Как-то раз британский писатель Пол Купер наткнулся на невероятную фотографию разрушенного храма Зевса Олимпийского в Афинах, сделанную аж в 1858 году.
“Я изучал забытые истории разных разрушенных мест по всему миру, чтобы составить представление о том, как менялись наши взгляды и художественные представления об этих местах. Как писатель, в том числе исторической литературы, это очень важно в моей работе”, – рассказал Купер.
Снимок заинтересовал его одной вещью – маленьким придатком в виде каменной хижины, которая стояла на вершине двух колонн. Она явно не вписывалась в первоначальный проект храма и выглядела странно.
На 3D-реконструкция проекта храм Зевса Олимпийского видно, что никакой хижины здесь и не планировалось.
Покопавшись в интернете, Купер нашел точную копию первого снимка, но уже без пристройки сверху. И тут наш герой решил, что все дело в фотошопе.
“Я подумал, что нашел свой ответ: кто-то отредактировал оригинальную фотографию, добавив странные руины сверху, чтобы храм казался более высоким и более эпическим”, – написал Купер.
Но все только начиналось: уверенность мужчины пропала, когда он увидел картину немецкого художника Иоганна Майкла Витмера 1833 года.
Тогда Купер понял, что на снимке без пристройки кто-то вырезал ее оттуда, а не приделал к первой фотографии.
Вскоре мужчина выяснил, кто жил в хижине на руинах храма. Это были христианские подвижники, известные как столпники или “столпные святые”. Они верили, что жизнь на высоких столбах приближает их к богу и в то же время приводит к святому телесному умерщвлению, искуплению их грехов.
Получается, что в какой-то момент после разрушения храма в третьем веке, столпники пришли туда и построили небольшую каменную хижину на вершине разрушенных колонн храма.
Купер нашел и документальные подтверждения этой версии. В своей статье 1922 года “The Glory The Was Greece” американский дипломат Александр Веддел описал, как местные жители рассказали ему об аскетах, которые жили на вершине разрушенного храма, а они приносили им еду и воду, передавая их по веревке. Веддел даже описал встречу со старым афинянином, который вспомнил, как приносил хлеб и фрукты, чтобы отправить их в храм Зевса столпникам, которые спускали корзину, чтобы забрать их.
История сидящих на вершине храма монахов закончилась прозаично. После обретения Грецией независимости от Османской империи в 19 веке были предприняты усилия по укреплению национальной идентичности путем возвращения к великому древнегреческому прошлому. В частности, среди этих мер было очистить храм Зевса Олимпийского от столпников, поскольку их хижина не была древней и не выглядела как часть первоначального замысла. Что и было в итоге сделано.
В итоге Купер пришел к выводу, что второй снимок (без пристройки), вероятно, являлся попыткой вычеркнуть присутствие столпников из истории.
Сегодня о столпниках слышно мало. Но, вероятно, на планете есть места, где они продолжают сидеть и молиться. И никто их оттуда не выгоняет.
Источники:
- https://twitter.com/PaulMMCooper/status/933753595174031361/photo/1?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E933753595174031361&ref_url=https%3A%2F%2Frua.gr%2Fathina%2Fattractions%2F27855-istoriya-starogo-snimka-ili-kak-monakhi-na-khram-zevsa-olimpijskogo-zalezli.html
- https://rua.gr/athina/attractions/27855-istoriya-starogo-snimka-ili-kak-monakhi-na-khram-zevsa-olimpijskogo-zalezli.html