Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

История старого снимка или как монахи на храм Зевса Олимпийского залезли

Как-то раз британский писатель Пол Купер наткнулся на невероятную фотографию разрушенного храма Зевса Олимпийского в Афинах, сделанную аж в 1858 году.

Остатки угла храма с десятком колонн, снимок 1858 года

Остатки угла храма с десятком колонн, снимок 1858 года

 

“Я изучал забытые истории разных разрушенных мест по всему миру, чтобы составить представление о том, как менялись наши взгляды и художественные представления об этих местах. Как писатель, в том числе исторической литературы, это очень важно в моей работе”, – рассказал Купер. 

Снимок заинтересовал его одной вещью – маленьким придатком в виде каменной хижины, которая стояла на вершине двух колонн. Она явно не вписывалась в первоначальный проект храма и выглядела странно.

preview

На 3D-реконструкция проекта храм Зевса Олимпийского видно, что никакой хижины здесь и не планировалось.

Покопавшись в интернете, Купер нашел точную копию первого снимка, но уже без пристройки сверху. И тут наш герой решил, что все дело в фотошопе.

“Я подумал, что нашел свой ответ: кто-то отредактировал оригинальную фотографию, добавив странные руины сверху, чтобы храм казался более высоким и более эпическим”, – написал Купер. 

Но все только начиналось: уверенность мужчины пропала, когда он увидел картину немецкого художника Иоганна Майкла Витмера 1833 года.

preview

Тогда Купер понял, что на снимке без пристройки кто-то вырезал ее оттуда, а не приделал к первой фотографии.

preview

Вскоре мужчина выяснил, кто жил в хижине на руинах храма. Это были христианские подвижники, известные как столпники или “столпные святые”. Они верили, что жизнь на высоких столбах приближает их к богу и в то же время приводит к святому телесному умерщвлению, искуплению их грехов.

preview

Основатель движения – сирийский монах Симеон Столпник, который провел в молитвах на столпе более 30 лет

Получается, что в какой-то момент после разрушения храма в третьем веке, столпники пришли туда и построили небольшую каменную хижину на вершине разрушенных колонн храма.

Купер нашел и документальные подтверждения этой версии. В своей статье 1922 года “The Glory The Was Greece” американский дипломат Александр Веддел описал, как местные жители рассказали ему об аскетах, которые жили на вершине разрушенного храма, а они приносили им еду и воду, передавая их по веревке. Веддел даже описал встречу со старым афинянином, который вспомнил, как приносил хлеб и фрукты, чтобы отправить их в храм Зевса столпникам, которые спускали корзину, чтобы забрать их.

История сидящих на вершине храма монахов закончилась прозаично. После обретения Грецией независимости от Османской империи в 19 веке были предприняты усилия по укреплению национальной идентичности путем возвращения к великому древнегреческому прошлому. В частности, среди этих мер было очистить храм Зевса Олимпийского от столпников, поскольку их хижина не была древней и не выглядела как часть первоначального замысла. Что и было в итоге сделано.

preview

Руины храма в наше время

В итоге Купер пришел к выводу, что второй снимок (без пристройки), вероятно, являлся попыткой вычеркнуть присутствие столпников из истории.

Сегодня о столпниках слышно мало. Но, вероятно, на планете есть места, где они продолжают сидеть и молиться. И никто их оттуда не выгоняет.

Источники: 

 

2018-09-26T00:04:09+00:00