Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Герой и праведник Беслана. Иван Константинович Каниди (7.01.1930-3.09.2004)

Константин Каниди. Сын об отце. Константин Каниди: «Память о моем отце для меня – это священная категория. Мой отец И.К.Каниди – это мой “Символ веры”.

Каниди И.К.2

 

Герой и праведник трагедии Беслана 1-3 сентября 2004 года наш 74-летний соотечественник учитель физической культуры Иван Константинович Каниди (Яннис Канидис), спасший жизни сотен учеников не стал, о причинах можно только догадываться, Героем Советского Союза, но его подвиг вписал его имя золотыми буквами навеки в историю греческого народа, как с большой буквы Грека, Героя, Праведника.

Он прожил свою жизнь на самой высокой и чистой ноте – честно, подлинно, служа людям. Вся его жизнь была на виду у людей – человека Чести и Достоинства, Грека.

И.К.Каниди. Память о нем вечна. Мысли о нем – наше греческое причастие.

…Конец августа 2015 г. К разговору с нашим соотечественником директором школы-интерната им. И.К.Каниди в г. Беслан Республики Северная Осетия-Алания Константином Каниди меня подвигли два события, стоящие по дням календаря рядом друг с другом. Первое событие 11-летней давности.  Трагедия Беслана, открывшая для миллионов греков, россиян, людей во всем мире имя героя и праведника трагедии Беслана 74-летнего учителя физкультуры Ивана Константиновича Каниди (Янниса Канидиса).  Второе событие – это первый маленький юбилей, 5 лет со времени открытия в Беслане школы-интерната име

 

ни И.К.Каниди, руководителем которого является его сын К.И. Каниди.

11 лет минуло со времени трагедии Беслана. 1 сентября 2004 года, в день проведения школьной линейки дня Знаний, террористы захватили здание школы №1 города Беслан Республики Северная Осетия-Алания. Педагоги, школьники, родители, близкие, кто пришел с учениками начальных классов на праздник первого дня учебного  школьного года, стали заложниками и, впоследствии, жертвами террористов.

Хронология трагедии Беслана 1-3 сентября 2004 года. 1 сентября 2004 года. Торжественная линейка в школе №1 г. Беслан.
Захват террористами школы начался 1 сентября 2004 года в 9 час. 08 мин. Террористами были взяты в заложники педагоги школы, ученики и пришедшие с учениками первых классов их родители. 1251 – общее число заложников, но не 354, о чем изначально сообщали официальные источники. 65 часов террористы удерживали школу.  Последний террорист был уничтожен 4 сентября 2004 года в 2 часа ночи.
Траурный мартиролог Беслана.  334 погибших заложников, из которых 186 дети. 10- погибших смертью героев сотрудники спецподразделений ФСБ “Альфа” и ” Вымпел”. 600 человек – ранения. Из 32 террористов один взят в плен (Нурпаша Кулаев).
Развалины школы №1 г. Беслан, сегодня это мемориальный музей, познавшей 3 сентября 2004 года после 13 час 05 мин, что такое огненный ад.

 

…И все эти минувшие со дня трагедии 11 лет – нескончаемые слезы, горе, траур матерей Беслана. За истекшие 11 лет со времени бесланской трагедии пять раз был во Владикавказе (Беслане). Последний  мой приезд был связан с 25-летием греческого общества “Прометей”. 20 июня 2014 года  представители греческих общин России, прибывшие во Владикавказ на празднование юбилея греческого общества «Прометей», побывали в школе-мемориале бесланской трагедии,  на кладбище «Город ангелов». Слезы на глазах появляются у каждого, их невозможно сдержать. К горлу подступает комок. “Господи! За что этим детям такая страшная судьба была  уготована?!”. В этом пространстве вселенского горя к нам приходит осознание хрупкости и бренности мира, слов “чтобы не было войны”.

…С Константином Каниди я познакомился 8 декабря 2004 года в посольстве Греции в Москве после торжественной церемонии памяти и награждения орденом Греческой республики героя Беслана учителя Ивана Константиновича Каниди (посмертно). Премьер-министр Греции Константинос Караманлис вручил греческий орден в руки сына героя Константина Каниди. Греческий премьер заявил, что Греция профинансирует строительство спортивной школы, которой будет дано имя Ивана Константиновича Каниди (Янниса Канидиса). С того времени неоднократно был во Владикавказе (Беслане). Наши разговоры по душам в Греции, Москве, Владикавказе-Беслане. Строительство школы началось в 2006 году. Примерно 4 года ушло на ее строительство. Реализация этого проекта была доверена  фонду «Αλληλεγγύη» («Солидарность»),

 

 руководителем которого в то время являлся г-н Фурлиматис. Впоследствии к проекту подключилось королевство Норвегия. Символично, что непосредственно строительством школы занимался руководитель греческой общины «Прометей» заслуженный строитель РСО-Алания, РФ Юрий Асланиди, у которого весь этот непростой процесс отнял огромное количество нервных клеток и душевного покоя.

Школа-интернат им. И.К.Каниди. 6 сентября 2010 года школа-интернат им. И.К.Каниди распахнула свои двери. С того времени минуло 5 лет.

…Об оптимистической части нашего разговора с Константином Каниди. О возглавляемой им школе-интернате. О своих коллегах и учениках. …О самом сокровенном. О слове благодарности людям, кто всегда рядом, словом и делом помогает, кто вселяет в него моральные силы.
Разговор с директором школы-интерната им. И.К.Каниди Константином Каниди

– Сакраментальный вопрос. Кто для тебя был твой отец Иван Константинович Каниди до 3 сентября 2004 года и после?

 

– Он для нас его детей был “до” и “после” высшим мерилом справедливости. Просто, понимание категорий “кто есть кто” и “что есть истина?” к нам  приходят, к огромному сожалению, гораздо позже, чем хотелось бы. А ведь вся его жизнь была перед нашими и всех людей глазами. Он был чистый человек. Человек чести и справедливости. Он любил людей, своих учеников и они ему отвечали взаимностью. Отец не любил красивых, пафосных слов, его слова и поступки отличали лаконичная конкретика. В этом городе о нем знали все. Об учителе, человеке и, наконец, греке Иване (Константиновиче) Каниди. Он нашему народу своей жизнью принес в зачет баллы положительные. Не те негативные, которые приносят ему отдельные наши соотечественники, которые за своими словами и поступками не чувствуют своего народа, ответственности. Не те катастрофические баллы, которые принесли нашей греческой отчизне правившие в ней последние десятилетия политики, которые умеют  говорить на идеальном слоге, но лживые по своей природе и сути. Им плюй в глаза, а им все божья роса. …После 3 сентября 2004 года для меня словно наступила другая эпоха, время переоценки прожитой жизни. Первые годы – это тупая боль, пустота. Это постоянные укоры за то, что порой огорчал отца. Укор себе, почему меня 1 сентября 2004 года не было рядом с ним.  Только стечение обстоятельств удалило от страшной беды мою жену Ирину и сына Янниса. Ирина и Яннис, он в первый класс пошел через год 1 сентября 2005 года, отправились на школьную линейку посмотреть на дедушку.

– …А где в эти минуты был ты?

 

– …Они опоздали на 10 минут. Когда все началось, террористы начали захват школы, они были в 200 метрах на подходе к школе. …Я же в эти минуты был дома. Выкапывал картошку. Отец сказал, чтобы я его подождал, но я решил управиться с этим делом самостоятельно.   …Два дня 1-3 сентября 2004 года. Мы рвались защитить наших близких, кто оказался в заложниках у террористов. Никто не допускал мысли, что все так закончится.

– …Расскажи об отце. Иван Константинович Каниди. Основные вехи его биографии.

– Отец родился 7 января 1930 года в греческом селе в Грузии Малая Ирага. Закончил там школу. Поступил во Владикавказский педагогический институт на факультет физического воспитания. Был направлен в Беслан в школу №1. Это 1954 год. С этого же времени он играл за местную команду “Пищевик”. Футбольное амплуа – чистильщик. Все, кто играл с ним и против нашей команды, говорили, что пройти его было невозможно. Жесткий, не грязный, был игрок. Несколько лет он тренировал “Пищевик”. …Как и многие ирагинцы, он был на “ты” с мраморным делом. С 1984 года до 1990 года отец работал в Грозном. Строил там объекты. Дом правительства. Дом пионеров и мн. др. Мастер-бригадир по мраморным работам.

 

– 30 лет он отдал школе №1 в Беслане.

Можно только догадываться, почему поменял род трудовой деятельности…

– Он был человеком труда. Работе отдавался без остатка на 150% . Все делал на совесть. Пользовался огромным уважением и любовью учеников. Он их обучал не только физической культуре, но и многим другим наукам – как оставаться в любой ситуации человеком. Отец для многих из них был вторым отцом – увел ребят от хулиганства, влияния улицы, наркотиков. Все это потихоньку входило в нашу жизнь. Его ученики посвящали ему стихи. …Почему он стал заниматься другим делом? Причины  материальные и моральные.

– …Исход (репатриация) сотен тысяч греков Советского Союза начала 1990-х на историческую родину не миновал вашей семьи.
– 
Эта “национальная идея” греков Советского Союза, как мне кажется, не обошла ни одну семью стороной. Более двух лет мы прожили в Греции в Салониках. В конце 1992 года вернулись в Беслан, где отца с распростертыми объятиями ждала его родная школа.

– Ему к тому времени было 63 года. … Лихие 1990-е – для страны это были, скажем, непростые, суровые годы.

 

– У него было крепкое богатырское здоровье. Он принадлежит к той категории людей, кто всегда должен заниматься делом. Сидеть дома  – это не его история. 1990-е годы. Это было, на самом деле, очень непростое время. Страна полетела под откос. Под откос полетели судьбы миллионов людей.  Положение спасали благодарные ученики отца. Они покупали школе на свои средства необходимый инвентарь, спортивную форму, мячи. Они сами приходили и спрашивали: “Иван Константинович, какая помощь от нас требуется?”. Это и есть самый главный жизненный капитал – авторитет, уважение людей. Когда человек идет прямо по улице и смотрит открыто всем в глаза.

– …Подвиг школьного учителя Ивана Константиновича Каниди, который спасшего ценой своей жизни, жизни десятком и, скорей всего, сотен заложников в ходе трагического развития событий по их освобождению, должна была быть оценена звездой Героя России…


 – Речь идет о сотнях спасенных. Он обезвредил бомбу, отсоединил контакты. Можно только представить, что последовало бы за ее взрывом, какое количество убиенных. По признаниям очевидцев все это время он вел себя героически, защищал детей, бросился на террористов, открывших огонь по заложникам. Все это он делал осознанно, жертвуя собой ради жизни детей. У нас, согласитесь, бывает и такое, когда награждают человека звездой Героя, когда этот человек, образно говоря, просто подошел к машине, не ведая о последствиях, и эта машина с взрывчаткой взрывается. Мой отец совершил подвиг осознанно и, получается, не достоин звезды Героя. В такое время, увы, мы живем.

 

В эти секунды вспомнил о нашем соотечественнике анапчанине 20-летнем сапере Анастасе Шембелиди, который спас жизни в Чечне сотен своих однополчан 17 мая 2002 года. Анастас был представлен посмертно к звезде Героя России,  но тут “наверху” вступили в дело пресловутые “лимиты” по звезде Героя по Северному Кавказу.

– Некие “лимиты” не дали хода награждению Ивана Константиновича Каниди звездой Героя России.

– Но, согласись, никаким сверху “лимитам” неподвластно народный гнев и народная любовь. Дни трагедии Беслана воздали всем по заслугам, определили “кто есть кто”. …Учитель Иван Каниди стал героем и праведником этой трагедии. Другие…

– Ничто, согласись, не произрастает на пустом месте К подвигу человек идет всей своей жизнью. Вся жизнь отца – это отрытая книга “Честь и достоинство”, творение добрых дел.  Что касается других людей, кто проявил в те дни малодушие. После этого их здесь в республике никто не видел. Их, у всех нас то это вопрос из разговора с Богом. Мы все когда-то придем к нему на исповедь…

 

– … Сколько лет Яннису Константиновичу Каниди – внуку?
 Ему 17 лет. Отец мечтал самолично отвести своего тезку внука на его первую школьную линейку 1 сентября 2005 года. Уверен, что Яннис уже осознает, какая честь и ответственность носить фамилию и имя его прекрасного деда.

 
– …В педагогику тебя привела трагедия Беслана. Это твой поклон памяти об отце.

 Да, можно и так сказать. Если бы не эта страшная беда, то не было этой школы-интерната, то я занимался иной деятельностью. Работал  ветеринарным врачом, занимался бизнесом.  …По образованию я являюсь ветеринарным врачом. Не могу сказать, что я бредил своей профессией, но то, что стал хорошим врачом у меня не вызывает сомнений. По складу своего характера я настырный, упорный, трудоголик. До всего, до сути, догрызаюсь. Если не талантом, то каторжным трудом. Роль троечника в профессии, в том, чем занимаюсь, меня не могла устраивать по определению. Если поставил перед собой цель, то буду последовательно идти к ней. И по части профессиональной компетентности и ответственности за дело. Все это у меня от отца – если что-то делать, то только настоящим образом. Правда, до отца, его потрясающих человеческих качеств мне еще идти и идти, но этот путь, эта «дорожная карта» при мне, прямой без «закоулков».

 

– Иван Константинович Каниди.  Какими душевными силами необходимо обладать, природным здоровьем, чтобы в 74 года работать школьным учителем.

– Теперь я его понимаю. Работа учителя – это только призвание. В противном случае, когда учитель школьный на работе мучается, пользы от его работы чуть, а ущерб «короткий» и «длинный» катастрофичен. Это «двоечники» по всем дисциплинам.  Моральные, нравственные удары бумеранга от “двоечников” педагогов их “двоечников” учеников в днях сегодняшнем и завтрашнем. …Пример отца – это что-то исключительное! Дети относились к нему с любовью и уважением. Вы просто не представляете, как это было искренне и трогательно! Поклонение учеников. Как они его боготворили. Многие годы уже после окончания школы они приходили к отцу в школу увидеть его, спросить, чем они могут помочь школе. Это и есть высшая оценка труда педагога. Благодарные ученики. Мы говорим, что наше время гораздо более неоднозначное, чем советский период наших школьных лет. Сейчас учителю заслужить авторитет  у учеников гораздо сложней.

О школе-интернате им. И.К.Каниди

 

Решение о строительстве школы, напомню, было политическим. Его озвучил в конце 2004 года тогдашний премьер-министр Греции Константинос Караманлис. Миллионы греков были потрясены трагическим исходом развязки освобождения заложников в бесланской школе. Миллионы греков во всем мире скорбно склонили свои головы в память о нашем соотечественнике герое и праведнике трагедии Беслана учителе физкультуры 74-летнем Яннисе Канидисе. Наши сердца наполнило чувство гордости за его нравственный подвиг, его героизм.

– …Экскурсия в прошлое. Через год с небольшим после начала строительства школы-интерната им. И.К.Каниди к данному проекту подключилась норвежская сторона.

– Совершенно нормальное явление. В международной практике участие в подобного рода проектах нескольких сторон это нормальная практика. Греция – это 50% расходов. Греческая сторона не предполагала, что ей предстоит вкладываться в строительство. В процессе строительства стало понятно, что изначально запланированных средств греческой стороны будет недостаточно. Тогда программа развития ООН  привлекла норвежскую сторону. Мы все ей очень благодарны. …Королевство Норвегия вложило в заключительную стадию строительства нашей школы еще 1, 5 млн долларов.

– Если бы не норвежцы, то, скорей всего, строительство школы затянулось на порядок. Греческая сторона, вспоминаю, заявила свое желание, чтобы здесь, в этих стенах функционировала футбольная академия им. Янниса Канидиса.

 

– На тот момент глава администрации Беслана Ходов Владимир Хаджимурзаевич изложил свое видение данного проекта. Интернат – это хорошая альтернатива футбольной академии. С футбольным, спортивным уклоном. 8 классов. 11 футбольных команд. Каждая возрастная категория отдельная футбольная команда.

– Основной приоритет – социальный. …Второе – поиск, взращивание спортивных талантов, будущих звезд российского спорта.

– Вторая ступень отбора – по критериям таланта. Это четвертые и пятые классы. Именно тогда футбольная талантливость зримо выявляется. …В нулевом классе отучился, и сразу же переводим официально в первый класс школы. Что касается звезд футбола и спорта. Считаю, что наиболее идеальная природная среда для взращивания наших будущих российских “Пеле”, “Гарринч”, “Стрельцовых” и “Ворониных” – это наша Северная Осетия-Алания и Краснодарский край. Вот тогда мечта, кто-то посчитал ее безумной, одного нашего футбольного руководителя поставить цель стать чемпионами мира по футболу, станет реальностью. Ведь футбол – это самый популярный вид спорта в мире, это наша национальная идея. Главное – это внимание со стороны государства, побольше таких фанатиков, преданных футболу, как в Краснодарском крае Галицкий. …Верю в будущее нашего футбола. Не могу не сказать о нашей “Алании”. Если бы всех воспитанников осетинского футбола собрать в родных пенатах, то “Алания” была только в первой пятерке лучших клубов России. Но сейчас во всем мире правят бал деньги.

 

– О педагогическом и, в общем, всем коллективе школы – интерната им. И.К.Каниди. 
– …У нас в школе-интернате прекрасный педагогический коллектив – людей подвижников. Все мы – одна семья с бедами и радостями пополам. Наши педагоги – люди, влюбленные в свою профессию. А иначе быть не может.

– …Жизненное призвание. Константина Каниди в педагогику рекрутировала жизнь, служение памяти отцу. Ведь еще 8-10 лет назад ты, наверняка, не представлял себя в роли педагога.

– Сейчас я не представляю своей жизни без школы. Дети, коллектив. Истинная цена человеку не от его бесконечно правильных и убедительных слов, а от того, что он делает, от его действий и поступков. Это особенно чувствуется с детьми. Именно они лучше всего чувствуют подлинность и распознают неискренность, фальшь. Все это, подлинное, ценят и вдвойне сторицей тебе отдают. Поворачиваются спиной к фальши, лицемерию.

– Никакие материальные приоритеты в самых искушающих своим лукавым взором эквивалентах не могут быть сопоставимы, сравнимы с любовью и признанием детей.

– Это так и есть. Благодарность детей, твоих учеников. Если бы меня обняла девочка ученик нашей школы, то для меня этот душевный порыв ребенка стоит гораздо больше многих миллионов рублей. Только учителя, педагоги могут понять смысл моих слов.

 

– …Детей ведь не обманешь. Их любовь не продается ни за какие «пряники».  

 – Самые мощные психологи – это дети. Они могут быть добрыми и великодушными, и жестокими. В первом случае, когда они чувствуют искренность. Во втором – когда  от их педагога «разит» неискренность и непорядочность. Такого человека, педагога они могут разыграть на «раз, два-три». И не надо потом возмущаться. Необходимо посмотреть на себя в зеркало. Детей, повторяю, не обманешь. Быть школьным педагогом можно только по призванию. Надо любить свою профессию. В противном случае, эта работа станет для тебя каторгой. Последствия такой «педагогической» деятельности будут необратимо катастрофичными, страшными для общества.

– Ваши пожелания. Чего бы вам хотелось от окружающих?

 

– Внимания со стороны государства. Это необходимо! Судите сами о приоритетах в нашем государстве. Полицейский получает 45 тысяч, а учитель во многих регионах 12-13 тысяч. Никто не оспаривает важность работы полицейского, но никто не скажет, согласитесь, что работа школьного учителя менее важна.

– В Москве школьные учителя получают достойные зарплаты.

– Москва – это не Россия. Это государство в государстве! У нас здесь никакая экономика. Все заводы стоят. Вот если бы они работали, то поднимались бы социальный уровень жизни населения, налоговое наполнение. У нас в производстве заморожены миллиарды. Работает один цинковый завод. «Электроцинк». Труд учителя оплачивается из ресурса местных бюджетов. Ясно, что этих денег мало, явно недостаточно. Профессия школьного учителя просто обязана быть престижной и чуть ли не самой уважаемой в обществе и государстве.

– Главная цель – вернуть детям детство, отрочество, юность, дать им образование, дать им лотерейный билет состояться в спорте и, соответственно, в жизни. Чтобы они стали полноценными членами человеческого сообщества.

 

– Северная Осетия – это борьба, футбол. Целая плеяда спортсменов и педагогов еще с советских времен. Тот же Валерий Газзаев был учеником знаменитого Мусы Даниловича Цаликова. …Согласен, все это мы стараемся дать нашим ученикам – стать полноценными, социальными гражданами нашей России. Чтобы в этой жизни они не сгинули и не пропали. Чувство локтя, солидарности. Они должны знать, что в любой ситуации могут придти сюда к нам, поделиться своими сомнениями, проблемами. Мы всегда рядом. Главное – быть настоящими людьми.

– Глядя на ребят, ты видишь, что из них может получиться? Их потенциал. Спортивный. По части будущего призвания.

– Да, безусловно. Если взять наших первоклассников, то даже у них можно увидеть их потенциал.

– Ты можешь с уверенностью сказать, что из этого пацана вырастет будущий Валерий Газзаев, Игорь Яновский, Бахва Тедеев, Алан Дзагоев…

– Там сейчас другие фамилии: Куцев, Гудиев…

 

– Известные футбольные мастера бывают в вашей школе?

– Многие российские клубы, приезжающие во Владикавказ, посещают бесланскую школу-мемориал, приходят в нашу школу. О ком хочется сказать особо. Об игроке ЦСКА и национальной сборной России, воспитаннике осетинского футбола Алане Дзагоеве.
Он помогает нашей школе. Приобрел нам мячи.  Кстати, Алан Дзагоев – воспитанник тренера нашей школы Юрия Наниева.

– Расскажите о тренерах в вашей школе-интернате им. И.К.Каниди.
– 
Это, помимо Юрия Наниева, Алан Кудзиев и Спартак Хатараев. Наши ребята за 5 лет существования школы-интерната завоевали десятки кубков. Недавно стали первыми в республике, достойно выступили по России. Мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день. Нам необходимо только немного внимания.

Слово благодарности соотечественникам

 

– Перейдем в нашем разговоре к благодарственной части. …Видел своими глазами на территории вашей школы-интерната автобус с логотипом
 Благотворительного фонда Ивана Саввиди. Кому из наших соотечественников вы хотели сказать ваши слова благодарности.
 Хочу поблагодарить руководителя нашего греческого Объединения Ивана Игнатьевича Саввиди, его Благотворительный фонд. Мы ждем от Ивана Игнатьевича,  руководства ПАОКа приглашения нам для участия в организуемых клубом юношеских турниров. В летние или зимние каникулы. Не забывайте о нас! …Мы ждем внимания к нашей школе от греческих меценатов. Приглашаю всех их к нам в гости.

– …Помню прекрасно, как оперативно отреагировало греческое Объединение России на трагедию Беслана в сентябре 2004 года. Проходит время и, как правило, от большого числа людей, кто стоял рядом плечом к плечу, остаются единицы.

 

– Мне хочется сказать о тех, кто в числе этих единиц. Это руководитель нашей греческой общины “Прометей” Юрий Максимович Асланиди. Всегда чувствую его внимание и поддержку. Он для меня, как ангел-хранитель. Завтра мы с ним встречаемся и обстоятельно поговорим о нашей жизнедеятельности. Это профессор Георгий Кузьмич Василиади, уроженец Ираги, мудрый человек. …Это упомянутый мной Благотворительный фонд И.И.Саввиди. Это руководитель Ростовского общества греков Мелина Леонова, у которой слова никогда не расходятся с делом. …Вы правы, что в первые месяцы, год-два было много наших соотечественников, кто готов был оказать помощь, кто просто звонил и, тем самым, морально поддерживал. Спасибо тому же Панайоту Ксандопулосу, кто активно занимался увековечением памяти отца в Афинах – в его честь был назван зал в культурном центре района Агия Варвара. Спасибо Николаю Георгиевичу Агурбашу и Павлу Федоровичу Асланову. Огромное спасибо легенде нашего движения ирагинцу Ахиллесу Ираклиевичу Чепиди, который в первые годы после трагедии морально нас поддерживал. Слова благодарности нашим салоникским соотечественницам Людмиле Симелиду и вашей коллеге Софии Прокопиду. Это люди с огромным сердцем. Благодарю твоего коллегу Афанасия Авгериноса, тебя за всегдашнее человеческое и журналистское внимание к имени отца, нашей школе-интернату, нашей греческой общине “Прометей”.
 – …Что тебе дает силы?
– 
Память об отце. Для меня – это священная категория. Всю свою жизнь я теперь сверяю по нему. Мой отец – это мой “Символ веры”.

Никос Сидиропулос. Москва.
Νίκος ΣιδηρόπουλοςΜόσχα.

Kanidi I.K.oikogen.1

 

DSC07720

Ивану Каниди
Еще тогда и там, где мой апрель
Лишь силу набирал в попытках робких,
Учил меня ты брать любую цель
В спортзаловской истоптанной коробке.Я рос, учился цели брать, и брал,
И ты мне был в дороге старшим братом.
Учитель мой, так много ты мне дал,
Что долг вернуть я не смогу… куда там…Как не вернут и тысячи ребят,
Которым был ты нитью Ариадны.
Ахилл  – сложеньем, мудростью  –  Сократ,
В ученье – щедрый, на послабки – жадный.Ты жил Мужчиной, и, когда в свой час
Беда пришла с переэкзаменовкой,
Не опустив с испугом честных глаз,
Ты встал на самый край ее у бровки.И за спиной воспряла ребятня,
Опущенные крылья расправляя.
Элладу и Кавказ соединя,
Плывет в бессмертный подвиг ваша стая

Туда, куда Расула журавли,
С Газдановскими слившись журавлями…
Те, кто погиб за честь родной земли,
Навеки в мире остаются с нами.

И ты – один из них…
       Феликс Цаликов

 

2019-09-03T15:16:59+03:00