Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Кессиди Иордан

24 марта 2017 года ветерану нашего греческого национально-культурного движения, председателю Русско-греческого клуба имени Димитрия Бенардаки в Санкт-Петербурге, уроженцу греческой Санты в Грузии и потомку греков священной трапезундской Санты, эллино-понтийцу, греческому патриоту, потрясающему человеку Иордану Харлампиевичу Кессиди исполняется 85 лет.

Иордану Харлампиевичу Кессиди исполняется 80 лет!

…85 лет назад в селении Санта – одном из трех десятков компактно расположенных греческих поселений в грузинской горной Цалке (Триалети), что приблизительно в 80 верстах к юго-западу от Тифлиса, в семье Харлампия и Евгении Кессиди родился сын Иордан – третий сын в семье и 5-й по возрасту. Всего в их семье родилось 10 детей, четверо не дожили до годика. Шестеро детей: Фотини, Феохарис, Димитрий, Донара, Иордан (назван в честь деда) и самый младший Ахиллес. В селе проживало более ста семей – выходцев из одноименной местности, расположенной в 50-60 км к югу от Трапезунда и говорящих на классическом (трапезундском) диалекте греков Понта.

Образование греческого анклава в этих местах «грузинской Сибири»  стало возможным после специального царского (царя Николая Первого) разрешения, дозволявшего единоверным грекам, христианскому населению селиться здесь. Переселение греков стало следствием усилившихся гонений со стороны Порты в отношении греков, поддержавших Россию в ходе русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Ранее в этих, к тому времени обезлюдевших, местах жило (коренное) грузинское население, покинувшее их после разорительно – испепеляющих экспансий персов и османов во второй половине 18 века.

Греки трапезундской Санты славились своей легендарной храбростью. Многие сандеты носили фамилию Асланиди («Аслан» в переводе с турецкого – лев). Они же и составили большинство в триалетской Санте, были ее основателями. …Санта. Казалось бы, всем нам, кто интересуется историей нашего народа (греков СССР и Понта), биографиями наших выдающихся греческих корифеев, известны все греческие села и места в пространстве бывшего Советского Союза (России, Закавказья, Украины). Ведь история греческих селений – это во многом история греков региона, страны, всеобщая истории.

…О существовании греческой Санты в Грузии я узнал в 1980-х годах. Это было время московского студенчества, когда встречи с соотечественниками стали для всех нас не только радостным фактом узнавания друг друга, но и приобщением ко всей географии эллинизма страны Советов. Первые ассоциации – какое все-таки красивое имя Санта!

В те годы впервые увидел философа Феохариса Харлампиевича Кессиди и Санта приобрела для меня некоторый философский оттенок – маленькой страны философии!

Знакомство с нашим современным греческим Сократом с годами переросло в дружбу. Всегда стремился будучи в Афинах прийти к ним с Ольгой Николаевной в гости и часами упоенно слушать Феохариса Харлампиевича – процесс слушать, оказывается, уникален!

В конце 1990-х познакомился с его младшим братом, одним из руководителей греческой общины «Петрополис» в северной столице России Иорданом Харлампиевичем Кессиди.

Позже познакомился и так же подружился уже в Греции с их младшим братом Ахиллесом Харлампиевичем, унаследовавшим от их отца Харалампия все премудрости пчеловодства.

Семья Кессиди стала мне родной, где мне рады как самому близкому человеку, где я чувствую себя в своей стихии, как будто нахожусь среди самых родных мне людей.

Знания в этой жизни определяю все…

Ничего не происходит случайно. В том, что Иордан Харлампиевич Кессиди является узнаваемым и уважаемым человеком в нашем движении, в среде соотечественников нет фактора «манны небесной». Почему он такой деятельный, с горящими глазами, почему его мысли всегда полны идеями, как зафиксировать в нашей памяти, не растерять славные деяния греков в истории государства Российского, истории греков Петербурга. Какая-то часть его пытливого греческого ума по генетической линии, что-то сформировано средой обитания.  Но самое главное – он является личностью, которого мы знаем и любим, как Иордана Кессиди, а не как Иордана Кессиди – младшего брата великого философа.

…Для Иордана Кессиди образцовым примером жизненным, на который он всю свою сознательную жизнь равнялся, был и является его старший брат всемирно известный академик философ Феохарис Кессиди. Именно это «равнение на старшего брата», памяти о выдающемся греческом просветителе Йеремеасе Граммитикопулосе, наверняка, и стали ступеньками в поступательном и познавательном движении к прогрессу и знаниям, той мощной греческой мотивацией стремиться к знаниям, соответствовать «быть греком».

Первые же импульсы к знаниям, любви ко всему греческому были им унаследованы от своего отца Харлампия Дмитриевича Кессиди, который был простым крестьянином, доктором пасечных наук, но отличался мощным интеллектуальным потенциалом, который волею жизненных обстоятельств, «куска хлеба насущного», замерз на уровне нескольких классов школы. Но у этого «отцовского поколения» греков Цалки была сверх идея дать во чтобы ни стало образование своим детям. Первыми ласточками свершения этой великой идеи наших собратьев стали ученые мужи Перикл Иоаннидис, Феохарис Кессидис, Савва Терсенов. Птенцы гнезд греческих селений Цалки в абсолютной части получили высшее образование в вузах России и Украины, пополнив впоследствии греческие общины крупнейших городов, ставшие затем лидерами греческих общин.

Иордан Кессиди закончил Московский Технологический институт, по направлению отправился в Ленинград, где он на протяжении чуть более 60 лет и проживает. Работа на знаменитой в ту эпоху обувной фабрике «Скороход», затем в питерских конструкторских бюро, защита кандидатской диссертации. С 1992 года на пенсии и всецело окунут в общественную деятельность. Крепкая греческая семья. Счастливый союз с медиком Софией Михайловной Кессиди (Татаровой). Прекрасные дети Афродита, Инга, Олимп. Внуки. Полная человеческая и греческая гармония, где главенствует любовь к ближнему.

«Я счастливый человек. У нас с Софией Михайловной прекрасные дети и внуки. У нас прекрасная семья, где один за всех и все за одного. У меня замечательные племянники, их дети. Это и есть главный жизненный капитал – семья. Ведь родина начинается с семьи».

 

…Цалка, Санта – философские истины

Поездки на малую родину в отчий дом. Словно предчувствуя свою великую миссию быть в будущем летописцем Санты, Иордан Кессиди самые его яркие впечатления фиксирует на видеопленку, запечатлевает своих родных, обитателей греческой Санты, ее главные достопримечательности, суровую природу своим фотоаппаратом. Поездки в родное село позже в 1970-1980-е годы приурочивались к «Аристотелевским чтениям». Их было четыре: 1978, 1981, 1984, 1987 гг. Районный центр в грузинской греческой периферии Цалка становился в эти дни центром философской мысли всего Советского Союза!

Главным творцом «Аристотелевских чтений» был его старший брат доктор философских наук, профессор Феохарис Кессиди, о котором большая часть греков Советского Союза узнала в конце 1960-х, когда вышла в свет его монография, посвященная Сократу.

 

Иордан Кессиди. О себе, о прожитой жизни

– Ваши первые осознанные воспоминания о брате – из вашего детства…

– … Феохарис приехал из Тбилиси на каникулы в Санту. Объятия родных – родители (мама никогда не скрывала, что он был ее любимым ребенком!), сестра Фотини, брат Димитрис. …Один я сижу у домашней буржуйки и не раскрываю ему свои объятия. Он вручает мне подарок и интересуется причиной моего необычного поведения. Я же ему выдаю: «Ты почему мне привез дудочку, а не пистолет?» (смеемся). Он заливисто смеется и крепко меня обнимает!

– В Санте наши соплеменники разговаривали на греческом (на ромейском его диалекте), то есть родным языком Феохариса Харлампиевича Кессиди…

-…Был греческий, на котором, помимо сантийских греков из трех десятков греческих сел Цалки, говорили еще гумбатцы, неохарабинцы и в небольшой деревеньке Тарсон.

– Именно в Тарсон со своими братьями из Батуми к своей родной тете приезжал на летние каникулы российский космонавт – «первый грек в космосе» Федор Юрчихин!

– Прадед нашего космонавта Грамматикопулос Йеремеас, который учительствовал в нашей Санте, появился у нас из трапезундской Санты! Там он так же был учителем. Он был, возможно, самым образованным греком в нашей округе. Я его очень хорошо помню. Он знал в совершенстве «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, древнегреческую историю, мифологию и, уверен, стал и для моего брата Феохариса тем Прометеем, кто освятил его жизненное Призвание. …Именно от него к нам (тогдашним детям и подросткам) пришел греческий патриотизм, любовь к Элладе. …Йеремеас был другом нашего отца, и когда его выслали в Казахстан, то отец поддерживал с ним переписку, высылал ему посылки. …Я помню хорошо его детей Леонида и Менелая, способнейшего человека, с которым дружила наша сестра Фотини, и только их высылка (депортация) помешало объединению их судеб. А вот о родном деде космонавта Софоклисе знаю, что тот рано умер.

– 1950 год. Еще жив отец всех народов. Ваш брат Феохарис Кессиди защитил кандидатскую диссертацию. Вы, окончив школу, устремляетесь, как и ваш брат за 12 лет до этого, покорять столицу. Принимал ли он, ставший к тому времени кандидатом философских наук, участие в выборе вами будущей профессии?

-…Меня тянуло к естественным наукам – к физике, химии. …Главную роль в выборе моей учебе (московского вуза) сыграл младший брат отца дядя Кузьма, который жил в подмосковном Подольске. Там, у дяди, мы и встретились с Феохарисом и я своим обращением к нему на «вы» вызвал (прямо как в детстве с игрушкой – прим. Н.С.) у него приступ гомерического смеха! …С родным братом вне зависимости от разницы в возрасте не говорят на «вы». …В мои студенческие годы он мне оказывал регулярную материальную помощь. На его вопрос, какая денежная сумма мне необходима, я всегда называл цифру вдвое меньше желаемой, так как знал, что он даст вдвое больше!

– Очень интересный вопрос, который, по понятным причинам, я не мог задать ему во время нашего разговора. Отношение к нему цалкинских соплеменников было…

– …Феохарис пользовался большим авторитетом среди односельчан и приобрел большую известность во всем районе. Находясь ежегодно в отпуске, он прочитал несколько лекций по древнегреческой философии и о великих греках античности. Успех был потрясающий! Многие считали за честь пригласить его в гости, даже очередь создавалась (смеемся).

– Греки Цалки должны быть благодарны Советской власти хотя бы за то, что из края сплошной неграмотности в царское время, он превратился в место с наиболее высоким процентом на душу населения людей с высшим образованием. …Подавляющее большинство цалкинских греков не было депортировано в 1940-х гг. сталинским режимом в отличие от греков Кубани, Крыма, Закавказья.

– …Да, это, несомненно, так. … 1939 год, когда я пошел в первый класс нашей сантийской школы, стал первым годом, когда было прекращено греческое образование. Преподавание началось вестись на русском. И я, как и все мои сверстники, начали постигать богатство великого русского – как звучат по-русски слова «окно», «дверь», «парта» и т.д.!
…А в 1950-х гг. из цалкинцев с ученой степенью, помимо Феохариса, были Перикл Иоаннидис и Савва Терсенов. …По депортациям греков. Одна из причин – наши места не были лакомым куском для режима, грузинской партийно-хозяйственной номенклатуры, «приватизировавшей» греческую недвижимость на побережье в ссыльном 1949 году.

 

Питерская «Филики Этерия»

Так, крестьянский паренек из далекой греческой Санты в Грузии Иордан сын Харлампия и Евгении Кессиди, к 1960-1970-м годам стал эпицентром в общении наших питерских соотечественников. Зачастую сборы великого дня для каждого грека «25 марта» в советском Ленинграде проходили дома у Иордана и Софии Кессиди. В трехкомнатной квартире собиралось до 30-40 человек. Застолье, разговоры о великих греках героях греческого восстания 1821 года, в числе которых понтийские греки братья Александр и Димитрий Ипсиланти, о греческой истории Ленинграда признания в любви к нашей любимой матери Элладе. Эти сборы, собственно, и стали предтечей создания в 1991 году  греческой общины «Петрополис», которую долгие годы возглавлял уроженец Сухуми Харлампий Апачиди – обладатель редкого по мощи гласа, уникальный носитель памяти греческой и понтийской песенной и фольклорной традиции, народного юмора. Сегодняшний лидер греков Питера – Алексей Дросиди. …Тогда на сборах у Иордана Кессиди на Звездной были многие известные соотечественники, тот же легендарный герой Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Федор Евгеньевич Котанов. Греки. Люди культуры, науки, творчества, врачи, управленцы. Их тянуло друг к другу и центром этой греческой планеты в Питере был Иордан Кессиди – человек открытый, хлебосольный, любящий своих собратьев, преданный великим идеалам святого греческого братства.

…В 1960-1970-х годах было, по сути, создано землячество греков Ленинграда.

– Естественно, оно носило неофициальный характер. Далее в 1980 годы мы собирались на праздники в одном из Домов культуры Ленинграда, куда приходили  уже по 80-100 человек и более. На этих встречах произносились речи, по традиции, после третьей рюмки каждый присутствующий представлялся и рассказывал коротко о себе, семейном поколении и т.д. И каждый старался остроумнее представиться. Это вызывало оживление и смех. Задавались вопросы на греческую тематику в виде викторины: кто лучше ответит. Одним словом, так мы все познакомились и стали родными друг для друга. Ведь это самое прекрасное, когда ты с соотечественниками, когда ты – одно единое целое нашего народа.

Официальная часть вечеров о ценностях идеалов 1821 года переходила в народную неофициальную общения соотечественников по душам. …Как это было?

– Исполнялись греческие песни (например, солистка ансамбля «Бузуки», сухумчанка Лариса Эфремиди, окончившая консерваторию). Исполнялись танцы по музыку греческую, ромейскую, под понтийскую лиру и, естественно, кавказскую, ибо нас было большинство. С особым вниманием слушали греческие и русские песни в исполнении Харлампия Апачиди — полковника милиции. Он обладает потрясающим голосом и на всех вечерах без его песен, как говорится, не обойтись.

Нагрянула горбачевская Перестройка – новый свежий ветер перемен.

–  Когда пришел к власти М.С. Горбачев, и была объявлена Перестройка, мы образовали национальное Общество греков Санкт-Петербурга «Петрополис», которое официально существует с 1992 года. Оно объединяет проживающих в городе и области греков, которые по переписи населения 1989 г. и 2010 г. составили более 2 тыс. человек. …Никто из нас, и даже близкий к власти тогдашний наш лидер Гавриил Попов, не мог предполагать в 1991 году, что великая страна скоро канет в Лету, что чуть ли не главной великой идеей греков Советского Союза станет воссоединение их с матерью Грецией.

На историческом съезде греков Советского Союза в Геленджике одним из главных вопросов стало отношение нашего греческого Объединения к репатриации.

Да, так и было. Это была великая идея, приобретшая форму стихии в 1991-1995 годах. Где-то это напоминало булгаковский «Бег». Меня не покидают мысли, а нужно ли было в таком огромном количестве уезжать в Грецию. Не лучше ли было переселиться на исконно греческие земли побережья Понта Эвксинского, в исконно греческом Крыму.

– События тогда были настолько вихревыми, стремительными, что только созданное Объединение греков не успевало оперативно на них реагировать.

Да, у истории нет сослагательного наклонения. Но все же, согласитесь, как важно, когда во главе твоего народа стоят выдающиеся стратеги и тактики, мощная структура.

– …Вы являетесь ветераном нашего движения.

– …Почти все эти годы, вплоть до конца 2003 года, когда был создан русско-греческий клуб имени великого грека мецената Димитрия Бенардаки, я являлся заместителем председателя общества «Петрополис». В качестве делегата от Греческой диаспоры был участником Учредительного съезда греков Советского Союза, проходившим 29-31 марта  1991 г. в городе Геленджик. Был участником многих конференций по греческой тематике, которые проходили в городе Москве, Цалке, Пятигорске, Ростове-на-Дону и т.д.

Неоднократно направлялся делегатом от имени Национального общества греков Санкт-Петербурга «Петрополис» на всемирном съезде Понтийских греков в Греции, принимал участие в работе Международного съезда «Ассоциации греков зарубежья» (г. Салоники).

Деятельность в качестве руководителя русско-греческого клуба им. Д.Бенардаки. Огромное количество культурных мероприятий, конференций. Много было сделано.

…Самые счастливые моменты в вашей греческой патриотической ипостаси.

Это, безусловно, съезд в Геленджике! Это было что-то невообразимое. Мы собрались со всех концов нашей необъятной страны, чтобы заявить: «Мы выполняем чаяния нашего народа». Хочу страстно, чтобы и у нынешних руководителей греческих общин было подобное страстное желание верой и правдой служить нашему народу. …Самые счастливые мгновения моей жизни греческого общественного деятеля – это открытие на Греческой площади 29 мая 2003 года памятника великому греку Иоаннису Каподистрии. Это церемония захоронения останков великого грека Димитрия Бенардаки, к этому делу имею самое непосредственное отношение. Начало долгого пути к этому дню было положено мной и уже затем на финишной черте сыграл свою роль наш лидер и мой земляк Иван Саввиди. Самый счастливый день – это создание 25 лет назад нашего общества «Петрополис». Это многие полезные дела, сделанные нами в Петербурге.

– …Самые тяжелые моменты в вашей греческой общественной жизни.

Это ситуация, вы знаете хорошо, писали на данную тему, вокруг надругательства над священной Греческой площадью нашей северной столицы. Силы Зла, водрузившие в пространство Греческой площади бизнес-центр, для них ничего святого не существует, оказались более сильными и влиятельными. Это наше общее греков и эллинофилов сокрушительное поражение. Унижение всех нас. Эта рана все кровоточит в моей душе.

Расскажите о своей мечте.

Я хочу воочию увидеть возрожденный греческий храм имени святого Димитрия, уничтоженный безбожниками в годы второго хрущевского богоборчества в начале 1960-х годов. На этом месте греческих молитв беснуются так называемые звезды эстрады. Какой страшный грех! Вот только доживу ли я до торжества исторической справедливости? …Столько несправедливости вокруг нас. Я хочу видеть Россию мощной, экономически процветающей, страной счастливых граждан, без нищих, униженных и оскорбленных. Такой же я страстно хочу видеть «бедную нашу Грецию», которую до ее такого унизительного состояния довели компрадоры правители. Мой брат выдающийся русский и греческий философ и мыслитель Феохарис Кессиди воевал с этими компрадорами, называл все вещи в греческом обществе своими подлинными именами. …Я мечтаю, чтобы в каждом крупном городе России, где проживают тысячи греков, были свои Греческие дома – очаги греческой культуры. Мечтаю, чтобы мы греки были всегда дружными и сплоченными, чтобы не забывали своих корней, наш язык и традиции.

 

«…Я родом из Санты»

В 2008 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Петрополис» вышла в свет книга Иордана Харлампиевича Кессиди «Я родом из Санты. Воспоминания эллинопонтийца».

Книга об истории рождения триалетской Санты в Грузии. Это трогательное признание любви ее автора к своему родному пепелищу, к его обитателям. Я читал отдельные главы этой книги еще в распечатанном виде. Помню прекрасно, в разговоре с Феохарисом Харлампиевичем Кессиди сказал: «А книга получится очень яркой, честной, искренней, трогательной!». Феохарис Кессиди, он отличался суровым нравом перфекциониста, оценил по достоинству труд его младшего брата. В этой книге частица труда доктора наук и прекрасного человека друга И.Х.Кессиди Андрея Евгеньевича Зимбули, который стал ее редактором. После издания  книги сотни ее экземпляров пополнили библиотеки греческих общин России и постсоветского пространства, фонды лучших библиотек России. И, самое главное, эта книга получила признание от земляков автора, сынов и дочерей Санты, для них, знаю это из наших разговоров,  «Я родом из Санты» стала книгой ближнего ряда.

 

– …Счастье. Мечта. Это, наконец, изданная в 2008 году ваша книга «Я родом из Санты» – низкий поклон Иордана Харлампиевича Кессиди своей малой родине.

Это, на самом деле, мое признание в любви к моей малой родине. Все мы, печальная констатация, покинули родное село. Оно фактически обезлюдело. Остались здание храма, мемориал войны и кладбище, на котором покоятся многие поколения наших предков. Санта осталась в наших душах и сердцах. Самые яркие фрагменты из нашей памяти.

…Иордан Харлампиевич Кессиди. Наш достойный соотечественник. Петербуржец. Эллино-понтиец. Сын греческой Санты в Триалети в Грузии, потомок греков священной трапезундской Санты. 85-летие нашего прекрасного соотечественника. Мы все Вам желанием еще долгие годы нести высоко наши святые греческие хоругви. Сегодня и в ближайшие дни Вы получите сотни поздравлений со всех концов света. Мы Вас любим, мы страстно желаем, чтобы все Ваши мечты и все Ваши греческие пожелания сбылись.

Никос Сидиропулос. Москва.

 

Послесловие

Несколько лет назад, будучи на торжествах, посвященных 150-летию потрясающего по своей красоте греческого селения близ Боржоми в Грузии Цихисджвари, побывал в нескольких некогда греческих селениях Цалки, которую мы (греческую) потеряли.

Санта. Сюрреалистическая картина. Мальчишка грузинский колоритный пастушок, увидев меня и моих соотечественников, звонким голосом нас известил: «Это моя деревня, это мой дом! Здесь все принадлежит мне». …Вот такая история.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2020-03-29T17:05:20+03:00