Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Спектакль «ЦАРЬ ЭДИП». 14 июня

14 июня 2019г., 19.30 
на сцене Театра им. Евгения Вахтангова (Москва, ул. Арбат, д. 24) 
Спектакль «ЦАРЬ ЭДИП» Софокла 

Спектакль поставлен БУК «Омский государственный Северный драматический театр имени М.А.Ульянова».
Режиссер-постановщик: Константин Рехтин, заслуженный деятель искусств Омской области, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, член жюри «Золотой Маски»
Музыка: Никос Ксантулис.
При поддержке Греческой Организации по Туризму, в рамках Перекрестного Года по Туризму России и Греции.
Московский показ, специально для зрителя российской столицы, для эллинов и филэллинов, для любителей древнегреческой классики, служившей истоком мировой драматургии, для ценителей подлинного, аутентичного искусства.

ЖДЕМ ВАС!

пятница, 14 июня 2019г.
19.30
💫на Новой Сцене Театра им. Вахтангова (Москва, ул. Арбат, д. 24)
Приобрести билеты можно исключительно в кассах Театра им. Вахтангова (ул.Арбат, 26)
Телефон касс театра: 8(499)2411679

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕКТАКЛЕ «ЦАРЬ ЭДИП» по пьесе  СОФОКЛА

Перевод:  Фадей Зелинский

Режиссер-постановщик: Константин Рехтин

Художник-постановщик: К.В. Рехтин

Художник: И.Ю. Шатов

Композитор: Никос Ксантулис

Музыкальное оформление, аранжировки: Д.А. Бедунов

Сценическая речь: С.П. Заборовская

Хореография: В.Д. Тзапташвили

Вокал:  И.А. Криницына

Помощник режиссера: О.М. Крутакова

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПО МЕРЕ ПОЯВЛЕНИЯ НА СЦЕНЕ:

Эдип. – В.Е. Кулыгин

Жрец –Е.А. Хлюм

Креонт – М.М  Синогин

Корифей – А.В. Горбунов

Тиресий – И.Ю. Шатов

Иокаста – Теодора Янници / А.А Хитрова

Вестник – И.Ю. Шатов

Пастух Лая – Е.А. Хлюм

Домочадец Эдипа – А.А Хитрова, А.А. Сидорова

Мальчик, Поводырь Тиресия – Ефим Рехтин

Хор – Е.А. Хлюм, М.М  Синогин, А.А Хитрова, И.Ю. Шатов

Информация об античной трагедии и о сюжете

Греческая трагедия:

Театр в Древней Греции является вершиной проявления культуры и демократии. Эти два великих универсальных выражения дали большой, уникальный импульс античной драме во все времена, так как это требует свободного обсуждения и противостояния различных точек зрения.

Особое внимание уделяется эстетической форме трагедии с помощью языка, действия, стиля, фигуры речи, музыкальных и танцевальных элементов, которые распределяются в соответствующих частях (диалоги и хоровые части). При этом, следует обратить внимание на то, что трагедия является совершенно новым видом, в котором действие не повествуется, а воспроизводится.

Зрители испытывают жалость и сострадание к страданиям героев, их переполняет страх относительно того, вдруг они окажутся в такой же ситуации.  Когда в конце конфликта с героями судьба или божественное испытание приводит их к катарсису или уничтожает их, вознося их морально, зрители,  с помощью эстетических приемов искусства и путем гомеопатических процессов,  постигают очищение (очищаются душевно, испытывают облегчение, искупление, очищение), оценивают моральное оправдание героя или восстановление морального порядка и покидают театр психически спокойными, духовно превосходящими и совестно свободными.

 

СОФОКЛ: 494-406 до н.э.

Софокл охватывает почти весь классический 5-й век до н.э.  (годы жизни 496-406 до н.э.), в течение которого развитие Афинского государства достигает своей вершины, чтобы позже опуститься вниз, в результате долгого кровопролития и поражения в Пелопоннесской (гражданской) войне (431- 404 до н.э.).

 

Софокл, в возрасте 28 лет, соревнуясь с ветераном Эсхилом, осмеливается выдвинуть свою кандидатуру и, как мы  узнаем от Плутарха, все десять членов комитета драматических соревнований  468 г. до н.э. возглавляемого генералом Кимоном, отдали предпочтение молодому Софоклу. В своих ранних работах выступал и в качестве актера, продолжая более раннюю традицию – например он выступал в роли Навсики и гитариста Фамириды в одноименных пьесах. На соревнованиях в честь Дионисия ему, в общей сложности, было присвоено 18 (восемнадцать) высших наград. На других соревнованиях – Линейских – он, по разным источникам, получил от 2 до 6 высших наград. Другими словами, две трети его театрального творчества, который насчитывает примерно 125 произведений, были удостоены высших наград.

Свидетельством тесных связей, которые привязывали  поэта с своими согражданами, служит тот факт, что он неоднократно отвергал приглашения иностранных правителей оказать им честь своим присутствием и посетить их дворы (что неоднократно делали Эсхил и Еврипид), а также тот факт, что он принимал государственные должности. Он служил казначеем морской державы Афинян (Морского Союза), и по крайней мере два раза служил стратегом (генералом) Афинского Союза – при этом первый раз в в 440 году до нашей эры, с Периклом в качестве со-стратега. 

Почитание, которое пронизывает все его творчество, все его произведения, полностью соответствует его религиозной деятельности (он служил и жрецом).   Трагический человек и бог в трагедиях Софокла находятся в неразрывной связи дружбы-вражды, как будто при конкурентных отношениях влюбленных.  Такая связь существует между богом и Эдипом, поскольку рок объединяет в лице Эдипа и его разрушение но и его возвышение, очищение.

Исходя из вышеизложенного объясняется большое восприятие поэта своими современниками, но и читателями всего человечества во все времена. Неслучайно  Аристотель сформулировал правила драматургии в основном вдохновляясь и опираясь на работах Софокла, и особенно, на неповторимом “Эдипе”.

ЭДИП (429 до н.э.)

Идеальная драматическая форма. (Краткое содержание).

Фивы страдают страшной чумой. Пророчество гласит, что город будет спасен только при условии, что будет наказан убийца предыдущего короля Лая. Эдип, который  сейчас правит, приказывает найти убийцу Лая. Пророк Тиресий обвиняет Эдипа, что он является миазмой для города. Эдип в ярости, поскольку подозревает в организации заговора против себя.

В ходе расследования убийцы, постепенно раскрывается истина, герой обнаруживает, кто он есть на самом деле.

ИДЕАЛЬНАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА-СОДЕРЖАНИЕ.

В этом произведении Софокла драматическое содержание приобретает идеальный вид, идеальную форму.

Трагедия достигла, с точки зрения стиля, своего совершенства. Она стала нерушимой моделью на все времена, для всех поколений людей. Эта концентрация действия в контексте нравственной модели необходимости углубляет драматическое сентиментальное воздействие на зрителя до состояния потрясения. Милосердие и страх становятся моральным очищением при таких трагических обстоятельствах, всплеск подлинной человечности, катарсис самого зрителя. Греки, родившие драматическую поэзию, присвоили (дали) ему совершенную форму.

Посылы трагического поэта должны постичь зрителя непринужденно и запустить свои корни в их душе, убедить его в том, что все мы несем ответственность за самые великие благодетели, за ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ.

Царь Эдип превращается в вечный символ того, как судьба разыгрывает человека. Рок такой же загадочный и таинственный, как и неискушенная загадка Сфинкса, которую, однако, разгадал трагический герой своей гениальностью и остроумием.

Многострадальная личность Эдипа – она же является вехой и образцовой моделью афинского народа и целой цивилизации, постигшей высочайшей степени самопознания; она же и ассоциируется и символизирует Афины Перикла, «город тирана» и  «страдания Эллады».

Трагическая судьба многострадального правителя Фиб, его рост и резкое падение, его величие и его крушение, поиск истины и его ужасные ошибки – это не только этапы индивидуального приключения, но и символизируют бесконечный путь к самопознанию целого цивилизации, с своими успехами и достижениями, со своими сомнениями и тупиковыми ситуациями.

Выживание и живучесть пьесы на протяжении столетий, ее неоспоримая актуальность и своевременность доказывают на века, что это поэмаСофокла является самым высоким и наиболее представительным произведением трагического искусства.

2019-06-16T07:44:59+03:00