КТО ТАКОЙ ГУИ-ГУИДЖИ (ΓΚΟΥΙ ΓΚΟΥΙΤΖΗΣ), ИЛИ ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ГРЕКОВ МАЛОЙ АЗИИ
К. А. Климова
МГУ имени М. В. Ломоносова, Институт славяноведения РАН, Москва, Россия
kaklimova@gmail.com
Статья посвящена особенностям традиционной культуры греков Малой Азии, в частности, исследованию образа константинопольского духа-хранителя колодца Гуи-Гуиджи, упоминаемого в романе М. Иорданиду «Локсандра», связей малоазийской демонологии с общегреческой и турецкой мифологической традицией.
Источник: kathedra-ens.ru
Введение. Особенности традиционной культуры греков Малой Азии.
Традиционная культура Малой Азии является частью большого «греческого мира» наряду с другими греческими традициями, бытовавшими за пределами государственной территории Новой Греции (Кавказ, Северное Причерноморье, Южная Италия, Сирия и пр.) Однако ей присущи и специфические черты, сформировавшиеся в результате особого изолированного географического положения, а также как следствие длительных тесных контактов с турецкой культурой и турецким языком. В силу сложных исторических процессов XIX–XX вв., большую роль в которых сыграла Малоазийская катастрофа, культура и язык греков Малой Азии в настоящее время практически утрачены. Исключением является только понтийская культура, продолжающая свое развитие на новых территориях и — в трансформированном виде — на исторических, то есть на территории современной Турции. Фиксация новогреческого фольклорного материала из Малой Азии проводилась в позднее время и велась преимущественно спорадически, многие сборники издавались уже во второй половине XX–XXI вв. в виде воспоминаний об утраченной родине выходцев из самых разных греческих городов: Смирны, Айвали, Самсуна, Константинополя (в качестве характерного примера можно указать работу известного греческого фольклориста Г. Экатериниса, посвященную Чесме [Αικατερίνης 1984]). Интересующие нас сведения по низшей демонологии, или народной мифологии, практически не отражены в этих материалах, однако в них можно почерпнуть сведения о прочих элементах традиционной духовной культуры, таких как календарная и семейная обрядность, традиционное право, социальная организация и пр.
Климова кафедра 12