Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Константин Харалампидис: «…Такое попадание в тему случается крайне редко».

Российский режиссер Константин Харалампидис. Автор сценария, режиссер концерта – реквиема «Уроки Истории», состоявшегося ровно год назад на Белой Горе близ Перми: «…Такое попадание в тему случается крайне редко».

В моем друге и соотечественнике известном российском режиссере Костасе Харалампидисе меня подкупает его предельная честность и искренность. Какой он в жизни, такой он и в творчестве – честный, бескомпромиссный, обнаженный нерв.

Ровно год прошел со времени проведения на Белой горе близ Перми концерта-реквиема «Уроки Истории», посвященного новомученикам и исповедникам российским и 100-летию Крестовозвиженского собора на Белой Горе. Недавнее 100-летие со времени подлого расстрела большевиками царской семьи подвигло меня вновь обратиться в разговоре с нашим известным соотечественником, российским режиссером Константиносом Харалампидисом к теме состоявшегося год назад концерта-реквиема, в котором были продемонстрированы фрагменты его фильма о новомучениках российских.

…Наш недавний разговор, который состоялся в нашей родной Алма-Ате.

– …Прошел год с того времени, как ты провел концерт-реквием, посвященный новомученикам и исповедникам российским и столетию Крестовоздвиженского собора на Белой Горе неподалеку от города Пермь. В этом же году 17 июля 2018 года исполнилось сто лет со дня расстрела царской семьи. На концерте демонстрировались фрагменты из твоего фильма о новомучениках российских с участием великого русского актера, народного артиста России Алексея Петренко и нашего соотечественника Героя России, летчика-космонавта РФ Федора Юрчихина. Насколько я знаю, это будет документальный сериал. Когда мы его увидим?

– Да, Никос, время летит, как космический корабль. Год пролетел, как миг. Сейчас я работаю над завершением этого сериала. Параллельно заканчиваю работу над фильмом о греках криптохристианах, в основе которой лежит наша поездка с Алексеем Васильевичем Петренко в Трапезунд. Там у стен монастыря Панагия Сумела он рассказывает об истории монастыря, а также о криптохристианах, то есть скрытых христианах. В этом фильме приняли участие народные артисты России Ирина Купченко, Евгений Стеблов, Леонид Кулагин, заслуженные артисты России Ксения Георгиади, Эвклид Кюрдзидис и многие другие российские актеры. А еще, я завершаю работу о греках Казахстана. Но и это не все. Я работаю над аудиоспектаклем «Возвращение» по произведению грузинского писателя Нодара Думбадзе, в котором рассказывается о судьбе греческого мальчишки из Сухуми Янгули Александриди. Одну из женских ролей в этом рассказе озвучила Заслуженная артистка России Ксения Георгиади.

Голова не ходит ходуном от многочисленных проектов?

– Есть такое дело. Но завершать их все равно необходимо. Меня же никто не заставляет делать эту работу. Я сам ее себе нахожу. И все трудности это ничто по сравнению с радостью, которую ты получаешь от того, что делаешь работу, которая близка твоему сердцу.

– Прежде чем выйдет фильм, ты, как правило, делаешь его предпремьеру, облекая ее в форму концерта-реквиема. Наверное, это твой стиль?

– Нет. Это необходимость, которая возникает часто не от моего желания. Скажем концерт-реквием, российским новомученикам на Белой Горе, был проведен год назад по благословению митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. А снимать фильм в Перми я начал около пяти лет назад по благословению митрополита Мефодия и при его поддержке.

– Это не первая работа, которую ты делаешь по его благословению. Когда митрополит возглавил Казахстанскую митрополию ты снимал фильм «Заилийский Фавор» о новомучениках казахстанских. Наверное, можно назвать ваш союз тесным творческим сотрудничеством? На меня знакомство с этим уникальным человеком, иерархом Русской православной церкви, нашим соотечественником, в нем присутствует зримо греческое самосознание(!), произвело неизгладимое впечатление.

–  Я очень признателен митрополиту Мефодию и секретарю Пермской епархии протоиерею Андрею Литовке. Ведь это дорогого стоит, когда люди тебе доверяют, и что очень важно помогают в процессе работы: в подборе материалов, в организации съемочного процесса, в финансировании. Митрополит Мефодий, на самом деле, очень творческий человек, и его советы мне очень помогают.

–  Я присутствовал на концерте на Белой Горе и видел реакцию зрителей. Они воспринимали всё очень тепло, было и много слез – ведь тема страшная: революция, братоубийственная война, подвиг за Христа. Я помню, как радушно зрители воспринимали выступление митрополита. И конечно неизгладимое впечатление произвели на всех эмигранты из России, которые были вынуждены покинуть Родину после революции 1917 года. Я был приятно удивлен, когда увидел на сцене Петра Сарандинаки, его сына дьякона Александра, Александра Трубецкого, Григория Богатского. Да уж, поистине глубоки корни дружбы греческого и русского народа. Да, что там дружбы, кровными узами связаны наши народы. Древний греческий род Сарандинаки породнился когда-то, говоря современным языком, с русской элитой. Граф Лев Толстой и Михаил Родзянко – их родственники. Всех зрителей потрясло, когда Александр Сарандинаки сказал о том, что дореволюционная сцена, где звучит музыка Чайковского из произведения «Щелкунчик», которая реконструирована тобой в фильме, снята абсолютно про них, как будто ты знал их личную историю семьи и воспроизвел ее на экране. Кстати, их вовлечение в действо концерта – реквиема «Уроки Истории» на Белой горе было твоей гениальной импровизацией.

– Ты знаешь, Никос, эта сцена и мне очень дорога. Ведь я снимал ее и про мою семью. А получилось будто и про других людей. Такое попадание в тему случается очень редко. Я снимал про то, что болит у меня: про потерю и разлуку родных людей, про то, как человек всю свою жизнь может прожить в одиночестве, питаясь воспоминаниями из прошлой жизни, ностальгируя об ушедшей эпохе, о своей Родине. Мои родственники по маминой линии все это пережили, и для меня это не какая-то далекая история. Я вырос с ней, жил с ней и буду о ней говорить всю свою жизнь. Гражданская война это большая боль, это страшная трагедия, сломавшая судьбы миллионов русских, сотен тысяч греков России. И она ведь не закончилась. Вот что страшно. Говорю о страшной социальном расслоении граждан нашего Российского Отечества, кризисе духовности, безответственности элит. Бедные нищают, богатые становятся богаче, словно кликуши накликают беду на страну.

То же самое мы можем сказать о Греции, греческом обществе, нашем греческом Отечестве, прошедшем через кровопролитную Гражданскую войну 1946-1949 гг. Словно эта война не закончилась. Экономический кризис. Кризис духовности. Сотни тысяч греческой молодежи покинул страну, потеряв всякую веру строить свое будущее в ней. Обнищание населения. И во всем этом вина правящих элит…

«Бедная моя Греция» – напрашиваются слова горечи великого филэллина Байрона.  

– Успехов тебе, Константин! Желаю скорейшего завершения работ, чтобы все мы смогли поскорее их увидеть.

–  Спасибо, Никос. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить тех людей, которые помогают завершить мои проекты. Особую признательность я хочу выразить лидеру греков России, руководителю греческого мира постсоветского пространства Ивану Саввиди, греческим патриотам-меценатам Федору Карафулиди, Христофору и Василию Топузовым, Андрею Илиопуло, Георгию Неопуло, Георгию Мартасиди, Павлу Хутиди, Афанасию Авгериносу, моему другу Бедрану Данилову и, конечно, тебе, Никос – ты мой постоянный зритель.

 

Никос Сидиропулос. Алма-Ата- Москва.

2018-08-10T17:40:39+00:00