Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
19 марта 2021

С чего начиналась новая Греция?

200-летие Греческой национально-очвободительной революции

Греция –  маленькая страна. Многие  считают ее неспособной противостоять вызовам современного мира, и никто не вспоминает, какой она была в начале ее существования. Национально-освободительное движение 1821 – 1829 годов привело к образованию новогреческого государства, первой столицей которого стал город Навплио. С 1834 года столицей Греции является город Афины.  

Старый парламент в начале ХХ века, Афины (музей фото Х. Калемкерис)

На перекрестках истории

В 1830 году  северная граница молодого греческого государства не доходила даже до города Лариса. В руках османских правителей оставались многие области современной Греции – Эпир, Македония, Фракия и другие. Из островов греческими были только Кикладские острова и Северные Спорады. Основу страны составляли Морьяс (Пелоппонес) и Румели (Средняя Греция). Площадь страны была незначительной, 47.516 кв.км. Население страны составляло 752.000 человек. В 1864 году удалось присоединить Ионические острова, а в 1881 – область Фессалию. Площадь страны достигла 63.606 кв. км. Так границы Греции дошли до Олимпа и границы с Македонией. Благодаря новым территориям и демографическому взрыву, население Греции достигло 2.004.000 человек. Плотность населения в 1828 году составляла 15 человек на квадратный километр. И только в 1911 году она достигла 43-х человек. Тогда как в Европе аналогичный счет велся на сотни.

Политическая ситуация

Перечисленные выше данные показывают, что оставили после себя турки на земле некогда великой Эллады. Не всегда дружелюбно относились к грекам и православные соседи. Сербы и болгары, находящиеся в непосредственной близости от Греции, борясь за освобождение от турок мечтали и о греческих землях. Иногда, в момент смертельной опасности, исходящей со стороны турецких паработителей их интересы сходились с греческими, но зачастую и расходились. 

Положение Греции было намного хуже чем в 5 веке до нашей эры, когда она потивостояла многомиллионной Персии. Как тогда, так и в 1830 году, Малая Азия и северные области Балканского полуострова находились под контролем завоевателей. Маленькая Греция противостояла огромной Османской империи, простирающейся от Балкан до Аравийского полуострова. На греческое государство в тот период отрицательно мог подействовать любой даже маленький экономический кризис в регионе. Так морская блокада  1854 года в Эгейском море, во время Крымской войны Англии и Франции против России, вызвала голод в Греции.

Несмотря на трудности и войны, к  XX веку население Греции перевалило за 2.500.000. Росло население и самих Афин. На 1879 год оно сотавляло 63.000 человек, на 1889 год  – 114.000,  на 1907 – 168.000. Бедность в стране зачастую толкала ее население на эмиграцию. Греческие эмигранты устремлялись в южную Россию, на Ближний Восток и в Египет. К концу XIX началу XX  веков значительно увеличилась и греческая диаспора Америки. Основными торговыми партнерами Греции были –  Англия, на которую приходилось 30% оборота, второй Франция – 15%, третьей – Турция (точнее греки и армяне этой страны), четвертой Россия – 10%. Затем шли Австрия, Германия, Италия и США. Основным товаром была сельскохозяйственная продукция.

Греция на пороге ΧΧ века

К XX веку значительно развился и греческий торговый флот. Способствовало этому множество факторов. Греки были прирожденными мореплавателями. Еще до создания Греции каждый второй корабль в Средиземном море был греческим. В XVIII  веке по Кючук-Кайнарджийкскому договору России и Турции, первая получала право покровительства над христианскими греческими кораблями. Это способствовало усилению греческих позиций и привело к увеличению морских перевозок. Если греческие суда в 1840 году имели вместительность 100.000 тонн, то в 1866 году эта цифра дошла до 300.000. После изобретения парового двигателя у греков появились конкуренты из Америки. За короткий срок товары с западного континента наводнили европейские рынки. Европа стала получать большом количестве зерно из США и Канады. Греческие торговые дома, занимающиеся торговлей зерном с Юга России, начали терпеть крах. Но экономический кризис не сдержал рост количества кораблей с новыми двигателями.  В 1890 году греки имели 97 пароходов. В 1912 – их стало 389. Большую роль в развитии флота сыграли греческие землячества за границей и Национальный банк Греции, созданный в 1841 году. Создателем и первым управляющим банка был Георгиос Ставру. В этот период открываются и другие банки, такие как Эпирофессалийский банк и Ионийский (на Ионических островах, находящихся под английской властью). Большое внимание было уделено развитию промышленности. Строились заводы и фабрики, прокладывались дороги, высушивались болота. 

Греция стремилась не отставать от развитых капиталистических государств. Пусть даже на своем маленьком уровне. Самыми грандиозными проектами были создание сети железных дорог и окрытие Коринфского канала. Строительство канала началось французской строительной компанией в 1881 году и закончилось в 1893 году. Это облегчило сообщение между Эгейским и Ионическим морями. Первая железная дорога, соединяющая Афины с Пиреем существовавшая до 1880 года, имела протяженность 9 километров и строилась 12 лет. При правлении премьер-министра Харилаоса Трикуписа (1882 – 1892 г.г.) было проложено еще 900 километров железных дорог.

Выход из кризиса

Греческое правительство стремилось привлечь инвестиции из-за рубежа. В первую очередь налаживались контакты с греческой диаспорой.  На какой-то период были достигнуты выгодные соглашения. Но политическая обстановка настолько быстро менялась, что каждый раз приходилось подходить к этому вопросу по-новому. 

В 1856 году, под давлением Запада и России, Турция провела реформы «Танзимат», исходя из которых христиане получали свободу вероисповедания и улучшалось их политическое и экономическое положение. Греки Османской империи оказывались в лучших условиях чем население Греции. Это надолго усыпило бдительность греческих предпринимателей Малой Азии от Смирны до Понта. Население начало богатеть и обогащать Турцию. За что и поплатилось окончательно в 1922 году. У Греции же не хватало сил, и в 1893 году она вступила в затяжной экономический кризис. Государство не могло выплачивать проценты по внешнему долгу. Был запрошен пересмотр условий выплат, что означало банкротство. Обострение кризиса произошло в 1897 году, после поражения в греко-турецкой войне. Греция была обязана на кабальных условиях выплатить контрибуцию Турции. Греческое государство попало  под полный «международный экономический контроль». Шесть стран: Англия, Франция, Австрия, Германия, Россия и Италия брали на себя контроль над доходами Греции. 

К 1910 году экономическое состояние Греции стабилизироловалось. Это позволило премьер-министру Элефтериосу Венизелосу провести реформы и подготовить страну к Балканским войнам 1912-1913 годов.

История Греции в XIX веке – пример стойкости греков Нового времени. 

Автор – Василий Ченкелидис, историк (Афины, Греция)

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2021-03-19T16:31:57+03:00