Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
25 января 2017

5 лет без великого грека, классика мирового кино Тео (Фодороса) Ангелопулоса

5 лет без великого грека, классика мирового кино Тео (Фодороса) Ангелопулоса

24 января 2012 года перестало биться сердце великого греческого режиссера Тео Ангелопулоса – огромная потеря для мирового кинематографа и Греческой нации.

«…Мои герои путешествуют в поисках потерянного времени»

Ровно 5 лет назад минуло со времени ухода из жизни великого режиссера, классика-философа мирового кинематографа Тео Ангелопулоса. Кажется, что такие люди не могут уйти из этой жизни как все. Такая нелепая смерть!  Потеря для мирового кинематографа! Невосполнимая потеря для Греции. Очень жаль! Применительно к личностям такого масштаба формула “Все предопределено” (“Όλα είναι γραμμένα”) совершенно не “рифмуется”. Как могла судьба (η Μοίρα) так неблагодарно с ним поступить?! …Нелепая смерть. 24 января 2012 года Фодорос Ангелопулос попал под мотоцикл на съемках нового фильма «Другое море», которые проходили на шоссе в южном предместье Афин. …Скорая помощь прибыла только через 40 минут после ее вызова. Полученные им травмы оказались несовместимыми с жизнью. …Его не стало. …Эта новость, словно обухом по голове, вызвала у нас миллионов греков во всем мире, поклонников творчества великого Ангелопулоса, нестерпимую боль, рану, которая зарубцевалась, но все дает периодически о себе знать. Фодорос (Тео) Ангелопулос. Человек-эпоха. Человек-Явление.

Мне посчастливилось познакомиться с классиком мирового кино Фодоросом Ангелопулосом 27 июня 2009 года. 31-й Московский кинофестиваль, на который Тео Ангелопулос привез свой фильм “Пыль времени”. Собственно, именно ради этого фильма и, соответственно, огромного желания познакомиться со своим соотечественником, задать ему интересующие меня вопросы я аккредитовался на этом кинофестивале. Мне хотелось услышать из первых уст, узнать от Фодороса Ангелопулоса его размышления об окружающем  мире, взгляде на современную греческую историю. Размышления о судьбе Греции, сегодняшней в кромешном тумане ситуации. О современной греческой трагедии,  к которой привели страну не только последствия мирового экономического кризиса, но и  бездарные и безответственные греческие политики компрадоры, кризис духовности в греческом обществе, погрязшем в мега «достижениях» ценностей общества потребления.

Просмотр фильма для представителей СМИ в кинотеатре “Художественный”.

Сейчас или никогда! В ходе пресс-конференции, прекрасно понимая, что у великого режиссера каждая минута сегодня уже распланирована, приближаюсь к президиуму и во время секундной паузы адресую ему свою просьбу: «Я – российский журналист, ваш соотечественник. Мне очень важно взять у вас интервью, которое с огромным интересом прочтут греки России и постсоветского пространства. …Могу сказать, что один из самых моих любимых фильмов является ваше “Путешествие на Кифиру. …У меня накопилось к вам много вопросов”. …Мы проговорили более часа. Надеюсь, что из этого нашего разговора для многих прольется что-то новое о великом художнике греке Фодоросе Ангелопулосе. …Его жена Фиви. Удивительный человек! Она являлась ему верным помощником во всем, ангелом- хранителем.  Фодорос Ангелопулос. Великий греческий режиссер. Один из символов Греции. Мудрый. Простой в общении. Глыба. Человечище.

3 месяца назад, 12 октября 2016 года во время церемонии закрытия в Москве фестиваля «Современное кино Греции» спустя годы мне вновь довелось встретиться с супругой Тео Ангелопулоса, его музой, его «всем» Фиви Ангелопулу. Воспоминания о нем, о перипетиях съемок в России и Казахстане трилогии «Пыль времени», встречах с соотечественниками. Рядом режиссер Георгий Панагопулос – друг Фодороса и Фиви, незаменимый шерпа тех съемок. …Последним фильмом из череды выдающихся полотен греческих кинематографов на этом фестивале в московском кинотеатре «Космос» стало эпохальное полотно Тео Ангелопулоса «Пыль времени». …Фиви Ангелопулу, Георгиос Панагопулос, Димитрис Яламас, автор этих строк, многие журналисты, ценители греческого кинематографа, присутствующие на заключительной пресс-конференции фестиваля, делились своими воспоминаниями о великом греке Тео Ангелопулосе. Об его перфекционизме во всем, об его высоких человеческих качествах, вселенской и философской простоте, о том, какая пропасть образовалась для греческой культуры после его ухода из жизни. Многие и, в их числе директор фестиваля Стелла Христианова, выразили общее желание в следующем московском фестивале «Современное кино Греции» сделать отдельное посвящение одному из выдающихся греческих кинематографистов и, что совершенно логично, начать с великого Тео Ангелопулоса.

5 лет без великого грека, классика мирового кинематографа Тео Ангелопулоса.

Поклонимся его памяти и вновь обратим наше внимание к его великому наследию.

Великий греческий режиссер Фодорос (Тео) Ангелопулос –

один из последних могикан современного авторского кино

 

«…Мои герои путешествуют в поисках потерянного времени»

 

«Пыль времени» – московская премьера на 31-м ММКФ

 

31-й Московский Международный кинофестиваль (19-28.06. 2009) стал уже вехой кинематографической истории. Подведены итоги. Вручены призы.

Победителем кинофестиваля стал фильм российского режиссера Николая Досталя

«Петя по дороге в царство небесное». Но, смею утверждать, для поклонников интеллектуального кино, одним из главных событий на Московском 2009 года кинофестивале стала демонстрация фильма «Пыль времени» великого греческого режиссера Фодороса (Тео) Ангелопулоса.

«Пыль времени» («Η σκόνη του χρόνου») – вторая часть кино трилогии, начатой в фильме «Плачущий луг» («Το λιβάδι που δακρύζει»), созданным мэтром 5 годами ранее.

В трилогии прослеживается судьба супружеской пары на фоне исторических событий минувшего 20-го столетия.  Отправная точка этого нового путешествия-скитания главных героев фильма является 1953 год – год смерти Сталина. Завершающей «точкой прибытия» – ноябрь 1989 года.  Разрушение Берлинской стены, символизирующей завершение эпохи «железного занавеса», эпохи разделенных судеб. Эпическое «длиной в полвека», полотно.

В фильме снимались известные актеры Гильем Дафе, Ирен Жакоб, Мишель Пиколи.

«…Что есть Истина?» – «…По ком звонит колокол?»

В фильмах Тео Ангелопулоса у каждого из числа людей мыслящих и, тем самым, познающих жизненные истины сквозь призму исторической памяти и опыта уроков истории человечества, имеется свое их прочтение, свои, спрятанные в канве этих кинематографических полотен, философские истины. «…Что есть Истина?», «…Куда идешь?» – библейские и вопросы Вечности, которыми задаются тысячи лет лучшие умы человечества. Как важно всем нам в суете сует сегодняшнего смутного времени остановиться на мгновенье в каждом из дарованных нам судьбой дней нашего земного существования и задаваться этими вопросами.

Остановись на мгновенье, путник. Правилен ли тот путь, избранный сейчас тобою?

Является ли избранная тобой Дорога дорогой Любви и Добра? …Что разделяет людей?

Образ дороги. Путешествия по этому бескрайнему Пути, проторенному Надеждой и «Великой Идеей», горьким людским разочарованием, катастрофой одной человеческой судьбы и целого народа. Медленные «кадры» устной и фотографической хроники,  возвращают нас к памяти об истории нашего народа, разбросанного некогда на одном жизненном и духовном пространстве, в 20-м веке от рождения Христа.

Размышления о судьбе Греческого народа, Греции, Греческой культуры.

О великом прошлом этого народа. О сегодняшних поисках идентичности и следах преемственности с этим великим прошлым – поисков себя. Как нам излечиться от болезни «Забвение памяти», как не стать «липофагами» (манкуртами по Чингизу Айтматову) – людьми, не помнящими своего родства, забывшими язык, предания своих пращуров.

Как избежать людских искушений и излечиться от пороков, становящихся причиной разделений людей по разные стороны баррикад – разделений семей, народов, мира.

20-й век – уничтоженные на этих баррикадах розни и ненависти сотни миллионов людей, ставших жертвами, заложниками «великих идей» – мировых и братоубийственных войн.

«…По ком звонит колокол?» «Оплакивает» ли он своим звоном миллионы разбитых людских судеб, чью-то не состоявшуюся Любовь и «поруганную» Надежду, или своим набатным звоном пробуждает присутствующие в нас тлеющие угольки «Великой Идеи»?

Фодорос (Teo) Ангелопулос. Родился в Афинах 27 апреля 1935 года.

Режиссер. Сценарист. Актер. Обучался на юриста в Афинском университете. До получения диплома прервал обучение и отправился в Париж (1961), где поначалу посещал лекции французской филологии, а так же курсы кинематографа. Он закончил престижную французскую киношколу IDHEC. Начинал как критик. С 1963 г. он начинает снимать короткометражки. После возвращения в Грецию в 1964 году вплоть до 1967 года работал в качестве кинокритика в газете «Δημοκρατική Αλλαγή» вместе с Василисом Рафаилидисом и Тоней Маркетаки. В кинематографе с 1965 года. В 1968 году представил зрителям свою первую короткометражную работу – Η Εκπομπή. В своих ранних работах Фодорос Ангелопулос обращается к теме новейшей истории Греции, начиная с 1930-х гг.

Плоды Творчества

«Воспроизводство»-«Αναπαράσταση» (1970), «Дни из 1936 года»-«Μέρες του 36» (1972), «Комедианты»- «Ο θίασος» (1975), «Охотники»-«Οι κυνηγοί» (1977).

В более поздних работах, принесших ему мировую известность и признание он обращается к теме античной Греции, мифологии Древней Греции. Данные работы не теряют свою актуальность и сегодня.  «Александр Великий»-«Ο Μεγαλέξανδρος» (1980), «Афины, возвращение к Акрополю»- Αθήνα, επιστροφή στην Ακρόπολη (1983), «Путешествие на Кифиру»-Ταξίδι στα Κύθηρα (1984), «Пчеловод»-«Μελισσοκόμος» (1986), «Пейзаж в тумане»-Τοπίο στην Ομίχλη (1988), «Прерванный шаг аиста»-Μετέωρο Βήμα του Πελαργου (1991), «Взгляд Улисса»- Το βλέμμα του Οδυσσέα (1995), «Один день и целая вечность»-Μια αιωνιότητα και μια μέρα, Τριλογία-1. «Плачущий луг»- Το λιβάδι που διακρύζει (2003), «У каждого свое лицо» (2007), Τριλογία-2. Η σκόνη του χρόνου- «Пыль времени» (2008).Фодоросу Ангелопулосу присуждены звания почетного профессора Брюссельского университета (Бельгия), университета Nanterre в Париже, университета Эссекс (Essex). Являлся, вместе с Василисом Рафаилидисом, учредителем журнала «Современный кинематограф» (Σύγχρονος Κινηματιγράφος).

И заслуженного Признания.   

Фодорос (Тео) Ангелопулос – член жюри, президент многих Международных кинофестивалей и, в т.ч., в Москве ММКФ-2000.

Главная премия Венецианского кинофестиваля за экспериментальную работу «Александр Великий» (1988). Серебряный приз Венецианского кинофестиваля («Пейзаж в тумане», 1988). Большая премия жюри Каннского кинофестиваля («Взгляд Улисса, 1995). Золотая Пальмовая ветвь Каннского фестиваля («Вечность и один день, 1998).

Перед демонстрацией фильма «Пыль времени» прошу ее ведущего кинокритика Кирилла Разлогова  поделиться мнением о фильме, творчестве режиссера Ангелопулоса.

– Судя по тому факту, что вы являетесь ведущим пресс-конференции Тео Ангелопулоса, вам есть, что сказать о творчестве великого греческого режиссера.

– Картина Ангелопулоса «Пыль времени она сделана абсолютно в духе работ мастера. Рассматривается с позиций старого человека. Развивается его история, которая является второй часть его кинотрилогии. Построена чрезвычайно сложно, как у него всегда с переходами во времени, с очень большими актерами мирового класса, которые играют главные роли. Картина недавно демонстрировалась на кинофестивале в Берлине. Она, вне всяких сомнений, будет иметь своего зрителя. Хотя, надо признать, что для обычного зрителя кинотеатра в истории довольно трудно ориентироваться. …Художник продолжает свои поиски в том направлении, в котором он себе начертал, а Ангелопулос один из самых крупных режиссеров интеллектуального философского кино еще остающихся среди нас.

И, поэтому, ему необходимо дать эту возможность. Очень хорошо, что Россия приняла участие в создании этой картины.

– Творчество великого режиссера Ангелопулоса – это продолжение линии в мировом кино Антониони, Тарковского…

Да, это продолжение линии интеллектуального классического философского кино.

Творчество великого греческого режиссера Фодороса Ангелопулоса философично.

Герои его кино полотен приглашают зрительскую аудиторию отстраниться от довлеющих над ними бытовых и частных проблем и задуматься, ни много ни мало о глобальных проблемах всего человечества, всего мира, уставшего от страшного количества зла.

…Что принес человечеству ушедший 20-й век?

Великие надежды на эпохальные исторические перемены (социализм) и великие разочарования (войны,  крушение «великой надежды»).

О великом Разочаровании.

Но надежда, пусть и мизерная, на более справедливое устройство мира остается.

Оно и понятно, ибо жизнь без надежды бессмысленна. История циклична.

Фодоросу Ангелопулосу довелось быть свидетелем «великого глотка Свободы». 1968 год.

Молодежь на Западе протестует против притворно глянцевых западных свобод. События в Чехословакии – граждане этой страны требуют от своих властей и, соответственно,

от Кремля, втянутого в гонку вооружений, подлинного демократического социализма.

Быть может, «завтра» История, убедившись в несправедливости для большей части человечества положения вещей, захочет вновь продолжить неудачно завершившийся

в 20-м веке великий эксперимент создания Справедливого Устройства Мира для всех и все начнется сначала?

Спасибо Московскому Международному кинофестивалю!

Тео Ангелопулос возглавлял жюри 22-го Московского Международного кинофестиваля

в 2000 году. Тогда, в своем приветственном обращении на церемонии открытия фестиваля, он, сославшись на слова Тонино Гуэра, сказал: «Единственное жюри – это время. Мы просим у времени разрешения на то, чтобы выразить мнение, которое, может быть, подтвердится со временем». Он выразил надежду на то, что на Московском фестивале будут показаны фильмы, которые помогут людям мечтать.

Выстроенные в моем блокноте вопросы, предваряю следующим вступлением-речитативом о том, что уже заочно знаком с творчеством Фодороса Ангелопулоса через просмотр его фильмов, в каждом их которых в большей или меньшей степени проглядываются автобиографические мотивы из прожитых им 74 лет жизни.

В фильмах  мэтра Ангелопулоса читаются его мысли и оценки событиям и процессам, описываемым в них – послевоенная история Греции, судьба народа, семьи, человека.

– …Вам, господин Ангелопулос, не сомневаюсь в этом, хорошо известно, по какой причине в 1940-х годах прошлого столетия наши соотечественники, проживающие в Советском Союзе в Закавказье, на черноморском побережье России, в Крыму, были депортированы в Сибирь, Зауралье, Казахстан, Киргизию, Узбекистан.

Да, мне хорошо известен данный предмет –  «Трагические судьбы греков Советского Союза в 1930-1940-х годах». Греки в Казахстане, знаю это, оказались не по их воле.

– …Две недели назад мне довелось присутствовать на панихиде и траурном митинге в селении Лесное близ Сочи в Краснодарском крае, посвященном дате 60-летия депортации из этих мест наших соотечественников и в память обо всех греках, ставших жертвами сталинских преступных беззаконий в 1930-1940-х гг.

2009 год – «юбилейный» год для греков бывшего Советского Союза:

 60-летия депортации греков из Закавказья, Краснодарского края.

– Эти преступления сталинизма в отношении греков, советского народа ничем нельзя обосновать. На долю греков в этой стране выпали страшные испытания.

– …2009 год – это год 60-летия ташкентской диаспоры греков-политэмигрантов.

Это часть нашей общей трагической Истории – братоубийственной Гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. На прошедшей только что пресс-конференции вами было сказано, что многие ваши фильмы в той или иной степени автобиографичны. …История греческого Сопротивления фашизму (1940-1944). История Гражданской войны в Греции (1946-1949гг.) – это, в том числе, и история вашей семьи?

– …Что касается моей семьи. Мой двоюродный брат пришел с группой вооруженных людей арестовывать моего отца – его родного дядю. Брат был крайне правых взглядов. Отец же по своим убеждениям тогда не был левым, он придерживался либеральных взглядов. Безусловно, как вы понимаете, двоюродный брат в своих действиях исходил из уверенности, что совершает все это во благо.

– Руководствуясь чувством «во благо» он уводил вашего отца на Голгофу.

– …Да, это трагедия. Раскол в семьях. Долгое время моя семья и вся Греция зализывала все эти раны Гражданской войны.

– Большая часть из тех, кто совершает преступления и злодеяния, пытаются их «упаковать» в обертку «Во имя Добра», «Во имя Всеобщего Блага».

– В свою очередь, я, 9-летний мальчишка, с матерью, держа ее за руку, отправились в Перистери. В поисках тела отца. В Перистери тогда проходили расстрелы людей.

Среди многочисленных трупов, отца мы так и не нашли. Моя мама облачилась в одежды траура. Чуть позже, завершился трагический декабрь 1944 года, в один из моментов наших мальчишеских игр во дворе с гильзами от патронов.

– Такие, получается, были игры у подростков в афинских дворах в 1940-х годах. Так проходил процесс вашего взросления.

 – Да, так мы в те, непростые и суровые  годы для Греции, быстро взрослели.

Играя со сверстниками на улице, я увидел вдали дороги идущего в сторону дома отца,  одетого в лохмотья. Его обувь, как сейчас это помню, была обкручена проволокой.

В этот момент нашего разговора установилась тяжелая пауза. Фодорос Ангелопулос не утратил и сегодня драматизма той памятной сцены встречи отца из января 1945 года.

– …Я что есть мочи побежал домой сообщить маме о «воскрешении» отца.

Мама вышла из дома, увидела отца и побежала в его сторону.  Так, посередине дороги, еще некоторое время мы стояли, сцепив друг друга в объятиях.  Эти минуты кажутся мне и сейчас целой вечностью.

Мы вошли в дом. Никто не говорил. Мама плакала. Отец так же плакал. К этому времени из пищи дома был суп и ничего больше. И этот суп был не тронут. Не было желания. Мы еще долго сидели друг подле друга, как бы впитывая в себя этот счастливый миг жизни – возвращения из небытия моего отца.

Этот момент в вашей жизни нашел отражение в ваших работах?

– В первой моей работе воспроизведена эта сцена. Нет, она касается не только возвращения моего отца, но и касается как бы этого явления для всех его познавших – цельного воззвания ко всем нам. И после такого жизненного прецедента как я не мог стать по своим убеждениям левым?! Этот речитатив есть в этом фильме.

– …Поговорим о ваших сегодняшних политических убеждениях.

..Я же, как был, так и остаюсь по своим взглядам человеком левых убеждений.   

Правда, в данный момент я не знаю, кто является левыми. Запутался, как и многие греки

 в Греции. Те, кто называют себя левыми, таковыми, на самом деле, не являются. Удивительная ситуация! Такое впечатление, что никто не знает, куда мы идем, что хотят

политические партии и что говорят их руководители. Одно сплошное «ничего».

– Выходит, г-н Ангелопулос, политические вожди в Греции «не ведают, что творят». В стране нет национальных лидеров. Одни политики. Это и погубило страну.

Такой «предмет» для нашего разговора вообще отсутствует. Более пессимистического периода в истории страны, чем сегодня, я за свои 74 года жизни не припоминаю.

…И в годы войны, и в период хунты верили во что-то, кому-то. Были сильные личности-политики. «Здесь же и сейчас» – абсолютное неведение. …Вот именно по этим причинам наша молодежь  сегодня выходит на улицы. Потому, что все прекрасно понимает. Видит, «ощущает» на себе лицемерие политиков. …Это общество не знает куда идти.

– На только что прошедшей вашей пресс-конференции вы признались, отвечая на вопрос одного из моих коллег о ваших взаимоотношениях с Андреем Тарковским, вашей любви к его творчеству. Наиболее любимым фильмом Тарковского для вас является «Сталкер». …Моими же любимыми фильмами Андрея Тарковского являются – «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Что касается вашего творчества,

г-н Ангелопулос, то фильм «Путешествие на Кифиру» мной просмотрен десятки раз! Потрясающий фильм! …История присутствия в нем песни греков Понта «Сорок яблок» («Σαράντα μήλα»). Некий фрагмент из вашей или памяти ваших близких?

– …О великом Тарковском. Во время одной из наших встреч, которая состоялась в Риме, там великий мастер снимал свою работу «Ностальгия», мы затеяли с ним долгий спор о происхождении слова ностальгия. Он утверждал, что это слово русского происхождения, а я, в свою очередь, убедительно доказал ему, что это греческое слово. У Тарковского не все фильмы были шедеврами, но это не умаляет его масштабов великого мирового классика. …Теперь о Гражданской войне в Греции. Поймите, в Гражданской войне на стороне левых сил позиционировали себя и воевали многие. Огромное количество среди них были греки из Понта, Малой Азии, оказавшиеся после малоазийской катастрофы в Греции. Они, понтийские греки, по сути, и сделали левое движение мощным. И этот фрагмент в фильме «Путешествие на Кифиру», таким образом, является естественным – своим рода касательством и к «понтийской» теме. Эти мотивы присутствуют и в фильме «Комедианты» («Ο θίασος»).

– Вас связывали очень близкие отношения с писателем, журналистом, кинокритиком Василисом Рафаилидисом.  Вот, перефразирую слова классиков, «какая глыба, какое человечище!» Глубокий неистовый ум. Его оригинальный взгляд «сатира» -труд «История (комико-трагическая) Новогреческого государства» (1830-1974) – ΙΣΤΟΡΙΑ (κωμικοτραγική) του ΝΕΟΕΛΛΗΝΙΚΟΥ ΚΡΑΤΟΥΣ, помог взглянуть на историю современной Греции и в предлагаемой его автором интерпретации.

Данный труд и другие книги Василиса Рафаилидиса, ваш фильм «Путешествие на Кифиру», являются одними из востребованных в моей библиотеке и фильмотеке.   

Василис Рафаилидис был ярким человеком, рядом с которым было интересно жить, творить. С ним, поверьте мне, было очень непросто. Человек – борец. Личность. Человек, обладающий многими достоинствами. Сопротивление, Гражданская война оставили в его судьбе, мировоззрении свой глубокий след.

– …В нашем разговоре вы коснулись темы греческой молодежи.

У сегодняшней молодежи нет идеалов. Ей сегодня не с кого брать пример.

О «Великой Идее» и ее «отражении» в наших судьбах

– В истории все зачастую возвращается на круги своя.

 …Поговорим о «Великой Идее». Какую службу нам оказывают «великие идеи»?  

«Великая идея» соотносится к определенной исторической эпохе и никто не может формулировать свое отношение к ней, прибегая к сегодняшним критериям, логике.

 Она возникла в период перед временем освобождения Греции. Правда, что был ее апологет Элевтериос Венизелос. Им сделано было многое для ее продвижения, но его политические противники не позволили ему развить дальнейшую реализацию «Великой идеи». …Многое здесь запутано.

– Элевтериос Венизелос был, на самом деле, великим греческим государственным деятелем, национальным лидером. Однако, таково мое мнение, им не были предприняты реальные действия в отношении греческого населения Малой Азии и Понта, направленные на его спасение от физического уничтожения младотурками.

Поймите, уважаемый соотечественник, арена деятельности для Элевтериоса Венизелосса была огромной. Трудно было успевать повсюду. Это была та Греция, которая заново воссоздавалась. Огромный театр действий. Калейдоскопически меняющиеся события.

– Накальная драматургия сюжета данного «батального полотна»

«История современной Греции 1912-1922 гг.».  Балканские войны 1912-1913 гг.

1-я Мировая война. Греко-турецкая война 1919-1922 гг. Малоазийская катастрофа. 

– Было противостояние с королевским двором, поставившее страну на грань катастрофы.

– Страна раскололась на два мощных лагеря – германофилы монархисты («василики» – сторонники короля Константина) и тяготеющие к союзу с Великобританией, Францией, США, буржуазные либералы («венизелики» – сторонники Э. Венизелоса).

– Повторяюсь, этот конфликт, собственно, и привел Грецию к катастрофе.

Думаю, Венизелосу, несмотря на все очевидные проблемы, связанные для страны и ее граждан с ведением войны, экономические проблемы, огромное количество получивших на войне ранения и увечья, удалось бы не довести ситуацию до катастрофы. То, что, в конечном итоге, «удалось», пусть неосознанно, сделать его политическим оппонентам.

– По этой самой причине, катастрофы Великой Идеи, греки Понта потеряли свою Родину, история проживания на которой у них насчитывала три тысячи лет.

Сотни тысяч из них оказались в России, в которой на их долю в 1930-1940-х гг. выпали страшные испытания. Именно по этой самой причине, вам это прекрасно известно, стало возможным компактное проживание греков в отдельных селениях и городах Казахстана, в одном из которых, Темиртау, вы познакомились со многими нашими соотечественниками в процессе съемок фильма «Пыль времени».   Ваши впечатления от встреч с нашими казахстанскими соотечественниками.

Да, безусловно, мне была известна полная драмы присутствия греков в казахстанских степях. …Я снимал сцену в фильме «Смерть Сталина». Огромная массовка. Тысячи людей. И среди них большое количество греков. Моментально, бросив взгляд на толпу людей, отделил в ней греков! (смеется) В их лицах была та самая греческая «сладость».

– …Το αίμα νερό δε γίνεται. Кровь – не вода…

(смеется) Вы, Нико, просто не представляете, насколько сладостно это ощущение – среди сотен людей вычленять «сладкие» лица своих соотечественников!

Исключительность еще и в том, что съемки длились на снежном морозе с раннего и до захода солнца. …Эти встречи, наши пересечения взглядов дали мне мощную подзарядку, согревали мою душу. Самые близкие лица – это лица твоих соотечественников.

– Несколько месяцев назад в Ростове-на-Дону, там проходил форум греков бывшего Советского Союза, своими впечатлениями о съемках фильма, общении с вами со мной поделилась Деспина Касапиди. Ранее, в Алма-Ате – посол Греции в Казахстане Христос Кондовуниссиос и руководитель греческой диаспоры Павел Феодориди. В Москве – хорошо известный вам режиссер и продюсер Георгиос Панагопулос.

– Меня радует, что у нас, оказывается, есть общие знакомые и друзья! Деспина – это душа наших соотечественников в Темиртау. Замечательный человек. Настоящая гречанка!

– …Деятельный, настроенный на «греческие» дела наш человек!

В массовых съемках принимал участие, помню, и ее сын. Молодой симпатичный, прекрасно воспитанный парень. Врач. Не знающий, правда, греческого. 

– Эта проблема, увы, и по сей день является актуальной для эллинизма стран бывшего Советского Союза.

Думаю, съемки фильма стали одним из наиболее памятных событий для греков тех мест. Все это время мы были в тесном контакте. …Что могу сказать по поводу знаний греческого языка. Уверен, ни у кого нет сомнений, что свой язык необходимо знать. Понятна и причина  «разлуки» многих греков Советского Союза с родным языком. Все просто и понятно. Каждый, кто является греком, должен, «встретиться» с родным языком.

…Мне бы очень хотелось приехать в эти места и вновь увидеть эти потрясающие по своей греческости и «сладости» лица наших соотечественников, ставшими мне родными.

– …Съемки вашего фильма проходили так же и в России.              

 –  Нижний Новгород. Кунгур – город для ссыльных. Хочу сказать, что уровень сотрудничества с людьми был невероятным! …Ранее я часто бывал в России. С глубоким пиететом отношусь к русской литературе, культуре. Россия – огромная страна, таящая в себе много невероятного. Желаю этой стране, ее гражданам процветания.

– Фильм сегодня тепло был принят московской зрительской аудиторией.

 Как он был принят зрителями в Греции?

Реакция греческой публики была необыкновенной – фильм был тепло встречен в моей родной стране.

От моего и, наверняка, внимания многих других журналистов не могло уйти незамеченным то, что великий греческий режиссер, отвечая на многочисленные вопросы, периодически сбивался с французского на родной греческий!  Пусть же и все греки, проживающие на пространстве России, бывшего Советского Союза, по примеру мэтра, в нашей речи периодически будем сбиваться с родного русского на родной греческий!

– На сегодняшней пресс-конференции одной из главных тем стала тема Разочарования. …Это ваша оценка сегодняшних реалий? Так получается, что на «вахту» вместе с кризисом духовным заступил и кризис экономический.

Это факт, что Греция сегодня идет не в лучшую сторону, а в худшую. Осознание этого –

предмет моего и многих тысяч греков главного разочарования на сегодняшний день.   

…У людей кризис доверия к государственным институтам, политическим партиям.

Кризис духовный и сегодняшний мировой кризис – все взаимосвязано.

Тео Ангелопулос, по его собственному признанию, видел все истории, снятые

 в кинематографе. Антониони, Феллини. Не только с точки зрения кинематографа. Сегодняшнее явление в искусстве, кинематографе – это период колебаний.   

– Относительно ваших самоощущений на современном кинематографическом пейзаже. Ваша самооценка. …Вы себя ощущаете великим режиссером?

…Многие мои коллеги хотели о себе сказать эти слова, но не осмеливаются их сказать.

Я не знаю, принадлежу ли я к категории великих режиссеров. …Судить не мне.

«…Сейчас – период колебаний, как в жизни нашего общества на всех уровнях,

так и в кинематографе, искусстве. Ориентиры сбиваются. Бродим в тумане».

Быть может, период сегодняшнего «пейзажа в тумане», сбивки ориентиров, разочарования «рассеется», как пыль времени. И уже «завтра» мы вновь обретем новые «национальные» имена и новую Надежду, без которой, согласитесь, жизнь становится серой и бессмысленной. …Так давайте доживем до этого дня Обретенной Надежды.

Никос Сидиропулос. Россия. Москва. Νίκος Σιδηρόπουλος. Ρωσία. Μόσχα.

 

Послесловие

После завершения нашего разговора прошу Фодороса Ангелопулоса оставить автограф на обложке кассеты его фильма «Один день и целая вечность».  В моей, греческого журналиста из России, памяти навсегда останется  эта моя единственная встреча с великим соотечественником. …Его памятный автограф.

«…Я не знаю, принадлежу ли я к категории великих режиссеров. …Судить не мне».

Ангелопулос. к.ф. Зеркало. Юрьевец Иван.обл-2. 2007. Theo Angelopoulos-epitimos Essex.

 Theo Angelopoulos, Vevecia, Zol.lev. 1980 Theo Angelopoulos. I skovi tou hrovou. 2008 Theo Angelopoulos. vraveio Vittorio De Sica, 2004 Theo Angelopoulos, portrait. Odin den i celaya vechnost. Bruno Ganz i iSABEL rENAULD

Angelopoulos Theod. Sidiropulos N. Mosha. 27.06.2009.

IMG_8681 IMG_8752

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2017-01-25T17:27:41+03:00