Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Сиригос: Греция и Турция потеряли в конфликтах по четыре самолета

Турция ежегодно совершает тысячи нарушений воздушного пространства Греции. Отношения между странами напряженные, столкновения самолетов начались после турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.© Flickr/ Pete Edgeler

АФИНЫ, 20 янв — РИА Новости, Геннадий Мельник. Греция и Турция несколько раз оказывались на грани войны из-за нарушений турецкими самолетами греческого воздушного пространства, эти провокации необходимо остановить. Такое мнение высказал доцент международного права и внешней политики в афинском университете Пантеон Ангелос Сиригос в интервью РИА Новости.

По словам Сиригоса, Греция и Турция потеряли по четыре самолета в 1980-х и 1990-х годах, обе страны замалчивали эти происшествия, потому что они союзники по НАТО и опасаются подрыва отношений, которые и сейчас можно охарактеризовать как “холодная война”.

Турция ежегодно совершает тысячи нарушений воздушного пространства Греции.

Сиригос является специалистом по греческо-турецким отношениям, он автор фундаментальной монографии на эту тему. Сиригос — юрист, несколько лет он занимал должность генерального секретаря МВД Греции по вопросам миграции.

Границы

До 1975 года Турция признавала 10-мильную границу греческого воздушного пространства, которая не совпадает с 6-милльной границей греческих территориальных вод. Греческая воздушная зона в 10 морских миль была официально закреплена еще в 1931 году и признана всеми соседями Греции, включая и Турцию. Но после 1975 года ситуация изменилась, что неоднократно приводило к многочисленным конфликтам.

“Причиной стало вторжение на Кипр. Турция после вторжения на Кипр в 1974 году хотела открыть второй фронт с Грецией. И она считала, что надо открыть второй фронт в Эгейском море. По этой причине она поставила под сомнение весь правовой режим, существующий в Эгейском море. Она начала с территориальных вод, с 6 миль, потом она перешла к теме демилитаризации восточных островов Эгейского моря. Она поставила вопрос о Районе полетной информации Афин (FIR Athens) и в 1975 году поставила вопрос о десятимильной зоне воздушного пространства Греции, которая существовала с 1930-х годов”, — сказал Сиригос.

По его словам, никакой законной причины для этого не было.

“В таких случаях принимаются односторонние действия. Не просят разрешения у кого-либо, если хотят поставить его позицию под сомнение. Но это не просто экспансия в Эгейском море. В тот период ставилось много тем – территориальные воды, FIR, демилитаризация, НАТОвское верховное командование, границы НАТОвского командования, ответственность и так далее”, — рассказал специалист.

Однако массовые нарушения греческого воздушного пространства турецкой военной авиацией начались в 1980-х годах.

“Первые нарушения были в 1965 году. Потом они стали происходить в 1967 году, когда в Афинах была военная хунта, — в октябре и ноябре 1967 года. Затем в 1973 году было несколько нарушений. И системные нарушения начались в 1980-х годах. В 1980 году начали совершать по несколько нарушений в неделю, потом несколько нарушений в день, и затем по много нарушений”, — рассказал Сиригос.

При этом военная авиация Турции вторгается и воздушное пространство над населенными районами.

“Плохо то, что турки нарушают не только воздушное пространство над морем, но и летают над населенными районами. По моему мнению, Греция в какой-то момент должна принять решение и сказать — если ты будешь летать над населенными районами, это очень серьезная проблема, и если ты не остановишься, то мы тебя будем сбивать”, — полагает юрист.

Потерянные самолеты

Греция и Турция уже несколько раз были на грани войны, греческие пилоты сбили несколько турецких военных самолетов, а потери сторон составили минимум 10 самолетов.

Подобные столкновения начались после турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.

“Греция сбила два турецких самолета, когда было вторжение на Кипр. Была воздушная битва над Эгейским морем в июле 1974 года”, — рассказал Сиригос.

Лейтенант греческих ВВС Иоаннис Динопулос на самолете Ф-5 вступил 21 июля 1974 года в бой с двумя турецкими Ф-104. Один турецкий самолет был сбит и уничтожен ракетой, второй упал из-за того, что закончилось топливо.

“Были также четыре других падения турецких самолетов в 1980-х и 1990-х годах, однако мы не можем сказать твердо, были ли они сбиты ракетой или произошли несчастные случаи”, — сообщил Сиригос.

По его словам, со своей стороны Греция также потеряла четыре самолета.

В инциденте над Эгейским морем 3 октября 1977 года погибли два греческих пилота — капитан ВВС Ставрос Янникакис и младший лейтенант ВВС Панайотис Петруцос.

Лейтенант греческих ВВС Николаос Сиалмас погиб 18 июня 1992 года вблизи острова Айос-Эфстратиос, когда перехватывал турецкие военные самолеты.

Турецкий летчик Алтуг Карабурун погиб 27 декабря 1995 года вблизи острова Лесбос во время “виртуального” воздушного боя.

Затем, 8 октября 1996 года, во время перехвата вблизи острова Хиос, погиб турецкий летчик Мустафа Йылдырим. Самолет этого же летчика упал 8 февраля 1995 года вблизи Митилини во время перехвата греческими военными самолетами, но тогда пилот выжил.

Самым известным эпизодом стало столкновение греческого и турецкого военных самолетов в районе острова Карпатос 23 мая 2006 года. Тогда погиб капитан греческих ВВС Константинос Илиакис. Считающийся виновником столкновения турок Хали Ибрагим Оздерим выжил.

И Греция, и Турция замалчивают большую часть происшествий.

“Это естественно – потому что они союзники по НАТО. Официально мы не говорим об этих вещах, чтобы не подрывать атмосферу между Грецией и Турцией, которая и так как “холодная война”. И мы избегаем повышать тон”, — заметил Сиригос.

Ставший широко известным инцидент 2006 года едва не привел к крупному конфликту.

“Когда погиб самолёт Илиакиса, вся греческая и турецкая авиация были подняты над Эгейским морем в следующий же час. Между греческим и турецким генеральными штабами ВВС состоялась телефонная связь, чтобы снизить напряжение и чтобы не погибли многие люди”, — рассказал ученый.

Провокации против России

По словам Сиригоса, понятен интерес к подобным происшествиям из-за сбитого турками российского бомбардировщика Су-24. По мнению ученого, это был умышленный инцидент.

“Ввиду того, что происходит над Эгейским морем, утверждения Турции, что российский самолет нарушил турецкое воздушное пространство на 30 секунд, смешны. Подобное происходит по ошибке ежедневно всюду. Границы – это не прямые линии. Когда идёт большое движение, нарушения возможны. Если последить за ситуацией над Эгейским морем, каждый день по 30 самолетов нарушают”, — сказал историк.

“Я считаю, что они поджидали российский самолёт, чтобы сбить его”, — заявил Сиригос.

На замечание, что такое же мнение и у российской стороны, он ответил: “Да, это ясно, по-моему”.

Отвечая на вопрос про разногласия в НАТО по этому поводу, Сиригос сказал, что впервые западная страна сбивает российский самолет.

“И в холодную войну не было такого, поскольку это привело бы к мировой войне. Но ясно, что это был умышленный, обдуманный заранее инцидент”, — сказал он.

РОЛЬ НАТО

По мнению ученого, Североатлантический альянс не особо волнуют разногласия между Грецией и Турцией по поводу воздушных границ, если они не приводят к происшествиям.

“Судя по Wikileaks, американцы достаточное количество раз вмешивались и оказывали давление на турок с целью, чтобы они делали этого. НАТО установила радар и видит когда происходят нарушения в Эгейском море. Однако НАТО не является международным судом, это оборонительная организация, в которой участвуют и Греция, и Турция. Не идет речи о том, что НАТО примет сторону Греции или Турции”, сказал Сириго.

По его словам, может быть вмешательство, как вмешались американцы в 2008-2009 годах, но НАТО не является судебной инстанцией.

“Если вы идете в международный суд, тот принимает решение кто прав, а кто нет. НАТО не занимается этой работой. НАТО это не особенно волнует, если нет происшествий. А в подобных ситуациях могут сказать, что идет обучение пилотов в реальных условиях. НАТО пытается удержать вещи в такой точке, которая позволяет избежать столкновений. Если хотите, ссорьтесь, но только на словах”, — сказал Сиригос.

По его мнению, издание Турцией НОТАМов, закрывающие на период военных учений и греческие территории, незаконно, но это не повод для столкновений.

“Я не считаю, что у Греции и Турции есть причина для столкновений в вопросах Эгейского моря из-за разных мнений каждой стороны. Греция считает, что защищает права, которые она имеет в Эгейском море. А Турция добилась ряда целей и заморозила положение в Эгейском море в 1974 году”, — сказал он.

Расширение территориальных вод Греции

Сиригос полагает, что Греция имеет полное право расширения своих территориальных вод до 12 миль, в соответствии с международным правом. Турция заявляет, что это станет casus belli.

“В мире 149 государств имеют возможность расширить воды до 12 миль. 148 сделали это. Только Греция не сделала это. Есть законы международного права, которые действуют для всех. И я думаю, что Греция должна продвинуться в вопросе расширения территориальных вод. Это одностороннее решение, не требуется разрешения кого-либо. Но прежде, чем делать это, надо обсудить определённые вещи со странами, которые используют Эгейское море. Обсудить со всеми странами Черного моря, включая и Россию, обсудить с большими морскими державами, которые используют Эгейское море, опять же включая Россию, Америку, Великобританию, Францию, которые имеют флот”, — сказал Сиригос.

При этом, по его мнению, в некоторых районах можно не расширять территориальные воды до 12 миль, надо оставить открытыми некоторые коридоры и обсудить безопасность судоходства.

“Все эти вещи мы должны обсуждать прежде, чем расширить наши территориальные воды. Но мы можем это сделать. У нас есть право”, — заявил юрист.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2016-01-20T09:18:04+03:00