Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) — один из самых почитаемых греческих старцев, монах Святой Горы Афон. Старец Паисий широко известен своими духовными наставлениями, ценными советами и своей подвижнической жизнью.
13 января 2015 года Священный Синод Вселенского Патриархата после подробного изучения представленных фактов единогласно постановил причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца) с установлением памяти в день его преставления — 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.). В этом же году Священный Синод включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской Православной Церкви.
Старец горы Афон схимонах Паисий Святогорец – величайший подвижник нашего времени. Всего себя он отдал служению Богу и людям. Сердце его было наполнено христианскими добродетелями: кротостью, смирением и любовью. Жизнь его – каждодневное самоотвержение ради Христа и его заповедей. Стяжав всепрощающую христову любовь, он был светильником горящим, возожжённым благодатью Святого Духа, который привел ко Христу тысячи людей, поучая не только словом, но и своим живым примером. И по сей день старец не оставляет нас, предстоя в молитвах пред престолом Божиим.
Биография Паисия Святогорца
Арсений Езнепидис (настоящее имя старца) родился 25 июля 1924 года в Каппадокии (греч. Καππαδοκία – историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции). С раннего детства ему был предречен монашеский путь, об этом свидетельствуют пророческие слова святого Арсения Каппадакийского. Во время крещения Арсения святой заявил, что мальчик будет иноком. Через несколько месяцев после рождения сына семья Арсения переехала в город Коница (ном Янина, 66 км от административного центра), спасаясь от гонений со стороны турецких фанатиков-исламистов. Здесь будущий монах провел детство и юность. Арсений полюбил духовное чтение и церковные службы, изо дня в день укрепляясь в своей вере. После окончания школы юноша обучился плотницкому ремеслу.
В 1945 году Арсения призвали на военную службу. Сослуживцы отмечали смелость и жертвенность своего товарища. Арсений стремился попасть в самые опасные бои, хотя сам он не держал в руках оружия, так как был радистом. Вернувшись из армии, Арсений, стараясь быть примерным христианином, помогал своей семье, но сердце его жаждало большего самоотречения. Он хотел полностью уйти от мира и избрал монашество.
Первые шаги монашеской жизни
Его первым духовным наставником был будущий игумен монастыря Кутлумуш Кирилл. С большим усердием молодой инок стал исполнять послушания своего старца. Арсений словно забыл свое телесное существо. Он соблюдал строжайший пост, пребывал в непрестанной молитве и бодрствовании. Вскоре, духовник перенаправил послушника в монастырь Эсфигмен, где видя усердие юноши, настоятель монастыря предлагает Арсению принять на себя малую схиму. Но по смирению своему, он отказывается и становится лишь рясофорным монахом с именем Аверкий. Следующим духовным пристанищем Аверкия стала обитель Филофей, где в 1956 году он принял постриг в малую схиму (монашество второй степени) от своего учителя отца Симеона. Тогда будущему святому и досталось имя, под которым он стал известным, – Паисий. Назвали его в честь патриарха Паисия Второго.
Всю свою жизнь Паисий стремился к уединенной, отшельнической жизни, но Промысел Божий судил иначе. Паисий получил благословение принимать паломников, утешать страждущих и просвещать заблудших. Он никогда не искал человеческой славы, но люди тянулись к нему, чувствуя его любовь и снисхождение, ощущая пользу его духовных наставлений. Как сказано: «Прославляющих Меня и Я прославлю…»
«Духовный магнит» на горе Афон
На Афон Паисий вернулся только в 1964 году. Двумя годами позже он тяжело заболел и лишился значительной части легкого. Но это не помешало старцу стать настоящим «духовным магнитом» для верующих и сутками напролет принимать всех страждущих в своей келье в Кутлумуш.
Тысячи людей приходили к Паисию со своими проблемами и невзгодами, точно зная, что он изгонит скорбь, дарует душе облегчение и наполнит ее надеждой и верой. Каждого гостя старец встречал радушно, предлагал ему кружку холодной воды и кусочек сладкого лукума, а провожал добрым советом и молитвой. Несмотря на слабое здоровье и усталость, укрепляемый божественной благодатью и молитвой, старец никогда никому не отказывал. Люди считали его святым. Сам же старец искренне признавал себя последним грешником, поношением человеков, как завещал Христос своим ученикам: «Кто хочет быть из вас большим, да будет всем слугою…» Каждому человеку отец Паисий находил место в своем сердце. Чужая боль была для него своей. Старец обладал даром горячей, пламенной, слезной молитвы. Он молился за всех страждущих, путешествующих, плененных. Ему было больно видеть страдающих, мучающихся от грехов людей. Старец всегда повторял, что только в смирении человек может обрести счастье и покой, по словам Христа: «Приидите и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящите покой душам вашим…» Смирение – основа всех добродетелей, спасти может только оно.
Старец Паисий Святогорец скончался 12 июля 1994 года. Похоронен в Свято-Иоанно-Богословском монастыре. Его могила, стала местом паломничества. Многие люди приезжают сюда помолиться старцу, ведь и по смерти, он все также утешает нас и помогает нам.
Творчество Паисия Святогорца
Паисий Святогорец оставил после себя множество трудов, которые освещают различные вопросы духовной жизни.
Среди наиболее известных книг, вышедших из-под пера старца, следует отметить:
- «Возвращение к Богу от земли на Небо»;
- «Отцы-святогорцы и святогорские истории»;
- «Мысли о семье христианской»;
- «Афонский старец Хаджи-Георгий»;
- «Арсений Каппадокийский»;
- «Письма»;
- «Слова» в пяти томах.
«Слова» особенно полюбились православным читателям. Пятитомник включает в себя следующие книги: «Духовное пробуждение», «Духовная борьба», «Семейная жизнь» и «Страсти и добродетели». Все это самостоятельные произведения, читать их можно в любом порядке. При составлении этих книг использовались отрывки трудов Паисия, написанных им при жизни, его письма, а также стенографические и магнитофонные записи бесед со старцем. «Слова» изложены в простой и удобной форме, как вопросы и ответы. Их перевели на несколько десятков языков, чтобы люди всего мира смогли найти ответы на волнующие вопросы.
В первом томе «С болью и любовью о современном человеке» Паисий рассуждает о современной культуре, роли Церкви в нынешней эпохе, о духе мира сего, дьяволе и грехах.
Во втором томе «Духовное пробуждение» старец подготавливает читателей к сложным жизненным ситуациям, в которых они могут оказаться. Он рассказывает о важности благоразумного поведения, исправления самого себя и победы над распространившейся безответственностью и равнодушием современных людей.
Третий том «Духовная борьба» посвящен теме исповеди и покаяния и борьбе с помыслами.
В четвертом томе «Семейная жизнь» Паисий уделяет внимание испытаниям и вопросам семейных отношений. Здесь говорится о роли мужа и жены в семье, юношеском выборе жизненного пути, воспитании детей.
В пятом томе «Страсти и добродетели» старец советует, как распознавать страсти, освобождаться от них и переходить к добродетельным поступкам.
Чудеса старца Паисия
При жизни старца многие ощущали на себе его молитвенную помощь и заступничество. Божьей милостью, по молитвам отца Паисия, люди исцелялись от тяжких, неизлечимых болезней и приходили к вере. Чистая, полная любви монашеская молитва была угодна Богу.
Чудеса в жизни Паисия
Еще в молодые годы на войне Арсений спас двоих солдат, уступив им свой окоп, и сам чудом избежал гибели. Как только он покинул укрытие, его голову вскользь задел осколок. Юноша был без каски, но не получил ни царапины: осколок лишь сбрил прядь волос шириной 6 см. Арсений был уверен, что это милость Божия к нему.
В 1958 году отец Паисий занялся восстановлением сгоревшей обители, однако материалов не хватало, не говоря уже о деньгах на дополнительные их закупки. Тогда старцу пришлось ездить со святыми мощами по деревням и собирать пожертвования, но направить их по назначению Паисию не позволяла совесть. Он собирал полученную от народа пшеницу, но не продавал ее, а раздавал более нуждающимся семьям.
Во время строительства, когда заливали бетон, мастера заявили, что 20 мешков цемента не хватает. Бросать работу было нельзя, но и четыре часа мучить мулов Паисий тоже не желал. В надежде на Божью помощь, старец обратился с молитвой к Богородице. Божья Матерь не оставила своего раба. По его словам, Богородица просветила некоторых людей, и они пришли помогать восстанавливать монастырь: кто-то приносил материалы, а кто-то участвовал лично. В итоге цемента не просто хватило, но и осталось лишних пять мешков.
Посмертные чудеса
Есть много свидетельств о молитвенной помощи старца Паисия Святогорца и после его смерти.
Жительница города Волоса поведала, как ее сестра, обратившаяся с молитвой к старцу получила исцеление от рака. У нее была диагностирована опухоль молочной железы. Менее чем через неделю после обращения к отцу Паисию повторное обследование не выявило и следов раковых новообразований.
Житель Афин по пути в Янину попал в серьезную автокатастрофу. После лобового столкновения со встречной машиной он оказался в реанимации с черепно-мозговой травмой. Пострадавший религиозностью никогда не отличался, а о старце Паисии лишь слышал от знакомых. Лежа в больнице, он вдруг увидел светлое облако, а в нем – силуэт монаха. Мужчина тут же понял, что это тот самый Паисий. Старец улыбнулся, погладил больного по голове и пообещал, что тот поправится. Позже врачи не могли поверить в необъяснимо быстрое выздоровление столь сложного пациента.
Священник из деревни под Салониками мог потерять своего шестилетнего сына, страдавшего задержкой развития речи. Мальчик упал в осветительную шахту (с четвертого этажа на первый), но остался невредим: врачи не нашли не только переломов, но даже царапин. Мальчик сказал, что его спасителем был старец Паисий.
Сантехнику из города Пафос (Кипр) Паисий сохранил зрение. Мужчина наткнулся на торчавший кусок проволоки, который попал ему в глаз. Пока он ждал первой помощи (нужно было перекусить проволоку кусачками, чтобы отвезти пострадавшего в медпункт), случилось чудо. Перед его глазами возник неизвестный в черной рясе, подтолкнул его голову и сделал так, чтобы проволока вышла из глаза, не повредив его. Легкий порез вылечился мазями, а позднее мужчина увидел фотографию Паисия Святогорца и узнал в нем своего спасителя.
Многие люди, уверовавшие в чудеса старца Паисия, стремятся посетить место его погребения и поклониться святым мощам. Могила находится за стенами монастыря святого Иоанна Богослова. Интересно, что в этом монастыре сохранилась традиция – угощать паломников лукумом и водой.
Старец Паисий – пример преображения человеческой души, к которому призван каждый из нас.
Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/orthodox-greece/261-paisij-svyatogorec
Для кого ты бережёшь своё “я” — для себя самого?
Не надо слишком заботиться о комфорте
– Геронда, когда я говорю, что могу работать столько-то и что это предел моих возможностей, то говорю это по себялюбию?
– Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает, тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно.
Цель – чтобы человек больше радовался неудобствам и трудностям, чем комфорту. Знали бы вы, как живут на Афоне некоторые старцы и какую радость при этом испытывают! Знаете, какое самоотвержение имел один старец, живший в километре от моей кельи, высоко на горе, на крутом склоне. Бедняга на четвереньках спускался по тропинке, когда ему нужно было сходить к старцу, жившему ниже. Его хотели забрать в монастырь, чтобы за ним было удобнее ухаживать, но он не соглашался. Потом все стали говорить: “Да он в прелести”, так как этот старец жил в келье один.
Однажды он пришёл ко мне и рассказал, почему не “Хотел уходить в монастырь. Когда-то у них в келье не было храма, он долго уговаривал своего старца построить храм, и наконец его старец сказал: “Ладно, давай построим, только ты уже не сможешь уйти с этого места, потому что у храма будет свой Ангел-хранитель, а его одного оставлять нельзя”. Тот пообещал, что никогда не уйдёт из кельи, и они построили храм. В конце концов келья, в которой жил старец, разрушилась, и он стал жить в храме. Там и спал, сидя в стасидии. Вот какое самоотвержение! Я отнёс ему кое-какую одежду, потому что у него вообще ничего не было. Ещё он был болен – его постоянно мучили рези в животе. Однажды я послал к нему знакомого врача. Тот пошёл вместе со своим товарищем, но они нашли старца уже мёртвым: он сидел в стасидии, завернувшись в одеяло. Вот так отошёл человек ко Господу!
Жизнь в суровых условиях ради любви Христовой приносит в сердце умиление Христово. Божественное наслаждение рождается от телесных страданий. Святые отцы отдали кровь и приняли Дух. Потом и трудом стяжали благодать. Отреклись от своего “я” и обрели его в руках Божиих.
Я прихожу в умиление, когда читаю синаксарий святых подвижников Синайской горы. Пять тысяч подвижников жили на Синае, а сколько ещё на Афоне! За тысячу лет сколько отцов освятилось! А исповедники и мученики сколько страданий претерпели! А мы ропщем при первой малейшей трудности. Хотим без труда стяжать святость.
Самоотвержение – редкость. Даже мы, монахи, не понимаем, что блага приобретаются трудом, и жалеем себя, оправдываем и находим смягчающие обстоятельства. Отсюда и идёт зло. Диавол помогает каждому человеку найти оправдание, а годы проходят. Поэтому не стоит забывать и о смерти. А если всё равно умирать, то и о теле слишком заботиться не стоит, не в том смысле, что доводить его до болезни, но в том, чтобы не слишком заботиться о комфорте.
Для кого ты бережёшь своё “я” — для себя самого?
– Геронда, у меня есть помысел, что в том, что я быстро устаю, виновата не только моя телесная слабость.
– Да, если бы в тебе был Божественный огонь, то всё было бы по-другому.
– А как мне приобрести этот Божественный огонь?
– Нужно забыть себя и думать о других.
– Мне кажется, что трудно делать так постоянно.
– По крайней мере, постарайся думать и заботиться о других столько же, сколько ты думаешь и заботишься о себе. Так постепенно придёшь к тому, что станешь равнодушна к себе, в хорошем смысле, и будешь постоянно думать о других Тогда и Бог будет о тебе думать, и люди. Только не делай этого ради того, чтобы другие думали о тебе!
– Выходит, что меня мучает моё собственное “я”?
– Ну, конечно! Отбрось своё “я”. Если отбросишь – воспаришь. Зачем оно тебе, для кого ты его хранишь? Для себя? Часть любви, которую оставляешь себе, ты отнимаешь от всецелой и безграничной любви, которую необходимо иметь к другим.
– Геронда, как мне отбросить своё “я”?
– Насколько возможно, исключи своё “я” из того, что ты делаешь, посели в своё сердце других. То, что ты желаешь для себя, отдавай другим. Отдавай, отдавай, не думая о себе. Чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать, потому что Бог будет тебе в изобилии подавать Свою благодать и любовь. Он станет тебя сильно любить, а ты Его, потому что перестанешь любить себя, своё “я”, которое требует, чтобы его питали гордость и эгоизм, а не Благодать Божия, подающая душе все необходимые соки, изменяющая плоть божественным изменением и заставляющая человека сиять невещественным светом. Буду молиться, чтобы ты скорее ощутила то, о чём я говорю, и избавилась от муки себялюбия.
– Геронда, а может быть так, что я буду бороться с себялюбием, но в моих делах всё равно будет сквозить мое «я»?
– Всё зависит от того, как ты подвизаешься. То, что грязно и отвратительно, человек выбрасывает, но сначала нужно понять, что это действительно грязно и отвра-тительно. Не почувствовав отвращения, не выбросишь. Чтобы отбросить ветхого человека, нужно почувствовать к нему отвращение. На парализованных ногах нельзя двигаться вперёд.
Когда есть самоотречение, Бог подаёт Свою благодать
– Геронда, когда я думаю о том, как святые принуждали себя, меня мучает совесть, мне кажется, что я-то себя жалею.
– Когда человек, подвизаясь смиренно, усердно и с рассуждением, выступает за пределы своих возможностей, тогда на него снисходит сверхъестественная Божественная сила.
– Геронда, что имеет в виду авва Варсонофий, говоря: “Не ищи телесного покоя, если не посылает его тебе Господь”?
– Этим он хочет сказать, что не надо искать для себя покоя, удобства. Прежде всего нужно самоотречение, а за ним следуют обильные Божественные дары, потому что, когда есть самоотречение, тогда Бог подаёт человеку Свою благодать.
Когда в человеке есть дух жертвенности, тогда он получает Божественную помощь, Бог заботится о нём. Соответственно мере самопожертвования и молитвы за ближних человек получает и помощь от Бога.
Однажды поздно вечером я шёл из монастыря Ставроникита в келью отца Тихона, которую приводил в порядок, собираясь поселиться там. По дороге меня остановил человек. За спиной у меня был тяжёлый мешок, к тому же моросил дождь, а я стоял и слушал. Уже стемнело, а он всё говорил и говорил не переставая. Мы вымокли насквозь. В какой-то момент мне пришёл помысел: “Как же я найду свою келью? Ночь, грязь, дорога трудная, и фонаря нет”. Но как прервать человека? Я его спросил, где он собирается ночевать. Он сказал, что в соседней келье. Так мы стояли до полуночи.
Наконец распрощались. Я пошёл своей дорогой, но только ступил на тропу, ведущую к келье, поскользнулся и свалился в кусты. Башмаки полетели вниз, мешок зацепился за ветки, а подрясник задрался до шеи. Ничего не видно. Тогда я сказал себе: “Лучше остаться здесь. Прочитаю повечерие, полунощницу, утреню, а там, глядишь, рассветёт и до кельи доберусь. А тот бедняга, найдёт ли он дорогу?” Как только я дошёл до “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей”, неожиданно, словно луч прожектора, сильный свет осветил весь овраг! Я нашёл ботинки и смог идти. Тропинка была освещена Я дошёл до кельи, нашёл и ключ от замка, а он был такой маленький и спрятан так далеко, что даже днём я бы с трудом его отыскал. Вошёл в храм, зажёг там все лампадки. И тогда свет исчез – он больше был не нужен!
Источник: http://www.pravmir.ru/dlya-kogo-ty-berezhyosh-svoyo-ya-dlya-sebya-samogo/
С другими статьями о старце Паисии Святогорце можно ознакомиться на православном информационном сайте “ПРАВОСЛАВИЕ И МИР” по ссылке http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_cat_index_80.html