Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя
Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.
Каппадокия – провинция Римской империи, находилась на востоке Малой Азии и известна была во времена Василия Великого образованностью своих жителей. В конце XI века Каппадокия подпала под власть Турок и доселе принадлежит им. Кесария – главный город Каппадокии; церковь кесарийская издавна славилась образованностью своих архипастырей. Св. Григорий Богослов, здесь положивший начало своему образованию, называет Кесарию столицей просвещения.
Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.
Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр – епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.
Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.
Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.
Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.
Первые шаги Василия Великого на христианском поприще
Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.
Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.
Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена – Филокалию.
Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.
Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.
Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.
Служение Василия Великого в сане пресвитера
В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.
Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда – вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.
Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.
В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.
Святительская деятельность Василия Великого
В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.
В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.
Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.
Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».
Труд святителя Василия как церковного писателя
На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.
К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.
В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.
В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».
Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, – вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии.
Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.
Источники: