После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году его перестроили в мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. Тогда же мозаики и фрески Софийского собора, очищенные от штукатурки, вновь увидели свет.
В Стамбуле давно ведутся дискуссии на тему будущего собора Святой Софии. В очередной раз к этой теме вернулись после того, как 29 мая, в годовщину падения Константинополя, в этом храме состоялось чтение Корана. Спустя неделю президент Турции Реджеп Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора в мечеть. По словам главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, страна вправе изменить статус собора без учета мнений других государств.
Общественная реакция
Происходящее вызвало большой резонанс. Обеспокоенность выражали в ЮНЕСКО, Греции, России и других организациях и государствах.
Так, например, патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранее выразил глубокую озабоченность звучащими со стороны ряда политических деятелей Турции призывами об изменении нынешнего статуса собора.
Тогда он заявил, что смена статуса храма “отзовется глубокой болью в русском народе”, сохранение же нейтральности послужит развитию отношений между Россией и Турцией. Позже глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда выразил сожаление, что слова патриарха не были услышаны.
ЮНЕСКО, в свою очередь, также призывала Турцию не менять статус Святой Софии. Организация направила Анкаре несколько писем с выражением обеспокоенности.
В российском МИД заявляли, что Москва рассчитывает, что власти Турции в решении по статусу собора Святой Софии учтут общемировое значение этого объекта. При этом в Кремле подчеркивали, что решение по статусу собора является внутренним делом Анкары.