Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» в 23-й раз подвел итоги в конкурсе музыкальных театров. Теодор Курентзис – обладатель «Золотой маски» в категории «Лучший дирижер оперы».
7-я «Золотая маска» «Пермского Моцарта»
19 апреля 2017 года в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялась торжественная церемония вручения театральной премии «Золотая маска».
В фестивале “Золотая маска 2017” были показаны 74 спектакля из 25 городов России. Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным — 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов.
Российская национальная театральная премия “Золотая Маска” учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, кукольный театр.
Лауреаты премии
Лауреаты премии определяются на одноименном фестивале. Фестиваль спектаклей, выдвинутых на соискание премии “Золотая Маска”, — это масштабный форум, который представляет профессиональной общественности и широкому зрителю полную и объективную картину российской театральной жизни.
Организаторы фестиваля и театральной премии “Золотая Маска” –
Союз театральных деятелей (СТД) РФ, министерство культуры РФ, правительство Москвы, дирекция фестиваля.
Номинации: Драма, Оперетта и мюзикл, Опера, Балет, Спецпризы.
“Золотую маску” в категории “Лучший дирижёр оперы” под громкие аплодисменты зала получил Теодор Курентзис за спектакль “Травиата” в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. “Я счастливый человек, потому что музыкант, и я стремлюсь быть лучшим и музыкантом, и человеком… Цель творчества — нести счастье людям”, — сказал выдающийся российский дирижер Т. Курентзис на церемонии вручения.
Выдающийся российский дирижер Теодор Курентзис – худрук Пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского.
Очередным триумфом для пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского закончился финал национальной театральной премии «Золотая Маска – 2017». Опера «Травиата» заслужила три награды. Теодор Курентзис получил «Золотую Маску» как лучший дирижер. Исполнительницу партии Виолетты Валери Надежду Павлову отметили за лучшую женскую роль в опере. А режиссера Роберта Уилсона, разработавшего и всю техническую часть спектакля, наградили, как лучшего «художника по свету в музыкальном театре».
Никос Сидиропулос. Москва.
«Пермский Моцарт» великий русский дирижер Теодор Курентзис
Родился в Греции, в Афинах. С четырёх лет обучался игре на фортепиано, с семи лет брал уроки игры на скрипке, а пять лет спустя поступил одновременно на теоретический факультет и факультет струнных инструментов Греческой консерватории в Афинах.
В 1987 году окончил теоретический факультет Греческой консерватории, в 1989 — факультет струнных инструментов. В 1988–1989 годах изучал вокал в Греческой консерватории у профессора Д. Ариваса, продолжил обучение в «Афинской Академии» у профессора К. Паскалиаса, позже посещал мастер-классы Г. Габора. В 1990 году основал камерный оркестр в Афинах.
С начала 1990-х живет и работает в России.
Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова в классе легендарного дирижера, профессора Ильи Мусина, учениками которого в разные годы были также Одиссей Димитриади, Валерий Гергиев и Семен Бычков.
Дирижер. Художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna и камерного хора musicAeterna (созданы в 2004 году, в период работы Курентзиса на посту главного дирижера Новосибирского академического театра оперы и балета (2004–2010)). Кавалер Ордена Дружбы (2008). Семикратный обладатель Национальной театральной премии «Золотая маска».
Справка:
«Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта, мюзикл, театр кукол).
Отбор спектаклей-участников Фестиваля и претендентов на Премию «Золотая Маска» осуществляет Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В Жюри «Золотой Маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Смотр проводится Союзом театральных деятелей РФ, Минкультуры РФ, правительством Москвы и дирекцией фестиваля «Золотая маска».
Оркестр musicAeterna, который ныне базируется в Перми, известен как один из самых передовых российских коллективов, специализирующийся на аутентичном исполнительстве. В то же время оркестр не ограничивается произведениями ранних эпох и успешно сочетает в своем репертуаре сочинения разных музыкальных периодов и направлений, включая музыку ХХ века и произведения ныне живущих композиторов. У маэстро и musicAeterna подписан контракт с Sony Classical на выпуск трех CD c операми Моцарта: Le nozze di Figaro (2014, премия ECHO Klassik как «Лучшая запись года: опера XVII—XVIII вв.«), Cosi fan tutte, Don Giovanni. В октябре 2014-го издан диск с программой сочинений Рамо — Rameau: The Sound of Light.
Кроме того, готовятся отдельный релиз c Концертом для скрипки с оркестром П. Чайковского (солистка — Патриция Копачинская) и два диска с сочинениями Стравинского: «Весна священная» и «Свадебка». В августе 2014 года под фонограмму «Весны священной», записанную musicAeterna и Теодором Курентзисом, на Международном фестивале искусств RUHRtriennalle состоялся перформанс режиссера Ромео Кастеллуччи «Балет для 40 машин».
Предыдущая дискография музыкантов включает Симфонию № 14 Шостаковича, Requiem Моцарта и оперу «Дидона и Эней» Пёрселла (все три на лейбле Alpha), а также фортепианные концерты Шостаковича в исполнении пианиста Александра Мельникова и Mahler Chamber Orchestra (Harmonia Mundi).
Указом Президента РФ Владимира Путина от 16 апреля 2014 года
Теодор Курентзис стал обладателем гражданства России.
— Вошел в ТОП-100 «Самые авторитетные люди России» 2014 года по версии журнала «Русский Репортер» за идею создания театра мирового уровня в провинции. «…Нас по-прежнему интересуют неподдельные репутации, настоящие люди, а не должности или формальная известность. Но на этот раз мы решили изменить сам подход к исследованию: не делили сотню на профессиональные группы, а просто включили в список людей, совершивших за прошедший год тот или иной сильный поступок, — поясняют в «РР». …Теодор Курентзис заслужил внимание «РР» благодаря непоколебимости своей идеи создать в провинции театр мирового уровня и, тем самым, избавившись, наконец, от централизации в культуре. Журнал положительно оценивает успешный опыт Курентзиса в этом направлении, памятуя о пяти (на 2015 г. – прим. НС) его персональных «Золотых масках», контракте с «Сони», лидерством в чартах в США и восстребованности и признанности созданного Курентзисом в Новосибирске и продолжившим свое существование в Перми оркестром MusicaAeterna).
— В 2016 г. Курентзис удостоен престижной европейской премии Kairos.
(Премия Kairos вручается с 2007 года за достижения в сфере современного изобразительного или сценического искусств. Ежегодно лауреатом становится только один человек. Теодору Курентзису награда присуждена с формулировкой: «в своем творчестве он расширяет границы традиционного искусства и бескомпромиссно сопротивляется ограничениям в современной музыкальной индустрии»).
— Семикратный обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» (Пермский театр под его руководством номинировался на нее семнадцать раз). Обладатель российского Ордена Дружбы.
— Своими успехами Теодор Курентзис заслужил репутацию лучшего в России исполнителя сочинений Моцарта. В 2012 году в российской музыкальной критике появилось такое понятие, как «Пермский Моцарт», получившее широкое употребление среди меломанов.