Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди. “История Понта”. Статья VI

Дорогие друзья,
мы продолжаем публикацию статей историка из Греции Василия Ченкелиди в преддверии годового курса лекций, посвященных истории Понта.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» будет прочитана в Москве
29 сентября 2018 года.

Дорогие друзья, в зале осталось всего 30 мест!
Не забудьте зарегистрироваться! Вход – по пригласительным билетам!
Регистрация открыта здесь


Статья VI: “В каких богов верили греки Древнего Понта”

Древние греки, переселяясь на побережье Понта Эвксинского, перенесли в этот регион и свой культ двенадцати богов Олимпа. Главным богом греческого Пантеона был громовержец Зевс или Диас, как его в основном называют сами греки. На просторах неспокойного и вначале Негостиприимного моря прирожденным мореходам то помогал, то создавал препятствия бог Посейдон. Из подземного царства за эллинами следил бог Аид. Греки верили в то, что потусторонний мир начинается далеко за пределами Черного и Азовского морей, в долине реки Танаис (современный Дон).

Боги у всех греков были общие, но все же в некоторых регионах выделялись те, кто по поверьям помогал им больше и был ближе к ним в их боли и чаяниях. Среди греков Понта Эвксинского особенно популярен был культ бога света и покровителя муз Аполлона. Боги, являвшиеся покровителями городов, изображались на монетах. Их образы брались со скульптур, созданных в тот или иной исторический период. В честь богов воздвигались храмы, алтари и святилища. Вход в храм был доступен только жрецам, которые совершали культовые обряды. Догматических установок для проведения священнодействий не было. Внутри храма находилась статуя того или иного бога, стояли столы для даров и фимиатери для воскурения благовоний. В честь богов устраивались празднества и совершались жертвоприношения. Жертвенными были домашние животные, употребляемые в пищу. Имели место и бескровные жертвоприношения, состоявшие из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока.

Религиозные празднества сопровождались исполнением гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпанемент кифары или флейты, иногда с пляской. Проводились также музыкальные, гимнастические и конные состязания. Основными состязаниями древности, имеющими религиозный характер, были Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские игры. Олимпийские игры были посвящены всемогущему Зевсу и проводились в городе Олимпия на Пелопоннесе. По преданиям, впервые их организовал Геракл (по другим сказаниям эта роль отводится самому Зевсу).

Зевс

Религиозные празднества в Понте также сопровождались спортивными состязаниями. В Ольвии проводились конные забеги в честь Ахила (I в. н. э.), в Горгиппии (современная Анапа) проводились состязания в беге на дальнюю дистанцию в честь Гермеса (III в. до н. э.) – Гермейские игры.

Другим проявлением религиозности греков было уделение большого внимания предсказаниям. Место предсказаний находилось в храмах и называлось «мантио». Основные центры предсказаний находились на Балканах и на западном побережье Малой Азии – в Дельфах, в Додоне, в Эфесе и т. д. Известнейшим был храм Аполлона Пифийского в Дельфах. За предсказанием будущего в религиозные центры в метрополиях своих городов обращались и греки Понта Эвксинского.

Кроме самой религии, играющей значительную роль в жизни древних греков, особый особое место занимали обряды и ежедневный быт. Основным источником археологических находок, позволяющих изучить особенности обрядов и быта, являются древние захоронения. Изучая их, историки современности смогли максимально точно восстановить условия жизни в древности. Вера в богов, ритуалы и обряды были основной составляющей жизни греков.

Особенного внимания заслуживает и сам погребальный обряд древних греков Понта Эвксинского. Античные некрополи располагались вблизи городов за пределами оборонительных стен и состояли из грунтовых могил или курганов. Обряд захоронения был сходен с обрядом греческих метрополий. Детей по древнегреческим обычаям хоронили в амфорах или крупных сосудах, взрослых – в гробах и саркофагах. Саркофаги были деревянными, мраморными или известняковыми. Почти во всех раскопанных некрополях костяки лежат головой на восток. Над могилами располагались стелы с надписями и рельефами. На могиле сооружался памятник с именем умершего или статуя.

Древнегреческий дом

Пристальное внимание исследователей привлекает греческий дом. Известно, что греки уделяли особое внимание условиям жизни и семье. Священным местом в домах греков считался очаг, как алтарь богини Гестии. Археологи находят статуэтки богини, религиозную утварь, фрагменты мебели, ковров, одежды. Древняя мебель была в основном деревянной. Для отделки использовались кость и метал. Парадную мебель изготавливали в основном из камня и мрамора. Домашнюю мебель составляли столы-трапезы (прямоугольной или круглой формы на трех ножках), кресла, табуреты, ложа, сундуки. Внутреннее убранство дома обогащалось наличием ковров, подушек, покрывал, занавесок, портретов в деревянных рамах, фигурных ваз, светильников, терракот с изображением бытовых сцен и комических сюжетов.

Религиозность и быт древних греков Понта Эвксинского имели свои особенности, но не выходили за рамки, общепринятые во всем Греческом мире. Историки Геродот и Ксенофонт, посетившие Понт, описывали его как «Глубокую» Грецию.

Автор: Василий Ченкелидис, историк

 

Литература для чтения:

1) Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия

2) Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков

3) Токарев С. А. Глава 20. Религия древних греков [1964 – Религия в истории народов мира]

4) Мирча Элиаде. Глава X. Зевс и греческая религия


 

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».


Читайте также:

Статья I: «Понтийские греки: с чего все начиналось…» 

Статья II: “От Прометея и аргонавтов до Греческого мира Понта Эвксинского”

Статья III: “Какой была армия греков Древнего Понта?”

Статья IV: “Воины афинянина Ксенофонта на земле Древнего Понта”

Статья V: «Митридат VI Евпатор – царь, объединивший понтийских греков»

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2018-09-26T21:55:37+03:00