Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Понтийская волынка – «ангион»: история и особенности

Музыкальный инструмент, о котором пойдет речь в данной статье, знают многие, но под разными названиями. Понтийские греки называют его «ангион» (сосуд) или «тулум», «тулумбан» и «тулум-зурна».

История его появления в греческом мире изучена недостаточно. Возможно «ангион» или в другом греческом варианте названия – «аскавлос» был известен и древним грекам, но вероятнее всего, что в таком виде, в каком он сохранился по сей день, он был завезен из Азии в I-II вв н.э.. В России подобные музыкальные инструменты известны под названием – «волынка».

Фото: Валентина Устабасиди

Само название «аскавлос» состоит из двух слов: «аски или аскос» – бурдюк, мешок, и «авлос» – флейта (т.е. сумка (бурдюк, мешок) + флейта).  На греческих островах волынку называют цамбуна, а в Македонии и Фракии – гайда. Это же название – «гайда» закрепилось и у славян.

Как правило, «ангион» изготавливает сам музыкант, играющий на нем.

Для производства музыкального инструмента используют обработанную шкуру овцы или козы, которую следует вывернуть наизнанку таким образом, чтобы ворсистая часть оказалась вовнутрь. В таком виде почти вся шкура животного превращается в некую воздушную камеру (резервуар), которую, впоследствии, музыкант держит под мышками.

Во время игры музыкант дует в специальную трубку-мундштук, расположенную на высохшем бурдюке. Дуть в него следует через определённый промежуток времени, дабы восполнить убывающий из флейт воздух наполненного сосуда. Вдох производится не грудью, а диафрагмой. В этом и заключается главный секрет музыканта – умение играть часами и не уставать.

Если взять, к примеру, музыкальный инструмент гайду, на которой играют как греки Эллады,  так и славяне, то там мы можем встретить только одну флейту с определенным количеством отверстий, а та, что находится на другой части инструмента, лишь поддерживает «ровный звук». Структура же понтийского ангио совсем другая.

Флейты так же две, но специальной – для «ровного звука», не существует. Их располагают рядом друг с другом. Одинаковые по форме и количеству отверстий Флейты, играют одновременно, с равнозначным звучанием и интонацией.

Звук, исходящий из «ангион», достаточно резкий и, относительно, сильный.

Как музыкальный инструмент, он известен почти на всей территории Понта по сей день, и вместе с понтийской лирой является одним из любимых музыкальных инструментов Восточного Понта и понтийских греков, проживающих сегодня вне своей исторической родины.

«Ангион» можно встретить и без сопровождения других музыкальных инструментов, в том числе и на религиозных праздниках «Панаир», поскольку его сильный звук распространяется на большие расстояния.

Хорошим музыкантом, называемым в большинстве случаев «тулумджис» считается тот, кто в свою игру вносит некие импровизации, таким образом, чтобы издаваемая им мелодия звучала постоянно «нарядной». Такими импровизациями, как правило, являются быстрые и маленькие ноты и разрывы-припевы. Например, одна нота мелодии повторяется быстро после того, как перед этим прозвучала более высокая или более низкая, по сравнению с ними, нота. По словам известного этнографа Фивоса Аногианакиса, когда музыкант, параллельно с мелодическими украшениями, закрывает только одно из двух напротив расположенных отверстий, иногда у одной флейты, а в другой раз у другой, «вот только тогда он достигает необычайно красивого и приятного полифонического звука».

Библиография – Источники

  • Φ. Αногианакис, Греческие народные музыкальные инструменты, издание Мелисса, Афины, 1991.
  • Слово «ангион», в Энциклопедии Понтийского Эллинизма, издание Маллиарис-Педия, Салоники, 2007.

Подготовлено Русскоязычной версией pontos-news.gr на основе материала из грекоязычной версии сайта

Источникhttp://www.pontos-news.gr/ru/article/159138/pontiyskaya-volynka-angion-istoriya-i-osobennosti

2018-06-06T11:48:51+00:00