Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
6 марта 2014

Год без Христофора Триандафилова

6 марта 2014 года исполнится год, как нет с нами талантливого кинооператора, режиссёра, художника, литератора, члена Союза кинематографистов РФ, члена Всероссийского общества греков — Христофора Триандафилова.

Не утихает в моём сердце  боль от его безвременного, скоропостижного ухода из жизни…

Все кто знал  Христофора Васильевича, надеюсь, не забудут его  фильмы: «Страницы истории греков Причерноморья», «Маэстро — Одиссей Димитриади», «Поёт Тамара Кацы», «Победы и поражения Гавриила Попова». Кто–то перечитает его книгу «Греки России — уезжать или оставаться?», друзья вспомнят его добрую и умную сказку «Тигрёнок», посвящённую сыновьям, и посмеются над весёлой комедией «Свояки» (она печаталась  при его жизни  на страницах газет «Афинский курьер» и «Эвксинос Понтос»).

У каждого в памяти остался свой  Христофор Триандафилов. В моей душе –  он умный и образованный, никогда не унывающий грек, беспредельно любящий  свою профессию, живопись, музыку и женщин! Талант ему был дан от Бога, и он это знал, торопился сполна отдать его людям, в своих произведениях. 

«Я никогда не скучаю, мне интересно находиться  в обществе собственных мыслей»,

Эта его крылатая фраза говорит о его постоянном движении вперёд. Меня поражала его работоспособность  и глубокие  энциклопедические знания, особенно в области истории, географии, астрономии и других науках… Он был  исключительно любознательным человеком. Готовясь к съёмкам фильма, будь то о пчёлах, или о развитии голографии,  или о техническом творчестве детей в Таганроге,  он, прежде всего сам досконально изучал материал.

Меня с Христофором свела жизнь в Москве, в лихие 90-годы. Окончив ВГИК (Всесоюзный Государственный институт кинематографии), он  был  уже известным оператором на киностудии им. Горького. Где снял фильмы: «Стреляные гильзы», «Всадник над городом», «Подарок чёрного колдуна», «Недопёсок Наполеон третий», «Мальчик с осликом», «Дерево Джамал», «Когда женщина оседлает коня», «Каракумы 45 градусов в тени», «Мал да удал» и «Волшебная книга Мурата» и другие, более 13 игровых  детских фильмов, некоторые из которых были  премированы.

 Я же работала режиссёром в центре досуга «Сретенка», и входила в Совет режиссёров Союза театральных деятелей РФ. Мы проводили театрализованные представления и праздники в Москве и за рубежом. В 1990 году нам доверили провести 1-ый  Всесоюзный Фестиваль советских греков в Москве,  в городах Черноморского побережья, в Греции и на Кипре. Я отвечала за культурную программу всего фестиваля. Христофор Триандафилов возглавлял киносъемочную группу, и снимал выступления  профессиональных артистов, и фольклорные греческие ансамбли. Это был незабываемый фестиваль для всех участников, большим праздником души, талантов,  встреч  с родными и друзьями в России и Греции. Так нас и свела судьба.

 

По возвращению в Москву,  Христофор Васильевич понял, что в  связи с перестройкой, работы на киностудии им. Горького ещё долго не будет. И тогда он открыл частную фирму «ГРОМ» (Греко – русское объединение мастеров) и пригласил меня сотрудничать  с ним. Негласно он меня называл «офицер по особо важным поручениям», а я его «генералом». В 1990 году мы зарегистрировали фирму.  Он сам написал «Устав», и мы занимались культурно-просветительской  деятельностью.

Первая работа была над фильмом «Страницы истории греков Причерноморья».  Христофор,  изучив историю, тщательно работал  над  сценарием.  Мало кто знает, что за этот  фильм, среди 60 фильмов профессиональных режиссёров, Триандафилов Х.В. получил диплом за глубокую разработку темы в Международном конкурсе национальных документальных видеофильмов под названием  «Евразийский калейдоскоп» — 2003 года.

 

Мне нравилось с ним  работать, несмотря на его строгость и требовательность. Он не терпел посторонних разговоров во время работы, просил тишины и сосредоточенности.  Я училась у него колоссальному терпению, особенно это качество проявлялось во время съёмок, когда он терпеливо ожидал  закат или восход солнца над водой. В  фильме такие кадры дорогого стоили, имели глубокий смысл и  рождали особенный художественный образ.

Кино и театр нас связали надолго; я стала больше вникать в специфику кинематографа, присутствуя при монтаже фильма, он же мне помогал видеорядом, и музыкальными  фонограммами  в проведении театрализованных мероприятий. 

Он не любил разгильдяйства и неряшливости. В его квартире всегда царил порядок и чистота. Вещи, книги, заточенные карандаши, кисти и диски, различные инструменты знали своё место. Часто он повторял: «Порядок начинается с головы!» Выглядел подтянуто, на торжественные мероприятия любил надевать бабочки, но и галстуки не исключал, костюм на нем всегда сидел изящно, в молодые годы он любил спорт, и занимался легкой атлетикой.

Христофор любил работать дома за письменным и монтажным столом, под рукой на книжных полках находилась Большая Советская Энциклопедия, и библиотека, которую он собирал в течение всей жизни. Черновой  монтаж фильма  делал дома, тщательно подбирая музыку, к счастью, в его архиве  её было много;  классической и эстрадной. Сын Денис приносил  что-нибудь новенькое. 

Христофор, будучи художником, сам  рисовал картины и  портреты героев к новым  фильмам, научился отлично обрабатывать фотографии на компьютере. Обладая  чувством меры (важная черта для художника), при монтаже он безжалостно сокращал  дикторский текст, доводя его до совершенства, чтобы слово, музыка и видеоряд  соединялись в единое целое. По его просьбе и в меру своих возможностей, когда уже не работала в его фирме, я всегда  находилась с ним рядом,  более 20 лет!. За эти годы, мы научились понимать, ценить и уважать друг друга. Зная свой крутой нрав и жёсткий характер, Христофор благодарил меня за терпение.  А я понимала, что человека будут помнить по его делам, а не по характеру.  Ведь с талантливыми людьми, как правило, сложно. Но необыкновенно  интересно! На этом взаимопонимании и держался до конца его дней  наш долгий союз.

Надеюсь, что мы внесли частицу своего труда в возрождение культуры греческого народа. Не случайно, консул Греции в России  госпожа Ифигения Кондолеондос сравнила деятельность Христофора Триандафилова «с мостом между культурами народов России и Греции». Он любил Грецию, часто там бывал и говорил, что «в Греции всё ласкает глаз, на лицах улыбки, нет доморощенного хамства». В 2008 году он показал мне Грецию, и мы много снимали там, исторические места от Пелопоннеса до Фракии.

 

 Христофор всё умел делать своими руками. Если было нужно, брался за молоток и приводил дом в порядок. Он мог починить электропроводку, застеклить балкон, изготовить мебель. Он неплохо готовил, но особенно любил готовить варенье, яблочное и айвовое.  Он помогал всем, когда видел, что в его помощи нуждаются. Любил детей и почитал стариков. Лишившись в  девятилетнем возрасте отца, он всю жизнь боготворил его, и старался все делать так, чтобы отец мог гордиться им, если бы был жив. Ухаживал за своей больной мамой, перевез ее к себе. В 1992 году  она умерла у него на руках, он похоронил её в Армении. По решению сыновей прах Христофора Васильевича  покоится там же, рядом с родителями, на его малой родине, в г. Ванадзоре.

Он навсегда останется в моей памяти, как незаурядная личность, с которым было интересно творить,  жить, общаться, учиться конструктивно мыслить и ценить время. К сожалению, времени ему было отпущено не много для завершения  его творческих планов. Мы намечали  жить вместе, и снимать, закончить его наброски к еще трем фильмам «Греция – вторая родина», «Депортация крымских греков», и «Наваринское сражение». Он до последнего момента творил, ушел из жизни после записи дикторского текста для фильма «Наваринское сражение». Христофор не успел закончить эту работу, но силами его близких людей и сыновей фильм будет выпущен.

Однажды Христофор, размышляя о жизни, попросил меня записать его мысли: 

«Жизнь дается человеку Богом. Это огонь, который светит. И когда-нибудь, волей того же Бога, потухнет. В этом огне –  и душа, и совесть, и мысли. Огонь — это жизнь».

И действительно, всё, за что бы ни брался Христофор, он делал с огнем, со страстью. И этот огонь согревал не только его, но и всех, кто его окружал.

Я благодарна Богу за встречу с этим удивительным человеком. Он навсегда останется в моем сердце!

 

Н.Н. Кузнецова – Шихиди, режиссёр, член совета Московского общества греков.

Февраль, 2014 г.

 

 

 

 

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2022-10-04T22:03:12+03:00