в своем репертуаре сочинения разных музыкальных периодов и направлений, включая музыку ХХ века и произведения ныне живущих композиторов. У маэстро и musicAeterna подписан контракт с Sony Classical на выпуск трех CD c операми Моцарта: Le nozze di Figaro (2014, премия ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII—XVIII вв.»), Cosi fan tutte, Don Giovanni. В октябре 2014-го издан диск с программой сочинений Рамо — Rameau: The Sound of Light. Кроме того, готовятся отдельный релиз c Концертом для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка — Патриция Копачинская) и два диска с сочинениями Стравинского: «Весна священная» и «Свадебка». В августе 2014 года под фонограмму «Весны священной», записанную musicAeterna и Теодором Курентзисом, на Международном фестивале искусств RUHRtriennalle состоялся перформанс режиссера Ромео Кастеллуччи «Балет для 40 машин». Предыдущая дискография музыкантов включает Симфонию № 14 Шостаковича, Requiem Моцарта и оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (все три на лейбле Alpha), а также фортепианные концерты Шостаковича в исполнении пианиста Александра Мельникова и Mahler Chamber Orchestra (Harmonia Mundi).

Гражданская позиция

Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис стал обладателем гражданства России. Оно предоставлено ему указом Президента РФ Владимира Путина. Указ опубликован 16 апреля 2014 года.

– Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис вошел в ТОП-100 «Самые авторитетные люди России» 2014 года по версии журнала «Русский Репортер» за идею создания театра мирового уровня в провинции.

 Нас по-прежнему интересуют неподдельные репутации, настоящие люди, а не должности или формальная известность. Но на этот раз мы решили изменить сам подход к исследованию: не делили сотню на профессиональные группы, а просто включили в список людей, совершивших за прошедший год тот или иной сильный поступок, – поясняют в «РР». …Теодор Курентзис заслужил внимание «РР» благодаря непоколебимости своей идеи создать в провинции театр мирового уровня, тем самым избавившись, наконец, от централизации в культуре. Журнал положительно оценивает успешный опыт Курентзиса в этом направлении, памятуя о пяти его персональных «Золотых масках», контракте с «Сони», лидерством в чартах в США и восстребованности и признанности созданного Курентзисом в Новосибирске и продолжившим свое существование в Перми оркестром MusicaAeterna.

…Не была оставлена без внимания и ситуация «противостояния» с краевым Минкультом, возникшая осенью этого года. Тогда, напомним, новые планы работы на грядущий год, представленные министром культуры Пермского края Игорем Гладневым, вкупе с сокращением бюджетного финансирования театра, были восприняты как попытка цензуирования деятельности Оперного театра. Худрук пермской оперы право Перми на качественную современную культуру защищал лично.
— Профессиональный чиновник должен быть знатоком мировой культуры. Он должен путешествовать, посещать фестивали, которые считаются важными, знать мировые театры и музеи, следить за последними достижениями в культуре и, исходя из этого, пытаться понять, какое место в общемировом развитии занимает культурная действительность России. Были случаи, когда чиновник, который вообще не знает репертуар классической музыки, пытался диктовать мне, что играть. Это было оскорбительно.

Теодор Курентзис. Признание.

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, дирижёр Теодор Курентзис удостоен в 2016 г. престижной европейской премии Kairos.

Премия Kairos вручается с 2007 года – за достижения в сфере современного изобразительного или сценического искусств. Ежегодно лауреатом становится только один человек. Теодору Курентзису награда присуждена с формулировкой: «в своем творчестве он расширяет границы традиционного искусства и бескомпромиссно сопротивляется ограничениям в современной музыкальной индустрии».

– Пятикратный обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» (Пермский театр под его руководством номинировался на нее семнадцать раз). Обладатель российского Ордена Дружбы.

– …Своими успехами Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта. В 2012 году в российской музыкальной критике появилось такое понятие, как «Пермский Моцарт», получившее широкое употребление среди меломанов.

График выступлений и проектов оркестра мusicAeterna и Теодора Курентзиса насыщен. В сентябре 2013 года Пермский театр оперы и балета представил оперу Пёрселла «Королева индейцев» в постановке знаменитого американского режиссера Питера Селларса; это была копродукция Пермской оперы, Королевского театра Испании (Мадрид) и Английской Национальной оперы (Лондон). В феврале 2014-го с оркестром и хором musicAeterna вместе с международным ансамблем солистов маэстро совершил гастрольный тур (Пермь, Берлин, Афины, Париж, Лиссабон) с программой: концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и псалом Dixit Dominus Генделя.

В марте 2015 года состоялось европейское гастрольное турне Теодора Курентзиса с оркестром musicAeterna: концерты прошли в рамках Klara Festival в Брюсселе, на фестивалях в Афинах, Хельсинки и Люцерне, а также в Берлине. Музыканты исполнили концертную версию балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и программу Рамо-гала, состоящую из сочинений великого французского композитора эпохи барокко.

В июле 2015 года по приглашению директора фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернара Фокруля, солистки Пермской оперы Надежда Павлова и Наталия Ляскова, Станислав Леонтьев (Санкт-Петербург) и Дмитрий Ульянов (Москва), хор и оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят на престижнейшей площадке театральной Европы антемы Генри Пёрселла, «Свадебку» и произведения для хора a capella Стравинского и хоровую православную литургию. Кроме того, хор musicAeterna, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, выступит в Эксе с программой, состоящей из хоровой музыки разных эпох, от Средневековья до XXI века, а также примет участие в специальных фестивальных постановках опер «Альцина» Генделя и «Похищение из Сераля» Моцарта.

Также в планах Теодора Курентзиса и его коллективов — запись сочинений Бетховена и выступление в 2017 году на Зальцбургском фестивале: новая постановка оперы Моцарта «Милосердие Тита» (режиссер Питер Селларс).

В январе 2013 года дирижер Теодор Курентзис дебютировал с Венским филармоническим оркестром на фестивале Mozartwoche в Зальцбурге. В течение года состоялось выступление маэстро в Мюнхенской филармонии. В апреле 2012-го Теодор Курентзис дебютировал в Опере Цюриха в постановке «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Давние и плодотворные отношения связывают дирижера с мадридским Teatro Real: диптих «Иоланта/ Персефона» (2012). В числе совместных планов на ближайшее будущее знаменитого театра и дирижера такие проекты, как «Реквием» и «Дон Карлос» Верди, «Тристан и Изольда» Вагнера.

Предыдущие ключевые моменты биографии маэстро также включают: успешный дебют в Парижской национальной опере в 2008 году и там же постановку оперы Верди «Дон Карлос» в 2009-м (режиссер Дмитрий Черняков); в тандеме с Черняковым Курентзис также поставил две оперы в Большом театре России — «Воццек» Берга (2009), а в следующем сезоне «Дон Жуан» Моцарта. В сезоне 2009/2010 на Международном фестивале в Баден-Бадене в исполнении хора и оркестра Balthasar-Neumann под управлением Теодора Курентзиса прозвучала опера «Кармен» Бизе, а спустя два года — Cosi fan tutte Моцарта. В 2010 году он вместе с Венским симфоническим оркестром исполнил «Пассажирку» Вайнберга на фестивале в Брегенце. В 2014 году на сцене Пермского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Дмитрия Курляндского «Носферату».

В 2006 году параллельно развивающиеся в творчестве Теодора Курентзиса страсть к старинной музыке и интерес к произведениям современным композиторов привели к тому, что дирижер совместно с другими выдающимися российскими деятелями искусства запустил фестиваль «Территория». В короткий срок «Территория» стала одним из самых ожидаемых и престижных фестивалей не только в Москве, но и, учитывая участие в форуме студентов театральных вузов из разных городов России, в целом на культурной карте страны.

С 2012 года Теодор Курентзис руководит Международным Дягилевским фестивалем, который проводится в Перми и нацелен на сохранение и развитие традиций великого импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Павловича Дягилева. Ежегодно программа фестиваля включает мировые премьеры опер и балетов, спектаклей в жанре современного танца и драматического театра, концерты симфонической, камерной, старинной и джазовой музыки, художественные выставки, киноретроспективы. Совместно с Теодором Курентзисом художественную стратегию Дягилевского фестиваля определяют artistic-in-residence; в 2013-м в этом качестве выступили пианист и композитор, представитель музыкального постминимализма Антон Батагов и итальянский режиссер, «неудержимый театральный новатор» Ромео Кастеллуччи.

В 2013 году Пермский театр оперы и балета, художественным руководителем которого является Теодор Курентзис, получил 17 номинаций на премию «Золотая маска», опередив другие театры в России. Лично Теодор Курентзис был представлен в номинациях четырежды как «Лучший дирижер»: за музыкальное воплощение оперы Моцарта Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») и оперы Паскаля Дюсапена Medeamaterial, а также за трактовку двух балетов — «Свадебка» Стравинского и «Шут» Прокофьева. По результатам голосования членов жюри маэстро был удостоен двух «масок» — за Cosi fan tutte и «Шута». Итоги театрального сезона 2012/2013 принесли маэстро Курентзису номинацию на «Золотую маску» за достижения в спектакле «Свадьба Фигаро» в Пермской опере.

28.12.16. БЗК.Курентзис.1

2016-12-28T14:45:23+00:00