Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
Фотоконкурс «Греческий след в России». 2024-07-15T13:15:14+03:00

Московское общество греков начинает публиковать работы, присланные на Всероссийский фотоконкурс «Греческий след в России».

Период приема работ: с 15 июня по 1 сентября 2024 года.

На Конкурс принимаются фотографии объектов, имеющие привязку к географическому месту на территории России, демонстрирующие памятники архитектуры и произведения искусства, хранящие в себе греческую культуру, историю и наследие, древние или современные архитектурные сооружения, воссоздающие элементы греческой традиции и культуры и отражающие национальные особенности (уникальные храмы и здания, памятники, скульптура, раскопки, современные и древние греческие поселения, греческие улицы в городах и селах России, настенная живопись, музеи, кафе и др.).

К участию в Конкурсе приглашаются фотографы, как профессионалы, так и любители старше 16 лет, независимо от места проживания, пола и рода занятий.

Подробнее о Конкурсе https://www.greekmos.ru/fotokonkurs_grecheskiy_sled_v_rossii/


Елена Попандопуло (Геленджик)
«Театр»
(с.Кабардинка. Культурный центр «Старый парк». Черноморская 55)

В селе Кабардинка в культурном центре «Старый парк» находится потрясающее место — театр Старого Парка. В зале буфета мы видим витрину с куклами ручной работы, изображающими мифологических героев Древней Греции. Это прекрасный Дионис, покровитель театрального искусства, муза трагедии Мельпомена, муза комедии Талия и другие.
В Древней Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов с незначительными переменами удержались в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки. 


Леонов Дионис (Ростов-на-Дону)
«Греческий храм Благовещения Пресвятой Богородицы»
(Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 58)

Я грек, и для меня очень важно и значимо, что в моем городе находится единственный в России Греческий храм: храм Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в неовизантийском стиле — это символ веры и культуры греческого народа, место, где находятся уникальные святыни, в том числе святыни греков Понта.
История этого места началась задолго до революции, когда первый Греческий храм был построен на территории, принадлежавшей “Эллинскому благотворительному обществу”. Средства на его строительство были пожертвованы греческой диаспорой. Но после революции храм был закрыт и преобразован в Театр кукол, что стало большой потерей для греческого сообщества.
Благодаря решимости и вере лидера греков Ивана Саввиди, было принято решение о воссоздании Благовещенской греческой церкви. Торжественная закладка нового здания состоялась 22 сентября 2007 года. Архитектором стал А. Г. Шевченко.
С годами храм обрел свой неповторимый облик: мраморный пол, иконостас ручной работы, иконы афонских мастеров и фрески Димитриса Цьяндаса, вдохновленные мозаикой из Святой Софии. Посещение храма Святейшим Патриархом Кириллом подчеркнуло его важность не только для греков, но и для Русской Православной Церкви.
Благовещенский храм – это не только место для богослужений, но и культурный центр, где живет и сохраняется греческое наследие. В храме поёт византийский хор.
Благодаря усилиям греческой диаспоры, греческий храм Благовещения Пресвятой Богородицы включен в туристические маршруты для жителей и гостей города Ростова-на-Дону, его посещают тысячи паломников из разных городов и стран. Храм построен на средства Благотворительного фонда Ивана Игнатьевича Саввиди и является жемчужиной архитектуры Дона. 


Леонова Мелина Пантелеевна (Ростов-на-Дону)
«Здание Эллинской школы имени Ф.А. Феофани»
(Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 48)

Я гречанка, и история моего народа уходит корнями вглубь веков, в эпоху, когда мудрость Греции была светочем для всего мира. В Ростове-на-Дону стоит здание, которое является живым свидетельством этого великого наследия – Кировский ЗАГС, ранее известный как Эллинская школа имени Ф.А. Феофани.
В 1911 году, на участке земли, принадлежавшем Эллинскому благотворительному обществу, было заложено здание, которое стало символом стремления греческой общины к знаниям и просвещению. Основателем школы был Харлампий Афанасьевич Феофани, чье имя до сих пор вызывает уважение среди греков Ростова. Он построил это здание в память о своем брате Феодоре, и на фасаде было высечено: «Феофани Ф.А. Эллинская школа».
Школа была не просто учебным заведением, она стала центром греческой культуры и образования. Здесь, в стенах, наполненных смехом и голосами детей, учились мальчики и девочки, для которых греческий язык и традиции были живыми и значимыми.
С течением времени здание школы видело многое: оно служило лазаретом в годы Первой мировой войны, превратилось в школы 1-й ступени, а позже – в музей изобразительных искусств. Но даже изменяя свои функции, оно всегда оставалось частью греческой истории города.
В начале 1970-х годов здание было передано ЗАГСу, и после реконструкции, проведенной заслуженным архитектором Яковом Занисом, оно обрело новую жизнь. С 1974 года здесь начали соединять свои судьбы молодожены, и каждая свадьба, каждая пара, проходящая через его двери, продолжает историю любви и семейных традиций.
Благодаря усилиям греческой диаспоры, здание Эллинской школы имени Феофани, ставшее Дворцом бракосочетания, вошло в туристические маршруты города Ростова-на-Дону и продолжает быть живым свидетельством греческого следа в России, символом устремлений и достижений моего народа. И каждый раз, проходя мимо, я чувствую гордость и благодарность предкам, которые оставили нам такое наследие.


Константин Бисти (Санкт-Петербург)
«Балаклава. Калимэра, господа!»
(Крым, Балаклава, набережная Назукина)

В период великой греческой колонизации VIII–VI веков до н. э. жители Эллады заселяли побережья Средиземного и Черного морей. Греки несли с собой свою высокоразвитую цивилизацию: демократическое устройство общества, культуру, науки и искусства. Они распространяли свои знания и ремёсла, живопись, скульптуру, архитектуру. С ними появлялись дороги, театры, музеи, развивалась торговля и мореходство. На заселённых эллинами землях возникали греческие города — полисы, многие из которых сохранились вплоть до наших дней.
Одним из таких городов и является Балаклава, расположенная в прекрасной бухте, служившей гаванью для мореплавателей с незапамятных времён. Первое упоминание об этой гавани оставил Гомер в поэме „Одиссея“. Второе — так же находится в греческом эпосе. Это миф про Ареста и Пилата, которые прибыли туда с целью выкрасть статую Артемиды.
В VI веке до н. э. началась греческая колонизация Крыма. Балаклавскую бухту эллины назвали Символон Лиман (Σύμβολον Λιμάν) — „отличная гавань“. Это название и дало первое имя поселению, основанному греками на этом месте. С тех пор Крымские земли не раз переходили из рук в руки, а греки так всё время и считали основанные ими города своими. Они приезжали туда, селились и жили, сохраняя свой уклад, религию, язык и культуру. В Крымских историях Куприна говориться, что здороваются в Балаклаве не иначе, как „Калимера, господа!“.
До наших дней многие жители Балаклавы носят греческие фамилии и гордятся своими греческими корнями. Среди них есть и фамилии моих предков. Мой пра-прадед грек из Салоников Спиридон Гинали после участия в Крымской войне 1856 г. остался жить в Балаклаве, а прадед Леонид Бисти — в 1872-м году переехал туда из Греции с острова Андрос. И несмотря на то, что я родился и вырос в СССР в Ленинграде, я тоже считаю Балаклаву своим городом, а Грецию — своей исторической Родиной.
Жить вдали от Греции, оставаясь при этом греком — древняя эллинская традиция.

Евгений Никишин (Сочи)
«Святая София»
(Сочи, Адлерский район, с. Монастырь)
Мало, кто знает, что на территории Сочи есть настоящие руины храма-крепости, который относится к 9-10 веку.
Находятся остатки греческой крепости на невысоком холме высотой 200 метров рядом с водопадом “Пасть дракона”, там, где река Глубокий Яр впадает в Мзымту. Подниматься надо, где начало тропы на водопад, туда ведет узкая, но довольно крутая тропинка вверх. Если погода дождливая и трава мокрая, то по ней лучше не подниматься, легко сорваться вниз. Подниматься на холм недолго, прогулка займет 1 час.
Добраться до этих мест можно на любом автобусе, который едет на Красную Поляну, остановка называется “Монастырь”. Далее пару километров надо пройти вниз в сторону реки Мзымта, есть указатели и толпы туристов, которые подскажут как дойти.
На вершине холма, где крепость открывается красивая панорама на ущелье Ахцу и реку Мзымта. Сам исторический памятник найден в далеком 1948 году, обследован впервые спустя 20 лет. Он представляет собой редкое средневековое строение. Считается памятником архитектуры и археологии.
В 15 минутах езды, находятся два греческих поселения поселок Красная Поляна и селение Лесное.

Иван Нагин (Сочи)
«Прометей»
(Сочинский национальный парк, вершина Орлиных скал)
Прометей был одним из титанов в древнегреческой мифологии, защитивший людей от произвола богов, царь скифов. Двоюродный брат Зевса.
Прометей был первым из богов, который пришел на помощь людям, не ожидая награды. Прометей похител огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он научил людей различным ремеслам и искусствам. Зевс не простил Прометею этого поступка. За это Зевс приказал Гефесту приковать цепями Прометея к скале. Каждый день огромный орел прилетал и терзал его печень, которая постоянно восстанавливалась, потому что он был бессмертен. Прометей был обречен на длительные страдания за свои деяния, пока его не освободил из заточения другой герой — Геракл.
Геракл же и убил из лука стрелой орла.
Древнегреческий поэт Эсхил говорил: „Все искусства у людей от Прометея“.
Прометей сознательно выбрал путь служения людям. У него было благородное сердце. Мудрецы советовали брать примеры бескорыстия с мифического героя. Миф возвышает человека высокими моральными качествами и духовной красотой, которая может стать образцом для потомков.
Традиция зажигать олимпийский огонь существовала в Древней Греции во времена античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь был напоминанием о подвиге Прометея.
В 1998 году на вершине Орлиных скал, у самого обрыва была установлена скульптура Прометею.
Автором проекта является скульптор Капралов Александр Николаевич.

Юлиан Семенов (Донецк)
«Памятник Николаю Критскому в Бердянске»
(г. Бердянск, Приморская площадь)

Я приазовский грек и про огромный след греков в Донецкой области я очень хорошо знаю. Но недавно я был удивлен, увидев памятник в г. Бердянске. Это памятник Николаю Критскому (17? -1834? гг.) российскому контр-адмиралу греческого происхождения. Он исследовал черноморские глубины и дно Азовского моря, составил планы острова Змеиный и Тендровской косы, сделал обмеры южного берега Крыма от Севастополя до Керченского пролива. На основании его рапортов графу Воронцову в 1825 г. правительство царской России приняло решение о начале строительства торгового порта в Бердянском заливе: “…порт при сей косе уступит разве Севастопольскому”, т. к. порт в г. Таганроге не справлялся со своими задачами.
И вот, в 1999 году на центральном городском проспекте Бердянска, на пересечении с Приморской площадью, справедливо появился памятник „Кораблик“-„Парусник“, так его называют местные, капитану II ранга Николаю Дмитриевичу Критскому, исследования которого заложили основы для появления этого города.

Димитриу Николаос (Москва)
«Храм Святого Андрея Стратилата»
(г. Москва, Андреевская набережная, 2)
На фотографии – Андреевский ставропигиальный мужской монастырь, а именно надвратный храм во имя Святого мученика Андрея Стратилата (1675 года постройки). В стенах Андреевского монастыря в 1648 г. было основано ученое братство под непосредственным руководством братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Затем братство переехало в Заиконоспасский монастырь уже под названием Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.. Нынче же братией Андреевского монастыря руководит игумен Дионисий (Шленов), заведующий Греческим кабинетом, руководитель аспирантуры МДА. Богослужения проходят по византийскому греческому чину.

Александрис Георгиади (Севастополь)
«Χερσόνησος»
(г.Севастополь, ул.Древняя, д.1)

Херсонес (Χερσόνησος) – полис, начавший свою историю в 5 веке до нашей эры. Довольно большой торговый город с обширной хорой. В настоящее время найдены богатейшие сельскохозяйственные усадьбы номер 9 (математика Эвклида), 25, 26, 31 и другие.
Город, где греческая речь не умолкала вплоть до 14-15 века, а последние его жители покинули только тогда, когда тот превратился в небольшую деревушку.
Город, крестивший крестителя Руси.
Город торговцев и мореплавателей.
Город богини Девы.
Город живой и по сей день. 


 

 

 

 

 

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!