200-летие Греческой национально-очвободительной революции
Греция – маленькая страна. Многие считают ее неспособной противостоять вызовам современного мира, и никто не вспоминает, какой она была в начале ее существования. Национально-освободительное движение 1821 – 1829 годов привело к образованию новогреческого государства, первой столицей которого стал город Навплио. С 1834 года столицей Греции является город Афины.
На перекрестках истории
В 1830 году северная граница молодого греческого государства не доходила даже до города Лариса. В руках османских правителей оставались многие области современной Греции – Эпир, Македония, Фракия и другие. Из островов греческими были только Кикладские острова и Северные Спорады. Основу страны составляли Морьяс (Пелоппонес) и Румели (Средняя Греция). Площадь страны была незначительной, 47.516 кв.км. Население страны составляло 752.000 человек. В 1864 году удалось присоединить Ионические острова, а в 1881 – область Фессалию. Площадь страны достигла 63.606 кв. км. Так границы Греции дошли до Олимпа и границы с Македонией. Благодаря новым территориям и демографическому взрыву, население Греции достигло 2.004.000 человек. Плотность населения в 1828 году составляла 15 человек на квадратный километр. И только в 1911 году она достигла 43-х человек. Тогда как в Европе аналогичный счет велся на сотни.
Политическая ситуация
Перечисленные выше данные показывают, что оставили после себя турки на земле некогда великой Эллады. Не всегда дружелюбно относились к грекам и православные соседи. Сербы и болгары, находящиеся в непосредственной близости от Греции, борясь за освобождение от турок мечтали и о греческих землях. Иногда, в момент смертельной опасности, исходящей со стороны турецких паработителей их интересы сходились с греческими, но зачастую и расходились.
Положение Греции было намного хуже чем в 5 веке до нашей эры, когда она потивостояла многомиллионной Персии. Как тогда, так и в 1830 году, Малая Азия и северные области Балканского полуострова находились под контролем завоевателей. Маленькая Греция противостояла огромной Османской империи, простирающейся от Балкан до Аравийского полуострова. На греческое государство в тот период отрицательно мог подействовать любой даже маленький экономический кризис в регионе. Так морская блокада 1854 года в Эгейском море, во время Крымской войны Англии и Франции против России, вызвала голод в Греции.
Несмотря на трудности и войны, к XX веку население Греции перевалило за 2.500.000. Росло население и самих Афин. На 1879 год оно сотавляло 63.000 человек, на 1889 год – 114.000, на 1907 – 168.000. Бедность в стране зачастую толкала ее население на эмиграцию. Греческие эмигранты устремлялись в южную Россию, на Ближний Восток и в Египет. К концу XIX началу XX веков значительно увеличилась и греческая диаспора Америки. Основными торговыми партнерами Греции были – Англия, на которую приходилось 30% оборота, второй Франция – 15%, третьей – Турция (точнее греки и армяне этой страны), четвертой Россия – 10%. Затем шли Австрия, Германия, Италия и США. Основным товаром была сельскохозяйственная продукция.
Греция на пороге ΧΧ века
К XX веку значительно развился и греческий торговый флот. Способствовало этому множество факторов. Греки были прирожденными мореплавателями. Еще до создания Греции каждый второй корабль в Средиземном море был греческим. В XVIII веке по Кючук-Кайнарджийкскому договору России и Турции, первая получала право покровительства над христианскими греческими кораблями. Это способствовало усилению греческих позиций и привело к увеличению морских перевозок. Если греческие суда в 1840 году имели вместительность 100.000 тонн, то в 1866 году эта цифра дошла до 300.000. После изобретения парового двигателя у греков появились конкуренты из Америки. За короткий срок товары с западного континента наводнили европейские рынки. Европа стала получать большом количестве зерно из США и Канады. Греческие торговые дома, занимающиеся торговлей зерном с Юга России, начали терпеть крах. Но экономический кризис не сдержал рост количества кораблей с новыми двигателями. В 1890 году греки имели 97 пароходов. В 1912 – их стало 389. Большую роль в развитии флота сыграли греческие землячества за границей и Национальный банк Греции, созданный в 1841 году. Создателем и первым управляющим банка был Георгиос Ставру. В этот период открываются и другие банки, такие как Эпирофессалийский банк и Ионийский (на Ионических островах, находящихся под английской властью). Большое внимание было уделено развитию промышленности. Строились заводы и фабрики, прокладывались дороги, высушивались болота.
Греция стремилась не отставать от развитых капиталистических государств. Пусть даже на своем маленьком уровне. Самыми грандиозными проектами были создание сети железных дорог и окрытие Коринфского канала. Строительство канала началось французской строительной компанией в 1881 году и закончилось в 1893 году. Это облегчило сообщение между Эгейским и Ионическим морями. Первая железная дорога, соединяющая Афины с Пиреем существовавшая до 1880 года, имела протяженность 9 километров и строилась 12 лет. При правлении премьер-министра Харилаоса Трикуписа (1882 – 1892 г.г.) было проложено еще 900 километров железных дорог.
Выход из кризиса
Греческое правительство стремилось привлечь инвестиции из-за рубежа. В первую очередь налаживались контакты с греческой диаспорой. На какой-то период были достигнуты выгодные соглашения. Но политическая обстановка настолько быстро менялась, что каждый раз приходилось подходить к этому вопросу по-новому.
В 1856 году, под давлением Запада и России, Турция провела реформы «Танзимат», исходя из которых христиане получали свободу вероисповедания и улучшалось их политическое и экономическое положение. Греки Османской империи оказывались в лучших условиях чем население Греции. Это надолго усыпило бдительность греческих предпринимателей Малой Азии от Смирны до Понта. Население начало богатеть и обогащать Турцию. За что и поплатилось окончательно в 1922 году. У Греции же не хватало сил, и в 1893 году она вступила в затяжной экономический кризис. Государство не могло выплачивать проценты по внешнему долгу. Был запрошен пересмотр условий выплат, что означало банкротство. Обострение кризиса произошло в 1897 году, после поражения в греко-турецкой войне. Греция была обязана на кабальных условиях выплатить контрибуцию Турции. Греческое государство попало под полный «международный экономический контроль». Шесть стран: Англия, Франция, Австрия, Германия, Россия и Италия брали на себя контроль над доходами Греции.
К 1910 году экономическое состояние Греции стабилизироловалось. Это позволило премьер-министру Элефтериосу Венизелосу провести реформы и подготовить страну к Балканским войнам 1912-1913 годов.
История Греции в XIX веке – пример стойкости греков Нового времени.
Автор – Василий Ченкелидис, историк (Афины, Греция)