“Подвижник” – книга о Георгии Дионисовиче Костаки, замечательной, яркой личности, который в течение жизни собрал самую крупную коллекцию русского авангарда первой трети ХХ века.
Издательство “Товарищъ”, Ставрополь, 2014
Предисловие
Эта книга о Георгии Дионисовиче Костаки, замечательной, яркой личности, который в течение жизни собрал самую крупную в мире коллекцию русского авангарда первой трети ХХ века. Следует отметить, что, когда он начинал собирать коллекцию, одно только упоминание имен художников-авангардистов могло иметь самые чреватые последствия, вплоть до репрессий. Но он собирал свою коллекцию несмотря ни на что, каким-то интуитивным чутьем предвидел: время непременно расставит все по своим местам, оценит его работу и значение русского авангарда для мирового искусства.
Вот что сказал по этому поводу известный искусствовед и реставратор Савва Ямщиков:
«…Он первым в советской стране понял значение русского авангардизма в истории мирового искусства и стал искать и собирать рисунки, полотна, холсты… Он сохранил многое из того, что, будучи брошенным на произвол судьбы, пропало бы, кануло в Лету».
Работы, которые он собрал, выставлялись в престижных музеях мира, самая широкая аудитория знакомилась с русским авангардом и художниками авангардистами, такими как В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал, П. Филонов, А. Лентулов, Л. Попова, и многими другими представителями этого направления.
Он родился и большую часть своей жизни прожил в России‚ в Москве, оставаясь греческим подданным.
Уезжая на склоне лет из России навсегда, на родину своих предков, в Грецию, более восьмидесяти процентов своей богатейшей коллекции он передал в дар Третьяковской галерее.
Имя Георгия Костаки стало широко известно в мире. Лишь в нашей стране отношение к нему как было, так и остается весьма прохладным. Савва Ямщиков 0 горечью констатировал:
«Как водится в нашей стране, вместо музея, который мог бы носить его имя, – а Костаки единственный из современников, который, как Третьяков и Щукин, имеет на это моральное право, – благодарные потомки чернят и оскорбляют его память».
Хотя справедливости ради стоит сказать, подвижки все же наблюдаются. Так, Третьяковская галерея организовала 20 ноября 2003 года вечер памяти выдающегося коллекционера, посвященный его 90-летию. Имя Георгия Костаки произносилось в одном ряду с именами Третьякова, Морозова, Щукина – коллекционеров, открывших новую главу в истории русского искусства. Однако этот вечер носил камерный характер.
К сожалению, это лишь малая толика того, что могло быть и должно быть…
Уже живя в Греции, Георгий Костаки, пожалуй, даже неожиданно для самого себя, опять взял в руки кисть и начал писать… по памяти пейзажи уголков русской природы, златоглавые церкви Суздаля, а также греческие пейзажи.
Он ушел из жизни оптимистом, достойно, до конца выполнив свою земную миссию – собирателя и пропагандиста русского авангарда.
По вопросу приобретения книги обращайтесь к автору личным сообщением в социальной сети Facebook⇓
https://www.facebook.com/profile.php?id=100008963263712