Братья Цахуридис – понтийские греки. История семьи повествует, что когда-то дед, Макон Цахуридис, мальчишкой бежал из Трапезунда в Грецию в 1922 году и осел в Верии. Дед, чьё имя получил старший брат – Матфэос Цахуридис, и был первым учителем внуков, он был прекрасный лирарис (исполнитель на лире). С его подачи маленький Матфэос (Макис, Макулис) впервые взял в руки понтийскую лиру, и уже не расставался с ней. В далеком 1989 году, на рождество, девятилетний Матфэос взял у дедушки лиру, чтобы разучить понтийские колядки, и чтобы выучить их как следует, играл до самой Пасхи.
А в 12 лет уже принимал участие в студийной записи дисков. В 1996 году 17-летний Матфэос получает первую Всегреческую премию за исполнение традиционной народной музыки, он играл на понтийской лире и скрипке во Дворце Музыки в Афинах. В июне того же года талантливый юноша получает возможность продолжить образование за рубежом — митрополит Верии Пантелеймон награждает его стипендией и напутствует развивать свой талант. Матфэос уезжает в Лондон, где поступает на музыкальный факультет университета Goldsmiths University of London. Через год к нему присоединяется Константинос, тоже выигравший музыкальный конкурс в Греции и получивший такую же стипендию от Верийского митрополита.
Молодым ребятам, оказавшимся так далеко от дома, на чужбине пришлось, мягко говоря, нелегко. Стипендия митрополита оплачивала только учебу, на жизнь приходилось зарабатывать самим. Как вспоминает Матфэос, более десяти лет они с братом снимали настоящую «дыру» за тысячу евро в месяц и подрабатывали где только могли, не отказываясь от черной работы.
Однако упорство, труд и талант делают чудеса. И в один из самых трудных моментов пришло первое признание: Матфэос был признан лондонской Академией Искусств лучшим исполнителем на «не-западном» инструменте, а Константинос был признан самым многообещающим греческим музыкантом в Великобритании.
После первой стипендии последовала вторая — от общества «Michael Marks Charitable Trust» под председательством леди Маркс. Продолжив обучение, братья получили степень доктора и защитили диссертации. Тема диссертации Матфэоса была посвящена, конечно же, понтийской лире, о которой он говорит, что она способна сыграть то, что может сыграть скрипка — возможности абсолютно равные. Сейчас братья ведут и преподавательскую деятельность.
За годы их музыкальной карьеры они вместе и порознь успели выступить в лучших концертных залах мира, сотрудничали с музыкантами самых разных национальностей. География их выступлений весьма обширна, это не только Европа, но и многие страны Азии и Ближнего Востока. В России, кстати, они тоже были. Как говорит Матфэос, одним из самых запомнившихся концертов был в городе Сулеймания иракского Курдистана в 2009 году. В Ираке пылает война, артистов сопровождает армия военных. На сцене — музыканты из Ирана, Ирака, Афганистана, Америки и Греции. За каждым — огромные декорации с изображением культурного символа страны, за спиной Матфэоса — Парфенон. Местные жители с любовью и уважением относятся к грекам, не зря там в свое время прошел Александр Македонский. И во время концерта стояла абсолютная тишина — как будто и нет никакой войны…
Ещё один интересный эпизод случился в Лондоне, на одном из благотворительных мероприятий, которое было организовано в помощь монастырю Хиландариу Святого Афона, сильно пострадавшего от пожара. На вечере присутствовал принц Чарльз, известный любитель музыки. Константинос и Матфэос со своим ансамблем «Душа и тело» давали концерт. Чальз весь вечер не сводил глаз с незнакомого ему инструмента — понтийской лиры, и в конце подошел со свитой к Матфэосу и спросил, что это такое. Тот всё объяснил и показал. Чарльз сказал, что в его доме в Румынии у него целая коллекция струнных инструментов. Тогда Матфэос вспомнил один из быстрых румынских мотивов и наиграл принцу мелодию.
“Семь нот на Востоке, семь нот и на Западе” – таков девиз музыкантов. Свою миссию они видят в том, чтобы объединять людей своей музыкой. Они сотрудничали и сотрудничают с лучшими греческими и зарубежными музыкантами, но в последние годы активно гастролируют в Греции. С 2011 года они вновь постоянные жители Эллады, но часто бывают и в Лондоне, и на гастролях. Ведь, как сказал Матфэос Цахуридис в одном из интервью: «Мы нужны Греции именно сейчас, когда ей трудно».
Оба брата очень располагают к себе, их концерт – это живое общение с залом, шутки, импровизации. Видно, что они понимают друг друга с полувзгляда, с полуслова. Они выступали на Фестивале Моря в Неа Муданья, и мы были на концерте. Очень душевно, многие песни зал пел вместе с ними. Они виртуозно соединяют казалось бы, не подходящие друг другу музыкальные фрагменты – и это получается очень свежо и здорово!
ΨΥΧΗ ΚΑΙ ΣΩΜΑ… Концерт, где вы услышите, кроме греческих мелодий, музыку всего мира, в том числе великолепный чардаш, нашу «Калинку-малинку» и «Катюшу», и многое другое.
Костас рассказывает о своем брате:
У Макоса очень близкие отношения с его лирой. Он не меняет свою лиру, чтобы частоты вибраций в инструменте всегда были одинаковыми … в то же время он излучает все, что имеет отношение к струне, включая 16 инструментов, на которых он играет до сих пор, и их число растет …
Помимо понтийской лиры, Мэтью играет на таких струнных музыкальных инструментах, как скрипка, лютня, оуд, бузуки, гитара, иранская лира, афганский бунт, а также афганская и узбекская лира.
В качестве солиста с понтийской лирой он выступал со многими видами музыки, такими как: балканский и латинский джаз, музыка Ближнего и Среднего Востока, Индия, Афганистан, традиционная музыка Норвегии, Ирландии, Азербайджана, Ирана и т. Д. в то время как он был солистом симфонии Праги, Болгарии, ERT в таких местах, как: Женевский оперный театр, Королевский Альберт-Холл, Оперный театр Палермо, Хередео, Виктория-холл (Швейцария), Башня Кристианстада и т. д.
Мэтью говорит о своем брате:
… Константин обладает уникальной вокальной универсальностью, сложной техникой и эмоциональным исполнением, которая чередуется и идет от классической музыки и оперы до звуков традиции, звуков греческого, византийского, народного… Его голос уникален и, конечно же, является результатом напряженной работы над редким вокальным инструментом.
Константинос – выпускник музыкальных исследований в Лондонском университете (Голдсмитс). В 2003 году он закончил аспирантуру по этномузыковедению, и в том же году ему была присуждена стипендия Благотворительного фонда Майкла Марка для завершения докторской диссертации «Голос-техника Понта и Эпира в современной Греции: рефлекторная музыкальная этнография».
Его диссертация является первой на пан-греческом уровне, которая занимается выпуском голоса в греческих традиционных обществах Понта и Эпира и одним из немногих исследований в мире в музыке традиционных голосов.
Братья Цахуридис – это уникальный ансамбль с акцентом на понтийской лире. Это голос и неограниченные возможности взрывной музыкальной смеси с греческими элементами, этнической и классической музыкой.
Подготовлено для Московского общества греков с использованием материалов источников :
http://elramd.com/bratya-tsaxuridi/
http://www.tsahouridis.com
Получите ваш билет на торжественное мероприятие по случаю
Дня независимости Греции
25 марта 2018 года в зале “Известия Hall”
http://www.greekmos.ru/page_25_march/