Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Премию «Музей года» получил музей Коллекция Костаки

1 марта 2019 года в Москве в Гостинном дворе прошло награждение лауреатов VII ежегодной премии Премией The Art Newspaper Russia.

Были представлены победители в пяти номинациях:

  • Выставка года
  • Музей года
  • Реставрация года
  • Книга года
  • Личный вклад

Стоит отметить, что за номинацию боролись Музеи Московского Кремля и Музей истории Витебского народного художественного училища.

Перезагрузка русского авангарда в Салониках

В древнем городе Салоники хватает достопримечательностей, чтобы считать его не только местом для пляжного отдыха, но и важным центром познавательного туризма. Античные и средневековые памятники встречаются здесь повсюду: греческая агора и римский форум, базилика святого Димитрия Солунского, Белая башня, арка и гробница императора Галерия, монастырь Влатадон, крепость Эптапиргио. И с музеями в городе обстоит очень неплохо. Чего стоят хотя бы Археологический музей и Музей византийской культуры — оба поистине фееричны!

Однако не всякому туристу пришло бы в голову, что в Салониках можно познакомиться с подлинными произведениями русского авангарда. Хотя такая возможность ни от кого не скрывалась. Еще в 2000 году греческое государство за $40 млн официально приобрело у наследников Георгия Костаки, эмигрировавшего из СССР в 1977 году и скончавшегося на исторической родине в 1990-м, значительную часть его собрания. Другую, не менее богатую шедеврами часть Георгий Дионисович отдал Государственной Третьяковской галерее перед выездом из страны — таково было условие для его беспрепятственной эмиграции. В Греции же приобретенные экспонаты — 1277 предметов искусства и около 3000 документов из личного архива Костаки — почти сразу были переданы в ведение Государственного музея современного искусства в Салониках, где и хранились все это время. Причем нельзя сказать, что хранились исключительно в запасниках. Музей устраивал тематические и персональные выставки, связанные с художественной культурой России начала ХХ века, а также охотно выдавал работы из этого фонда для международных проектов. 

И все же до недавних пор произведения Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Ольги Розановой, Владимира Татлина, Павла Филонова не вполне отыгрывали ту роль, которая подразумевалась самим их статусом в иерархии мировых культурных ценностей. Безусловные жемчужины собрания не были встроены в подобающий контекст, хотя как раз коллекция Георгия Костаки, даже в урезанном виде, позволяла выходить далеко за рамки формата, характерного для многих европейских музеев: «А еще у нас есть пара диковин — образчиков русского авангарда». Отсутствие в Салониках релевантной постоянной экспозиции сбивало в том числе прицел на туристов. Чтобы они потянулись в музей, необходим серьезный стимул — вот его-то и недоставало.

Положение дел следовало менять, и даже было понятно, в какую сторону. Директор музея Мария Цанцан­оглу продвигала концепцию, согласно которой все пространство бывшего монастыря лазаритов, Мони-Лазаристон, должно быть отведено под показ коллекции Костаки — в идеале в форме постоянной экспозиции. А функции музея современного искусства правильнее передать другой площадке. Этот сценарий «цивилизованного развода» требовал решений как административных, так и финансовых. И решения были приняты. 

Административная реформа привела к созданию в городе нового музейного объединения — Me­tropolitan Orga­ni­zation of Museums of Visual Arts (MOMus). Неотъемлемой, но автономной его частью стал музей, который отныне ориентирован на ретроспективный показ коллекции авангарда. Современное же искусство, греческое и зарубежное, в качестве базы использует выставочный зал в районе порта, а в будущем обоснуется в здании бывшей фабрики «Ифанет». 

План разумный, но требующий инвестиций, которые от греческого госбюджета ожидать не очень-то приходилось. Подмога пришла извне. В 2017 году комитет по развитию музея возглавила наша соотечественница Кристина Краснянская, учредитель московского Heritage Art Foundation, а генеральным партнером проекта реорганизации стал московский же благотворительный фонд AVC Charity, основанный предпринимателем и коллекционером Андреем Чеглаковым. Привлеченные силы позволили избежать «долгостроя». 

Первые результаты были предъявлены в июне 2018 года на выставке «Салоники. Коллекция Костаки. Рестарт» (кураторы — Наталия Автономова, Алла Луканова, Мария Цанцаноглу; дизайн Кирилла Асса и Нади Корбут). Выставка устраивалась как временная, но структурно и концептуально служила прообразом будущей постоянной экспозиции. Предполагается, что дважды в год здесь будет происходить ротация — хотя бы по той причине, что при всем размахе поместилось только четыре сотни произведений. Надо, впрочем, верно оценить употребление слова «только». Дело даже не в количестве вещей, вполне рекордном для долгосрочного представления русского авангарда вне Москвы и Петербурга, а в их репрезентативности. Такой срез «левого искусства», конечно, не альтернативен ничему, что мы знаем из виденного в отечественных музеях, но он по-своему уникален и — тоже по-своему — самодостаточен. 

Перезагрузка в Салониках подразумевает, помимо основательной постоянной экспозиции, еще и многое сопутствующее. Например, исследовательские гранты для молодых искусствоведов, желающих внести вклад в систематизацию архива Георгия Костаки, пока не слишком изученного. Международные научные конференции и разного рода книжные издания — тоже в обещанной программе. Наша газета присоединяется к пожеланиям, чтобы все начатое и задуманное получилось.  

Источникhttp://www.theartnewspaper.ru/posts/6652/

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2019-03-01T23:18:18+03:00