История порой умалчивает о том, насколько важной и в то же время, горькой и тяжелой была судьба понтийских гречанок на протяжении многих столетий. Их сила духа, ценности передаваемые от матери к дочери и самоотверженность сформировали культуру народа одного из самых обширных регионов греческого мира – Понта Эвксинского.
Женщина в понтийской семье должна была подчиняться воле супруга, но смелость и находчивость оставались характерными ее чертами.
В понтийских деревнях на женских плечах лежал труд в поле и в хлеву и более того, на своих плечах они переносили «селекя» (хворост и дрова) для очагов, обогревавших дома в условиях суровой понтийской зимы.
Одной из характерных черт женщин Понта было, никогда не жаловаться на судьбу и преодолевать все с энтузиазмом.
Особой была роль в семье понтийской бабушки (по-гречески: γιαγιά или καλομάνα, яя или каломана). Бабушки, по большому счету, и воспитывали детей в то время, как матери следили за домом, во время долговременного отсутствия мужчин.
Понтийские мужчины зачастую отправлялись на заработки в дальние регионы Малой Азии, а то и вовсе в другие страны.
Особенно суровой была жизнь у женщин Санты, легендарного греческого района Понта. В этом регионе женщины, от мала до велика, владели оружием. Даже в период отсутствия в этой горной местности мужчин, обороноспособность селений не уменьшалась.
Как сообщает нам исследователь Мильтиадис Нимфопулос, в одном из сражений сантийских греков, рядом наравне воевали женщины, забрасывая врага камнями.
Легче жизнь понтийских женщин была в городах. Девочки из греческих семей учились в «школах для девиц». Одна из известных школ такого типа была открыта в Трапезунде в 1846 году. В 1873 году такая школа была открыта в Аргируполи. В конце 19 века школы для девочек существовали по всему Понту. Сначала они были только начальными, но позже к ним добавились подготовительный класс и гимназия.
В годы Геноцида (1916 – 1923 гг.) понтийские гречанки стали жертвами расправ турецких карателей, которые с особой жесткостью расправлялись с христианскими женщинами.
В книге «Женщины-боевые командиры партизан Понта» (Γυναίκες καπετάνισσες στο αντάρτικο του Πόντου) Георгиос Антониадис упоминает имена 80 девочек из селения Карапунар под Пафрой, среди них была и его сестра, над которыми надругались каратели Топала Османа и полуголых и изнеможенных затащили в церковь Святого Харалампия и сожгли.
Многие понтийские женщины Западного Понта, оставшегося вне зоны расположения русской армии (апрель 1916 – февраль 1918 гг.), находили спасение для себя и своих детей только высоко в горах.
Многие из женщин оборонялись от турок, облаченные в мужскую одежду. Их смелость не давала повода турецким карателям понять с кем они воюют, с мужчинами или с женщинами.
Мужество гречанок не уступало мужеству греков.
История, написанная гречанками в горах Понта, может вызвать только чувство гордости.
Василий Ченкелидис, историк
(Подготовлено на основе статьи на греческом языке на pontos-news.gr филолога Архондулы Константиниду)