Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Валерий Асланов

Асланов Валерий Ставрович – мастер спорта международного класса, чемпион Чемпионата Европы по дзюдо, чемпион и призёр Чемпионата Мира среди мастеров по дзюдо.

Героем моего очередного повествования о наших соотечественниках, известных своими полезными делами для человеческого сообщества, Греческого мира пространства бывшего Советского Союза, является Валерий Асланов (Асланидис), уроженец греческого села Витязево близ черноморской Анапы. 

Есть такая пословица – «где родился, там и сгодился».

Валерий Асланов: «…Главное – не потерять интерес и уважение друг к другу!»

Валерий Асланов не испытывал соблазнов, присущих всем молодым честолюбивым юношам из провинциальных городов и весей, покинуть родное село для покорения столичных «сияющих вершин», чтобы обрести известность и уважение, самоутвердиться среди своих соотечественников и земляков.

Он стал чемпионом Европы, Советского Союза по самбо, членом сборной страны, капитаном сборной России по дзюдо для мастеров, уважаемым своими коллегами-виноделами на пространстве Советского Союза специалистом в этом разделе сельскохозяйственного производства, узнаваемым лицом в Греческом национально-культурном движении, оставаясь при этом жителем греческого села Витязево. …Оставаясь при этом Личностью. 

Валерий Асланов.
Родился 6 июля 1953 г. в селе Витязево Анапского р-на Краснодарского края.
Выпускник Краснодарского института физкультуры.
Помимо спортивного образования имеет так же диплом «специалист-винодел» Краснодарского политеха. Член Совета директоров ОАО «Витязево». В 2007 г. Валерием Аслановым защищена кандидатская диссертация в области виноделия.
Мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России. Меценат.

Знаю Валерия Ставровича много лет, и  за все время нашего знакомства у меня не было причин усомниться в человеческих качествах этого человека, патриотические отношения с которым отношу к самому главному своему капиталу – «человеческому». 

Греческое поселение Витязево – близ черноморской Анапы.

Текущие 2000-е годы зримо меняют облик села, основная специализация которого долгие десятилетия была виноградорство, виноделие, летний оздоровительный отдых. 

Туристическая инфраструктура из советского прошлого уже не отвечает запросам сегодняшнего российского туризма. Набережная Витязево облюбована крупными  сырьевыми компаниями, федеральными министерствами, спортивными федерациями для создания современной инфраструктуры отдыха своих работников, тренировочных центров для спорта высших достижений. Да и местные жители, абсолютное большинство которых составляют наши соотечественники, вносят свою посильную лепту в создание достойной инфраструктуры: строительство частных гостиниц, точек общепита, магазинов сувенирной продукции, всяческих центров досуга.

За всем этим, меняющимся ежегодно туристическим обликом греческого села у берегов Черного моря, незаметно уходит его близкая сердцу жителей старшего поколения патриархальная «греческость», что можно увидеть и почувствовать как во внешнем облике, так и в соблюдении духовных ценностей.

Валерий Асланов – один из тех наших соотечественников, кого вызовы 1990-х гг. не застигли врасплох. Он шагает в ногу со временем, не теряя при этом «греческих черт лица» во всем – природного тяготения к знаниям, оптимизма, «витязевского» неискоренимого чувство юмора, любви к традициям и обычаям нашего народа – греков исторического Понта. 

Таких людей на самом деле, а не на демагогическом уровне, волнуют все эти изменения, проблемы сохранения нашей молодежью греческой самоидентификации, духовности, греческой узнаваемости и самобытности. Они относятся к категории людей-практиков, кто своими делами, своим примером способствует формированию позитивного образа  нашего народа у представителей многочисленных народов, проживающих в Анапском районе и Краснодарском крае, России. 
   
Как и все люди, состоявшиеся в жизни и профессии, он не испытывает недостатка в количестве недоброжелателей по отношению к собственной персоне и, в том числе, в среде наших соотечественников, главный смысл претензий которых к герою моего повествования сводится к сакраментальным фразам эпохи коллективизации и раскулачивания конца 1920-х – начала 1930-х гг. – «всем поровну» и «делиться надо».

…Чем делиться? Так он и делится! Жизненным и спортивным опытом, умением правильно выстраивать отношения в мире бизнеса и власти. Валерий Асланов щедро передает свой спортивный и житейский опыт десяткам местных парней и девушек, приходящих на тренировки в местную витязевскую спортшколу дзюдо филиал анапской специализированной СДЮШОР № 4, которая уже сейчас подтверждает свое высокое реноме – многие ребята привозят в родное село медали с различного уровня соревнований в крае и России. В этом, безусловно, заслуга блестящего тандема единомышленников и соотечественников – главного тренера- преподавателя витязевского филиала  заслуженного тренера России Василия Ильина (Илиопуло) и Валерия Асланова.

То, что наставники школы не испытывают практически никаких сложностей для воспитания у своих подопечных чемпионского духа и чувства гордости за право принадлежности к ее дружному коллективу – это заслуга Валерия Асланова.  

«У нас для тренировок есть все необходимое: современные татами, тренажеры для различных упражнений, нет проблем с содержанием здания, оплатой коммунальных платежей. Все это заслуга Валерия Ставровича, который буквально живет нашими заботами и делами» – слова Василия Андреевича Ильина, уверен, в дополнительных комментариях не нуждаются!  

То, что гордостью витязевцев является футбольная команда «Ставрос», выступающая на образцовом поле уютного стадиона «Понтос» – опять же заслуга Валерия Асланова.

Герой моего повествования является первым председателем местного общества греков. Все последующие руководители общества «Горгиппия» всегда знали и знают, что на Валерия Асланова можно положиться. Положение дел в обществе ему не безразлично – от него, как правило, не следует отказа в оказании общине самой универсальной помощи. 

Добрые дела Валерия Асланова давно перешагнули границы греческого села Витязево и Краснодарского края. Почти во всех храмах, построенных  за последние 10-15 лет греками России, присутствует благотворительный взнос Валерия Асланова.

Он в числе других греков-меценатов принимает участие в многочисленных акциях Ассоциации Греческих общественных объединений России (АГООР). К примеру,  в возведении памятника на Греческой площади Петербурга первому главе современного Греческого государства и министру иностранных дел России Иоаннису Каподистрии, памятника в столице Греции советскому солдату, сражавшемуся за освобождение Греции от фашистских оккупантов в период 1940-1944 гг. 


  
Главным критерием для него в принятии решения участвовать или нет в данном деле – понимание его необходимости, духовной значимости и исторической важности для своих односельчан и соотечественников.

То, что в селе за последние два года построены красавец православный храм святого Георгия и прилегающий  к нему мемориал жертвам репрессий 1937-1939 гг. – это опять большая заслуга Валерия Асланидиса.

Место нашего разговора – рабочий кабинет Валерия Асланова в летнем оздоровительном пансионате «Солнечный», помещение спортивной школы дзюдо, греческой общины «Горгиппия», дорожный маршрут Витязево-Анапа-Витязево.   

«…За наших дедов!»     

– …Мемориал  в память о жертвах сталинских репрессий 1937-1938 гг. Зримые контуры строящегося в Витязево православного храма. Что вас и наших витязевских соотечественников подвинуло на эти, безусловно, благие деяния?

– Мой ответ, быть может, покажется вам сакраментальным. Мы просто хотим знать свою историю. … Правдивую историю о наших предках. Каждый из нас, людей из поколения сегодняшних 50- летних, не знал своего деда. Всю свою жизнь я мечтал иметь деда. Мы выросли, так и не познав этой «духовной академии». В силу определенных исторических событий, которые потрясли весь Советский Союз в годы «Большого террора». …Что такое Судьба? Зачастую – это дело случая. В один из рабочих дней начала 1990-х гг. приехал ко мне один из сотрудников объединения «Кубань-вино» для обсуждения рабочих вопросов. В процессе нашего разговора его внимание привлек один документ на моем рабочем столе – справка о реабилитации моего деда Асланиди Христофора Ставровича.
Вопросы: «за что, чего и как». И тут выяснилось, что мой собеседник является председателем городской реабилитационной комиссии. В общем, взял он у меня эту справку на деда, пообещав выяснить все обстоятельства, связанные с его делом. Через две недели звонок: «…Приезжайте». Мы, я и двое витязевцев-соотечественников Федор Казазов и Илья Стафионов, приехали в Краснодар в краевую прокуратуру. Там нас попросили иметь при себе несколько вместительных сумок. Помню, в голове мелькнула мысль: «Неужели мой дед столько натворил?»  … 59 пухлых томов.
Так, спустя пол века после трагического ухода из жизни наших дедов, нам, их внукам, никогда их не видевших, была предоставлена возможность «встретится» с ними  – познать историю их горького пути к сталинской плахе.

– Расскажите о вашем деде. Кто он был?

– Мой дед Асланиди Христофор Ставрович работал колхозным бригадиром. Он был грамотным человеком. Организовал здесь театр, сочинял стихи, музыку.      

– Читать «расстрельное дело» своего деда – огромная психологическая нагрузка…

– Мы собрались в кругу и решили, что, если в процессе ознакомления с этими  документами, в них обнаружатся факты доносительства на жертв репрессий со стороны их соотечественников, то от нас никаких утечек информации, что может дискредитировать определенные семьи, быть не должно. …Поклялись Честью, Памятью наших дедов. 

– Ваша клятва, надеюсь, не оказалась востребованной.

–    Доносов, слава Богу, не было.  Пухлые папки дел на арестованных. Записи их допросов – галиматья, вызывающая у нормального человека реакцию шока и отвращения. В конечном итоге, абсолютное их количество были расстреляны. 
…Наших дедов обвиняли в организации всяческих террористических организаций, в подготовке свержения советской власти. Одним словом, чушь несусветная. Дикость, вызывающая одновременно чувства ужаса и брезгливости.
Неужели сами следователи верили в виновность обвиняемых?!

– Все это диктовалось одним императивом – пещерной маниакальностью Главного палача – автора Краткого курса ВКП (б), из которого следовало, что классовая борьба обостряется и, следовательно, видимых и невидимых врагов нашей советской родины, жаждущих пустить под откос все завоевания социализма, необходимо…   
…После ознакомления с материалами всех, нежданно оказавшихся в наших руках,  59 папок, мы собрались за  застольем. Словами первого тоста были: «…За наших дедов!». За то, что им хватило мудрости и мужества, что избавил их от своих сетей лукавый – от доносов и поклепов друг на друга. Они, честно сказать, так и не осознали, что творилось в стране, в какую страшную трясину террора та окунулась. Они оказались безвинными жертвами террора 1937-1938 г.
… Моего деда расстреляли 31 октября 1938 г. и все те, кто его расстреливал, были так же расстреляны.

– …Система заметала следы своих преступлений.  

– Да, так оно, наверняка, и было. …Что нас поразило? Допрос Сарианниди Федора Евстафьевича. Человек в возрасте. Подданный Греции. В ходе допроса ему задается вопрос о роде его деятельности. 
Ответ: «Работаю на винограднике».
«Вы обвиняетесь в совершении железнодорожной катастрофы». 
Ответ: «А что такое железнодорожная катастрофа?»
Он бедный ни разу не видел железной дороги, а ему шьют «железнодорожную катастрофу». В завершение всего этого фантасмагорического бреда следует констатация, что он является замом начальника Зауральской железной дороги. Человек ни разу в своей жизни не видевший поезда. …И так практически по каждому делу.

Строительство храма – это наше покаяние  

– …Когда был разрушен храм св. Георгия в Витязево? 

– Церковь была разрушена в 1934 году. Камень, из которого были сложены стены, пошел на строительство колхозных конюшен и складов. Сященнослужителем храма св. Георгия был Попандопуло Иван Дмитриевич. Или, как его называли в селе, Папаянни. Его и сделали предводителем антисоветской террористической организации. Предшественниками отца Иоанна были мои прадеды со стороны бабушки Феодоры Стилиановны – из семей Факировых и Тополиди. …После разрушения церкви, Папаяни перебирается в Москву, где служит в посольской греческой церкви. 

– У наших витязевских соотечественников, получается, была прямая связь с нашей исторической родиной.

– В 1937 г. отца Иоанна арестовали в Москве, обвинив в шпионской деятельности. Папаянни привезли в Краснодар. Его «назначили» вершиной айсберга – руководителем греческой антисоветской организации. Далее шли те, кто умел читать-писать. Создавалась некая структура из тех, кто всегда имел свое суждение: огрызался, не выполнял план на 100%, критиковал несовершенства и нелепости той жизни. 

– И сколько же наших соотечественников в Витязево участвовало в «террористической деятельности» против родной Советской власти?

– …156 мужчин греческой национальности в Витязево были расстреляны. В те годы село на 95% было греческим.
В числе 156 – один русский и один цыган. …В память обо всех них – наших дедах и прадедах и был возведен мемориал.  

– Самое страшное – это забвение памяти наших дедов и предков. 

– Да.  …Первое – это память о наших предках, нашем народе. Второе – это наши духовные истоки. Православие. 
Именно с приходом Православия из Византии берут начало братские духовные узы между греческим и русским народами, которые насчитывают свою тысячелетнюю историю. 

– 1930-1960-е гг. Годы богоборчества в Советском Союзе. Мы помним, что в эпоху хрущевского нео-богоборчества в 1962 г. в Ленинграде был разрушен монументальный греческий храм святого Димитрия. …В те годы храмы разрушались, превращались в склады, зернохранилища, мастерские, гражданские учреждения – слава Богу, они канули в Лету. 

– С распадом Советского Союза во всей своей обнаженности к нам (в общество) беззастенчиво ворвались такие человеческие пороки, как наркомания, игромания, псевдоценности чуждой нам западной массовой культуры. Были потеряны нравственные ориентиры, духовные ценности. Поэтому, чтобы что-то противопоставить этому падению «на дно», мы стали создавать спортзалы для молодежи, возрождать у нее интерес к культуре, традициям и обычаям нашего народа. Строительство храма святого Георгия – это восстановление некогда попранной воинственными безбожниками Справедливости. 

– Один в поле не воин. У вас, наверняка, есть единомышленники.

– Безусловно. Творить сообща, всем миром – это всегда интересней. Именно в этом случае («всем миром») обычно и приходят чувства, что жизнь твоя проживается не зря, после нас остаются зарубки для памяти последующим поколениям. Только в таких случаях к каждому мыслящему человеку, задающемуся вопросом «для чего он в этот мир пришел?», может придти чувство морального удовлетворения.

– Художественная идея мемориального комплекса в греческом Витязево – Вера в торжество справедливости.
В доме,  обрядившемся с уходом его хозяина, в черные траурные цвета, можно всегда увидеть в окне горящую свечу – неугасающий лучик Надежды.

–  …В Витязево в каждый дом пришла беда. А для любого грека дом – это основа основ. Куда бы греков не ссылали, отбирая у них построенные ими домашние очаги на Кубани, в Крыму, в Закавказье, первое с чего они начинали в сибирско-казахстанской ссылке – это строительство дома. Каждый грек за свою жизнь построил не один дом – в силу различных катаклизмов, обрушавшихся на наш народ.   

– К людям порой приходило отчаяние, но, слава Богу, рядом с ними всегда находились сильные духом их соплеменники, которые им говорили: «…Ни при каких обстоятельствах не надо падать духом, братья!»

– Верно! Первая половина 20-го века – это череда трагических испытаний для нашего народа: младотурецкий геноцид, сталинские репрессии, отлучение от корней. …Мы помним рассказы наших бабушек, родителей обо всем этом, как непросто им жилось. Отличительная черта витязевцев – это спайка людей. Все практически жили очень бедно – условия жизни у всех были практически одинаковы. Я не думаю, что была семья, у кого были вторые сменные брюки, туфли. Трудовой ритм. И, несмотря на всякие запреты, они строили дома, растили детей, верили в Бога. 
…Застольные ромейские греков Понта песни, танцы. Наши деды были все вместе – в радости и горе. Они были духовно богаче нас. …Не надо изобретать что-то новое! Надо возрождать духовность, культуру, физическое здоровье нашего народа.

      «…Мы начали строить здесь Малую Грецию»

– Репатриация 1990-х гг. Многих ли витязевцев она коснулась?

– Уехали, в большей степени, те, кто уже в 1960-1970-х гг. приехал сюда из Казахстана. С одной стороны людей можно понять. В том хаосе начала 1990-х  принятие решения уехать на историческую родину было для многих обоснованным шагом – люди пытались найти себя.  Порыв был у многих, но, пожив какое-то время в Греции, большая часть из них вернулись обратно. Мне очень горько, что нам в те годы не удалось остановить этот эмиграционный поток. Нам всем необходимо было сделать все, чтобы количество греческого населения в российском Причерноморье не уменьшилось, а удвоилось. Уверен, что многие из покинувших Анапу, Витязево, Россию, сожалеют об этом.  Мы здесь родились и можем здесь строить и греческие колонны, и православные храмы – никто и ничто не препятствует этому. Национальная политика России в отношении греков никогда не была репрессивной за исключением 30-40-х гг. 20-го века. Греки всегда расселялись по всему миру.  В переполненной Греции нас никто не ждет. Витязевцы, слава Богу, переболели этой эмиграционной болезнью. Поэтому и решили здесь обустраиваться. Здесь наша родина. Живут же греки в Австралии, Америке и, уверен, никуда оттуда не собираются уезжать. Греция для всех нас, греков во всем мире, является всеобщим центром притяжения, куда мы будем приезжать в гости, на конференции, съезды, соревнования, фестивали.  


– Туристическая инфраструктура. Центральный вход на набережную Витязево – греческая колонна, надпись «ПАРАЛИЯ» (перевод с греческого – набережная), повсюду греческая топонимика. В сувенирных лавках можно приобрести, наряду с флагами России, национальные флаги Греческой нации, Понтийского эллинизма. 

– И это не удивительно. Из 8 тысяч населения в селе, 5-6 тысяч – греки. Повторяю, сейчас все делается, чтобы нам, грекам, здесь комфортно жилось. Наши античные предки построили тысячелетия назад дорийскую колонну, на которой, можно сказать, держится весь мир. Витязевские, анапские греки впервые ее здесь поставили на паралии. Мы начали строить здесь Малую Грецию, внедрять эту архитектуру.

– Греческая архитектура органично вписывается в здешнее пространство!

– Приезжающие к нам со всех концов страны россияне не скрывают своего восторга: «Молодцы! Скажем своим знакомым, что отдыхали в Греции!»

Долгая дорога к храму

– В основу концепции памятника-мемориала репрессированным витязевцам был положен дом – домашний очаг…

– Вот, как раз, на эту тему (концепции памятника) у нас была достаточно длительная полемика. Участвовал в ней и главный архитектор Анапы, являющийся сегодня главным архитектором Краснодарского края. Он предлагал на мраморном камне увековечить имена всех репрессированных односельчан. …Но для греков крайне важно, чтобы каждый был, что ли, персонифицирован. Грек – это субстанция не абстрактная. Конкретная. …Чтобы каждый из потомков смог прийти к памятнику и увидеть высеченную на граните фамилию своего отца, деда, прадеда. …Ими был покинут свой дом, который разбит на две части. Посередине дома крест.  На одной стороне мемориального дома список людей, навсегда покинувших свой дом, а с правой стороны дома там окошко, за которым виднеется горящая свеча, что символизирует вечное присутствие невинно убиенных в своих родных очагах. Ведь наши бабушки еще долгие годы ждали своих мужей. Они так и не смогли смириться с мыслью, что их мужей, наших дедов, больше нет среди живых. «Горящая свеча» никогда не погаснет. Все они остались под крышей одного дома.  …И те, кто его покинул в предрассветные часы 1937-1939 гг., и те, кто в нем остался.

– О ком из наших соотечественников, принявших участие в реализации этого проекта «Память», вам бы хотелось сказать особо?

– О Федоре Казазове. Им была проведена большая кропотливая работа в архивах. Восстановлены списки людей, погибших во время репрессий 1937-1938 гг.

– В свою очередь, когда речь идет о строительстве храма святого Георгия в Витязево многие односельчане связывают это благое дело с вашим именем.

– …Идея воссоздания витязевского храма св. Георгия рождалась в конце  1980-х – нач. 1990-х. Авторство этой идеи принадлежит десяткам витязевцев, нашим соотечественникам. Первый этап – это сбор денег. Собирали деньги всем миром – кто сколько мог. Денег хватило только на вырытый котлован и на незаконченные фундаментные работы.
Инфляция начала 1990-х «съела» ценность собранных  денег. …Все это странным образом совпало с обрушившимися на витязевцев несчастными случаями, бедами. Казалось, им никогда не будет конца. …Что же делать?

– …Смутное время начала 1990-х гг. Эта яма, словно платоновский «котлован», стала символом того времени. …Развал великой страны. Безысходность. Мы все оказались в этом, своего рода, психологическом «провале».

– …И старики сказали: «Надо заканчивать строительство церкви». Несколько энтузиастов взялись за довершение строительства храма. Залили фундамент. Выстроили стены, под купола подвели, в черновую накрыли крышу. Думаю, с Божьей помощью скоро закончим.

– 23 сентября 2007 г. – день празднования 170-летия греческого села Витязево, который по праву можно считать днем рождения храма святого Георгия. В этот день настоятелем храма о. Иоанном была проведена литургия и, после ее завершения, на их законное место устанавливаются Главный купол храма и, затем, святой Крест.   

– 15 ноября 2007 г. храм св. Георгия засиял позолотой всех пяти своих куполов!  История строительства храма, насчитывающая порядка 15 лет, близка к своему завершению. Внутренние отделочные работы, роспись стен, территория храма. 

Церковь Георгия Победоносца в Витязево. 25 октября 2013 года  

– …Вот такая долгая история – «дорога к храму» у жителей Витязево. 

– Свою лепту в это благое дело внесли многие витязевцы.  Кто финансовым участием, кто своими руками занимался кладкой кирпича. … Одним из многих, кто внес свой посильный вклад, был я. Было бы неправильно кого-либо выделять – кто-то пожертвовал больше, кто-то чуть меньше. Основная идея строительства храма и воздвижения мемориала в Витязево – объединительная. Главная ее цель – сделать нас всех духовно ближе друг к другу.

– Многие наши здешние соотечественники говорят: «То, что в Витязево построен такой красавец храм – заслуга Валерия Асланова».

– Категорически не согласен с подобной оценкой! Это наша общая заслуга. Каждый наш соотечественник здесь внес свою посильную лепту в его строительство. И то, что моя лепта оказалась более что ли внушительной, ровным счетом ни о чем не говорит. 50, 100, 500 пенсионных рублей наших стариков, отданных ими на строительство нашего храма, для меня не менее ценны, чем все вместе взятые мои средства и организационные усилия, душевные переживания в ходе строительства храма. Я просто настаиваю на этом своем утверждении! 

– Но люди об этом говорят совершенно искренне…

– Считаю себя образованным, вменяемым, в меру совестливым человеком, лишенным каких-либо политиканских и бонапартистских замашек. Поверьте мне, сочту для себя личной трагедией, если построенный православный храм в Витязево не станет для нас фактором нашего единения. Чем и должен по определению являться храм для христианина – местом, где каждого человека, возносящего свою молитву Господу, должны посещать Высокие истины: Любви к ближнему, светлой Памяти об ушедших.   

С Валерием Аслановым и председателем греческого общества «Горгиппия» Христофором Асланиди подъехали к строящемуся храму. Как раз напротив живет дядя Миша Кусиди.

Дяде Мише уже за 80 лет, но держится он молодцом. Он и другие старики помнят, как прежний храм святого Георгия разрушали в 1934 г. Помнит долгие месяцы оккупации. 

На пространстве, где находится новый храм, проводились футбольные матчи с  непредсказуемым концом для команды хозяев от оккупантов. На войну тогда 17-летнего парня не забрали – то ли по молодости, то ли по причине его национальности. Только в августе 1942 г. их, молодых греков-парней, рвавшихся на фронт Родину защищать, собрали в военкомат, но вновь распустили по домам. Михаил Кусиди, как и многие советские граждане, был угнан немцами в плен в  Ейс, что в 57 км от Вены. Так как по документам он был «виноградарем», то и попал «Мишко» к виноградарю Фертелю Штейтвантеру. Бегство из плена, служба минометчиком до марта 1947 г. в Закарпатском округе в армии – гонял бендеровцев. Так вот, Валерий Асланов, услышав от дяди Миши эту историю, предложил ему совершить экскурс в прошлое. Там, в австрийском Ейсе, изумленный внук того самого хозяина «русского грека» признал среди приезжих из России: Валерия Асланова, его отца Ставро Христофоровича и Михаила Кусиди, «Мишко»! …Вот такая «простая история» – эхо прошедшей войны 1941-1945 гг.

Греческие общины
« …Главное не потерять интерес и уважение друг к другу!»

–  Православный храм – это вопрос Духовности, Вечности. Мемориальный комплекс – дань Памяти о трагическом прошлом. …Что же делать нам, поколению, рожденному в 1950-1960-х гг., в котором присутствует категория «Греческое сознание», с нашей молодежью?

– Извечные вопросы: «что делать?» и «кто виноват?». Ничего «такого», как раз, делать и не надо! Необходимо запастись огромным терпением. Необходимо с молодежью общаться – не «сверху вниз», а на равных, уважительно. И, тем временем, доносить до нее, прописные для нашего поколения, истины – почему все то, что вбирает в себя категория «греческое сознание», не должно быть ими ни при каких обстоятельствах забыто и утеряно. …Не надо бросаться в крайности.

– Давайте вспомним один из примеров Греческого воспитания нашего поколения 1950-х гг.

– Существовали строгие неписанные правила общения со старшими. Помню, в Витязево раньше нельзя было подойти к старшим, если стоят 2-3 человека разговаривают. Сквернословие каралось каленым железом «не отходя от кассы».

– А сейчас в иных греческих селах «не отходя от кассы» при старших сквернословят и, порой, поднимают на родителя руку.

– Все это не может ничем объясниться. Такие сыновья, кто сквернословит при родителе, не упоминаю вашего второго примера, недостойны называться ни «сыновьями», ни людьми. 

– …Обучение греческому языку, песням и танцам. Не кажется ли вам, что этого уже явно недостаточно.

– Главное – не потерять интерес и уважение друг к другу! …Несомненно, у молодежи возрождается интерес к греческой культуре: песенной культуре, культуре танца греков Понта, всемирного эллинизма, изучению греческого языка, хотя, надо это признать, к языку меньше всего.  Им, мы это с радостью наблюдаем, интересно общение друг с другом – нашим парням и девушкам из Москвы, Владикавказа, Сочи, Кавминвод, Ростова-на-Дону, Краснодарского края.

–  В чем на ваш взгляд причина аутсайдерского интереса у нашей молодежи к изучению родного языка?

– …Трудно сказать. Поверьте, я много раз задавал себе этот вопрос.

– Вы согласны, что здесь многое зависит от семьи?

– Да, безусловно. Там, где родители друг с другом разговаривают по-гречески, дети будут его знать! Знания языка органично закладываются с 5 до 15 лет. В этом возрасте авторитет родителей абсолютен. После 15 лет, когда дети интенсивно приобщаются к другим языкам и наукам, знание греческого никуда не денется – останется с тобой на всю жизнь.

– Ваш греческий на приличном уровне! Как легко вам давалось его изучение?

– Здесь, в Витязево, полагаю, все греки на достаточно хорошем уровне разговаривают на ромейском диалекте греческого – языке наших прадедов, предков из Понтоса. Что касается современного греческого языка, то меня никто не подталкивал к его изучению. Мне кажется, что я подспудно вырос с ощущением его знания. Во-первых, вырос в греческом селе. В детстве, вообще, по-русски не говорил. И это при том, что моя мама русская. Здесь было и все еще есть Греческое село! Затем вступившая в свои права школа выровняла этот дисбаланс. …Вот, роль греческих обществ и заключается именно в том, чтобы наши парни и девушки чувствовали себя в «греческой среде» обитания органично. Пусть эти площадки (общества) станут территорией любви к своему народу, где молодые люди получат самые разнообразные знания по истории и культуре Греческой нации. …Чтобы, поймите, каждый из них знал, а не «отгадывал», основные вехи нашей истории. Мог свободно изъясняться на греческом языке. Мы нашу молодежь должны воспитывать так, что незнание греческого – это просто несолидно и, если хотите, никуда не годится! …Дорасти до 30 лет и со спокойной флегматичной улыбкой говорить, что в греческом ты «турка» (то есть, балбес) – это означает быть безразличным к памяти о наших предках. …Зачем, в таком случае, считаешь себя греком?! Быть греком – это, в том числе, говорить по-гречески!

– Знание родного языка – это не подвиг, а нормальное явление.

– …У меня нет ответа на этот вопрос. Что касается моих детей, то переосмысление своего «я» пришло к ним в юные годы. У них, как и у меня, мама русская, но это, слава Богу, не мешает им считать себя греками. 

– Вы принадлежите к той категории наших соотечественников, кто не входит сознательно в руководящий состав греческих обществ, но находится всегда рядом  и готов им подставить свое плечо. В тех случаях, когда в меру ими понимания своей необходимости общине, всегда словом и делом придут на помощь. …Вам не кажется, что сегодня мы заигрались в словах – верный показатель отсутствия достойных показателей в делах. 

– Вы правы, мне небезразлично все то, что происходит в греческом национально-культурном Движении России, пространства бывшего Советского Союза. Я не склонен «закапывать голову в песок», как некоторые наши доморощенные «флюгеры-оптимисты», и утверждать при этом, что мы на верном пути. Мы только-только нащупываем этот наш путь, от которого уклонились в начале 1990-х гг. Главное – избавиться в нашем Движении от людей, не имеющих собственного мнения, беспринципности. Мы никак не избавимся от этих хворей.  Это бросается в глаза всем тем нашим собратьям, желающим смотреть правде в лицо. Главный наш  недостаток – заорганизованность, которая отражается на работе обществ и, в конечном счете, больно бьет по нашим людям.

– Сегодня стало признаком хорошего тона критиковать неоднозначные в истории нашей России и  Греческого национально-культурного движения 1990-е годы.

– Объективные оценки истории России могут быть даны спустя 50 лет, когда усядется, так сказать, «пыль того времени». Что касается истории греков современной России, то уже можно говорить, что нами, греками России, было полностью потеряно это десятилетие. Говорю, в том числе, и о так неизданном указе о реабилитации греков, подвергшихся беззаконным репрессиям, депортациям со стороны сталинщины в 1930-1940-х гг.

– Вы задумывались, почему греки не оказались в числе тех народов, подвергшихся беззаконным репрессиям и депортациям, которым удалось снять с себя это «преступное» клеймо сталинщины?

– Безусловно, я много раз думал об этом. Первая причина, почему «праздник реабилитации» не пришел на нашу улицу – это нежелание или неумение наших тогдашних вожаков придать этому вопросу самое первостепенное значение. Помните лозунг кубинской революции «Родина или смерть!». Вот этот лозунг следовало тогда, в начале 1990-х, перефразировать в лозунг «Реабилитация или национальный позор!» и для решения этого вопроса сконцентрировать лучшие организационно-интеллектуальные силы нашего народа. Временной зазор для реализации этого великого благого дела составил 4 года – с 1991 по включительно 1994 годы. Можно сейчас вспомнить, что как раз в те самые годы сотни тысяч греков эмигрировали из нестабильных регионов в Грецию. Можно утверждать, что в те самые годы подавляющее большинство граждан страны, и греки здесь не являются исключением, решали гораздо более прозаические вопросы – как просто элементарно не жить, а выживать. …Повторяю, решению этого вопроса не было придано остроты звучания лозунга «Реабилитация или потерянная честь?». Затем началась война в Чечне и все «реабилитации» задвинули в дальний ящик. …В 1990-е гг., когда всем этим необходимо было заниматься, многие так называемые «греческие вожаки» собирали неплохой урожай на паспортно-визовых вопросах.

– Греческие общества занимались в те годы тем, чем по определению не должны были заниматься…

– Всегда прямо говорил, что не надо из общин делать «магазин». Община должна быть затратной частью бюджета для каждого грека. «Сюда вкладывают, здесь не зарабатывают!» – еще один лозунг, который необходимо было «водрузить» в те годы. Люди, перед глазами которых велась все эти годы «торговля в храме», охладели к делам обществ, отвернулись от них. И след этого людского разочарования по-прежнему виден и сегодня. Зайдите в наши общества и в большинстве из них вы не увидите людей. Почему? Потому что у наших самых простых земных людей сформировались свои стереотипы об общинах. Глядя издалека в сторону здания обществ, они думали, что, прежде чем туда войти, надо за что-то «заплатить», что «вход» туда платный.

– Сегодня, повторяю ваши слова, «мы только-только нащупываем наш Путь, потерянный в начале 1990-х гг.»

– Мы ни в коем случае не должны расплескать, наметившийся в последние годы, интерес нашей молодежи к «греческим» делам: культуре, истории греческой нации, танцам греков Понта, духовным контактам с нашей исторической родиной и всемирным эллинизмом. Мы не должны разочаровать нашу молодежь! Греческие общества, их руководство должны оправдывать высочайший интерес и симпатии, присутствующие сегодня в российском обществе, к нашему народу со стороны огромного числа эллинофилов.

– …Интерес к культурному наследию нашего народа, действительно, огромен.

–  …Хочу вновь вернуться мыслями к нашей молодежи. Если в ближайшие 3-5 лет не будет решен кадровый задел за счет привлечения лучших представителей нашей молодежи к командным позициям в обществах, то наше Движение ждет плачевный конец. Необходима периодическая ротация кадров. Вы знаете, что в некоторых обществах председатели не менялись с момента их основания. Разве эта работа не является общественной?! Или дает неплохой «прокорм» отдельным хозяевам вожделенного председательского кресла? …Я верю в торжество здравого смысла. Что совсем скоро в Греческое Движение, выражаясь спортивной терминологией, придут «честолюбивые дублеры» с их более фундаментальным образованием и знаниями. …Уйдут склоки и разногласия. Люди начнут заниматься делом.
       

Личным примером вести за собой молодежь           

– То есть, что следует из контекста ваших слов, ничего не надо форсировать.

– Я не сторонник той педагогической концепции, что по отношению к детям что-то надо делать насильно. Надо самим всегда быть для них позитивным примером. Везде необходим личный пример! …Мне, к примеру, в мои 54 года необходимо каждодневно поддерживать форму, чтобы личным примером вести за собой молодежь. Не надо людей агитировать за то, в чем сам не разбираешься!

– …Что подтолкнуло витязевского греческого паренька Валерия Асланова к занятию самбо, дзюдо? …Желание уметь постоять за себя?

– И это тоже. Но главная философия этих видов спорта – это воспитание в себе силы воли, умению перетерпеть, уважение к сопернику. На первом месте – это мышление. Далее, техника и тактика. И на самом последнем месте – физическая сила. 

– Расскажите о ваших первых учителях в спорте.

– Первые спортивно-борцовские навыки я получал от своего старшего брата Анатолия, который в середине 1960-х гг. и привел меня в секцию самбо к Анатолию Даниловичу Широкопоясу – легендарной личности в Анапе, Краснодарском крае. Вот его я  и многие воспитанники Анатолия Даниловича считаем своим Учителем. Моим спортивным наставником в анапской школе самбо являлся так же Кирилл Евстафьевич Асланиди.

– Советская школа борьбы – это, на самом деле, многие школы.

– Она была очень богатой и имела свои тенденции. Это и грузины, и Москва, и Краснодарский край. Я в себя вобрал нечто такое собирательное. Мне нравилось, как борются европейцы, как мыслят на ковре японцы, как красиво и мощно борются грузины.   

                 
Спортивное братство

– Вы становились чемпионом Советского Союза по дзюдо, чемпионом Европы и знаете не на словах цену таким категориям как «честь страны, флага», «радость победы».

– Да, мне, действительно, посчастливилось пережить счастливые моменты личных и командных, они мне не менее дороги, побед, которые были моим скромным вкладом в славную летопись советского спорта, советского дзюдо.
Это непередаваемое чувство – ты имеешь самое прямое отношение к тому, что сейчас в этом зале звучит гимн Советского Союза, России, поднимается ввысь флаг твоей страны. 

– А в чем разнятся ощущения радости победы в 1970-х гг. действующего спортсмена Валерия Асланова и в 2000-х гг. на ветеранском поприще на чемпионатах мира и Европы по дзюдо в Лондоне, Туре, Праге, Сан-Паулу?

– Если вы думаете, что спортивного накала на соревнованиях ветеранов не так много, 
то глубоко ошибаетесь. Страсти что называется на самой высшей амплитуде – полные трибуны, пришедшие посмотреть на своих кумиров. Ни на секунду нельзя расслабляться.

– Что побудило вас вернуться в большой, теперь уже, ветеранский, спорт? …Как вам удалось вернуть себе «второе дыхание»?

– Желание разорвать путы размеренной жизни, вернуть себе ощущения молодости – активно жить, творить, поступательно идти под звуки спортивного марша дальше. Я начал активно худеть, занялся собой и со всем этим в моей жизни появились новые «цветные» краски и запахи. Меня потянуло в спортивный зал, начал бегать.  
Мне это удалось и, вот именно за это, я стал себя по настоящему уважать. Спасибо моему другу детства, заслуженному тренеру России, нашему соотечественнику Василию Андреевичу Ильину, который помогал моему возвращению в молодость – подготовке к соревнованиям ветеранов дзюдо.

– То есть, сужу по вашему примеру, каждый человек – хозяин своей судьбы!

– Прекрасно помню слова, адресованные мне, моей яи (бабушки) Феодоры Стилиановны: «…Каждому человеку отпущено на земле определенное время». Но и от самого человека, согласитесь, немало зависит, с какой пользой для близких, рода человечества он проживет это «определенное время» – быть им полезным, а не обузой. Можно прожить сто пустых и никчемных для человечества лет, не правда ли? 

– Дзюдо подарил вам дружбу и братство с нашими соотечественниками?

– В 1975 г. я закончил институт физической культуры. В 1976 г. мы боролись на чемпионате Вооруженных Сил Советского Союза. Атмосфера на этих соревнованиях  была в те годы ни с чем не сравнимой – плотность участников в мастерстве наивысшая. Армия отбирала тогда в спорте все лучшее. 

– Наиболее ярко это проявлялось в хоккее и, отчасти, в футболе, где конкуренцию ЦСКА успешно составляли центральное и республиканские «Динамо».

– Все это было и в единоборствах. Нас, лучших спортсменов страны, отбирали в ЦСКА и мы эту школу прошли. Так вот, среди тех, кто прошел эту школу были и наши соотечественники Валерий Зыпа, Николай Домантович, Николай Алипа. 

– Главное, как вам говорили отцы-командиры, успешное выступление за округ!

– Совершенно верно. Нам руководство округа говорило: «Неважно, кто ты был вчера. Главное, сколько очков ты сегодня принесешь округу». 

– И «высшая мера наказания» была – отправка в боевую часть в пехоту или стройбат!

– Начальник по спорту Саришвили любил воодушевлять меня: «Асланов, если ты не выиграешь соревнования, то познаешь прелести службы в Северодвинске».

– Нас, курсантов Красноярского ШМАСА, отцы командиры кошмарили отправкой на станцию Белая на недружественной в те времена (1978 г.) границе с Китаем.

– …В полуфинале ВС мы встречаемся с Николаем Алипа из Киевского Военного округа. Мы боролись в подмосковной Балашихе. У нас была достаточно жесткая схватка. Я, помню, Коле разбил бровь, он мне сломал зуб. Мы до того задрались на ковре и, когда мне подняли руку, мы с ним не остановились и продолжили поединок в раздевалке. 

– …Уже по другим правилам.

– Да. И тогда тренер, знаменитый советский борец Николай Михайлович Козицкий, понимая прекрасно дальнейший ход сценария событий, мне выдает: «Да, теперь я понимаю, что знаменитый гладиатор Спартак был греком! Он такой же грек як и ты!» И тут Коля Алипа остановился, посмотрел на меня: «Ты – грек?» …После этого Николай мне много раз говорил: «Валера, единственный борец, на которого я не могу найти мотивацию разозлиться – это ты». 

– Мотивацию советским спортсменам успешно находили их наставники!

– Мне посчастливилось пройти школу легендарного Анатолия Аркадьевича ХарлампиеваВеликий спортсмен, человек, педагог.  Основоположник борьбы самбо. Уроки Харлампиева – это уроки чести, мужества, человеческой порядочности.

…Год назад не стало его друга Валерия Зыпа. 
Эта весть застала Валерия Асланова в Москве, где он со своим сыном Ставро находился по делам. Первым же рейсом они улетели в Донецк. 31 мая 2008 г. на малой родине Валерия Зыпа в донецком Урзуфе состоялся международный турнир по дзюдо Его памяти. 

– Наши соотечественники в Советском Союзе проявляли себя в разных видах спорта: футболе (Анзор Кавазашвили, Василис Хадзипанагис, Александр Хапсалис, Евстафий Пехлеваниди), борьбе (Илья Мате), синхронном плаванье (Христина Фаласатиди), баскетболе (Елена Турникиду), регби (Ставро Яковиди)…

– Я, безусловно, интересовался достижениями наших соотечественников в спорте. В 1977 г. в Баку, где проходили мои сборы и куда приехало на матч первенства СССР киевское «Динамо», познакомился с вашим земляком Александром Хапсалисом. До его перехода в московское «Динамо» мы поддерживали отношения.

– Валерий Ставрович Асланов и Александр Ставрович Хапсалис были интересны друг другу уже по принципу «группы крови»!

– Каждый грек интересен друг другу изначально в принципе! И мы с Сашей, правильно «по-гречески» воспитанные нашими тезками-отцами, не были исключением. 

Становлюсь участником разговора Валерия Асланова и тренера футбольной команды «Ставрос», играющей в первенстве района, Петросом Муратидисом. Разговор носит конструктивный характер, все вопросы решаются оперативно.

– Футбол в вашем сердце занимает свое законное место на пьедестале Почета! Только этим могу объяснить триумфальное шествие команды «Ставрос», создателем и президентом которой вы являетесь, в первенстве Краснодарского края.

– Да, футбол я люблю самой что ни есть искренней и бескорыстной любовью. В первой команде клуба играет мой сын Христофор Асланов. Футбольная команда Витязево «Ставрос» – это не калиф на час. Клуб «Ставрос» – это три футбольных команды: юношеская, взрослая, выступающая в первенстве Анапы и главная команда, которая успешно выступает в первенстве Краснодарского края. В 2007 г. в первенстве края мы заняли 3 место. 30 августа 2008 г. приглашаю вас на финал кубка края «Динамо» Краснодар – «Ставрос».   

Валерий Асланов пользуется большим уважением у многих сотен наших соотечественников в Витязево, Анапском районе, Краснодарском крае, на всем пространстве бывшего Советского Союза, а так же на нашей исторической родине. 

Теплые слова о нашем соотечественнике Валерии Асланове можно услышать из уст его друзей, от единомышленников по пропаганде российского дзюдо: Асламбека Аслаханова, советника президента России Владимира Путина, Василия Шестакова – депутата Госдумы, Алексея Гордеева, министра сельского хозяйства России и президента федерации дзюдо России, Юрия Труфанова, Игоря Чичканова, Николая Дианова, Магомедали Магомедова, Юрия Цюпаченко, Саида Чимаева, Алексея Муханова, Магомеда Кукурхоева, легенды советского дзюдо Сергея Новикова, Василия Ильина, Романа Аскерова, Олега Журавлева, Кирилла Асланиди, Николая Домантовича, Николая Алиты, Сергея Трушенко и многих тех, у кого слова «дзюдо» и «самбо» вызывают прилив энергии и массу положительных эмоций. 

Более ста парней и девчонок, занимающиеся дзюдо в Витязево в филиале анапской специализированной СДЮШОР № 4 в спортивном зале, оборудованном по последним мировым стандартам, получают ценные уроки мастерства от своих учителей Василия Ильина, Валерия Асланова и многих звезд российского дзюдо, друзей и почетных гостей Валерия Асланова, приезжающих на сборы и отдых в Витязево. 
   

Оставить после себя добрую людскую память

– …Радуясь победам советских, российских атлетов и спортивных дружин, мы внимательно отслеживали выступления спортсменов, команд Греции.

– Победы футбольной и баскетбольной команд Эллады на европейском первенстве 2004 г. и 2005 г. стало поистине всенародным праздником и для греков России!

– Формирование вас как личности проходило в 1960-1970-х гг., когда село Витязево было в абсолютных числах греческим.

– Сейчас греческая составляющая меньше, чем 30-50 лет назад. Хочу сказать, что эти процессы не зависят от нас. Интеграции, миграционные потоки, смешения наций и т.п. Тогда мы, в большей части, жили обособленно. Не были, как сегодня, интегрированы в российскую экономику, российский туризм. Сейчас мы воочию, на практике прикасаемся к «российскому опыту» – здесь, рядом с нами, присутствуют российские корпорации. Вот, таким образом мы становимся единым целым российской экономики, а не оторванной от центров цивилизации «тьмутараканью». Динамика этих процессов стремительна и, опять же повторяю, от нашего хотения и не хотения мало чего зависит. 

– Нашим соотечественником игроком сборной Греции по баскетболу Лазаросом Пападопулосом, для которого Витязево является любимой «до боли до слез» малой родиной, уроки греческого языка и «греческого сознания» («быть греком»), по его собственному признанию в нашем разговоре, были успешно освоены в прогулках с его отцом по родному селу и общении с его обитателями всех поколений. …У Фодороса Пападопулоса, отца Лазароса, супруга, как и у вас русская.

–  В России исторически сложилась традиция определять национальность по отцу. Повторяю, у меня и у моих детей, мамы русские, но это не помешало нам стать греками. Процесс этот абсолютно естественный. Это ни в коем случае не умаляло мою любовь к моим русским бабушке и дедушке. До 6 лет я фактически не знал русского, и чтобы исправить эту плачевную ситуацию меня перед школой на лето отправили к ним в Ростовскую область. Вернулся в Витязево, и начал говорить на смеси казацко-украинской мовы! То есть, самосознание, ощущение своего рода-племени берет свое начало в детстве. 

– Вы хотели, чтобы ваши внуки ощущали себя греками? Вас беспокоит их будущее?

– Безусловно, беспокоит. Во-первых, я хотел бы, чтобы они оставались нормальными здоровыми людьми. Для этого мы здесь строим спортзалы, церкви. Я хочу, чтобы им было куда выходить на улицу. Чтобы в государстве Российском была идеология для молодежи.  Поэтому я и поддерживаю греческую диаспору, спортивное движение, футбольный клуб. Чтобы у наших парней и девушек был широкий выбор для их самореализации.

– Все это своего рода социальные проекты.

– Все эти и многие другие социальные проекты, инвестиции в духовность и физическое здоровье нашей молодежи и, в конечном счете, формируют и корректируют идеологию. В 1990-е годы, когда все в стране и, в том числе, наши соотечественники, занимались кто чем придется, было не до того. Последние 5-7 лет характеризуются подъемом экономики и, соответственно, авторитета нашей России, улучшением материального благополучия ее граждан. Люди стали задумываться не только о куске хлеба, но и о духовной пище.

– «…В начале было Слово».

– Да, это, безусловно, так. Но, вновь настаиваю, когда человеку не на что кормить семью, то, соответственно, все его мысли подчинены одному – добыче хлеба насущного. Ему не до театров, картинных галерей, спортзалов, не до греческой общины.  Он, бедный, с соседом иной раз забывает поздороваться. Сейчас наступила определенная стабильность. У нас появилась возможность задать себе вопрос: «…Ведет ли, выбранная тобой, дорога к храму?»

– …Слова реформатора Петра Столыпина о том, что России не нужны потрясения…

– 1990-е гг. – это и были годами великих потрясений. Мы «проснулись» в другой стране. Смена формаций – из социализма в непонятно что – неуправляемый капитализм. Последние 5-7 лет у наших людей появилась уверенность в завтрашнем дне, своем будущем и, следовательно, желание заниматься душой и здоровьем. Так вот, подводя итоги нашей беседы, хочу сказать, что этим заниматься никогда не поздно. Зачем, в конце концов, мы на земле этой грешной живем? Чтобы оставить после себя добрую людскую память.    

 

После тренировки в витязевском спортзале дзюдо наступает час пиршества футбола. Подключаюсь к Валерию Асланову и ребятам, и в это время мы превращаемся в 10-15 летних пацанов, носящихся очертя голову по этому пространству спортивного и человеческого братства, творцами которого являются герой моей публикации Валерий Асланов, наш соотечественник Василий Ильин и … эти, влюбленные в дзюдо, витязевские парни и девчонки. Там, за окнами этого зала, продолжается жизнь жителей греческого села Витязево с их радостями и печалями, потерями и обретениями.

А мы, тем временем, радуемся подлинным моментам человеческого общения!    

Уважаемые соотечественники! 

Автором данной публикации не ставилась перед собой задача представить вам в «глянцевом» виде Валерия Асланова.
Никогда не преследую подобных целей в презентации тысячам наших соотечественников, разбросанных на бескрайних русскоязычных просторах Греческого мира, десятков героев моих повествований, ставших для меня за последние годы частичкой моей жизни – причиной радостей и переживаний, осмысления главных жизненных категорий. 

Никос СИДИРОПУЛОС 
(Москва-Анапа-Витязево) 

P.S. Наш разговор с Валерием Аслановым проходил незадолго до его 55-летия (6 июля 2008 г.), которое он встретил в прекрасной спортивной форме: 

«Учить можно только тогда, когда сам можешь служить примером». 

Таких людей как наш соотечественник Валерий Асланов на самом деле, а не демагогическом уровне, волнует положение вещей в российском и греческом социуме.

«Мы должны создать все условия, чтобы у нашей молодежи был как можно больший диапазон выбора – их личностной самореализации».  

«…Главное – не потерять интерес и уважение друг к другу!».

Χρόνια πολλά!
Здоровья, ощущения молодости и цветных красок жизни еще на долгие годы!

ИСТОЧНИК: http://www.greek.ru

65-летие Валерия Асланова

Читайте также:

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2019-01-28T10:38:32+03:00