Дорогие друзья,
Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций.
Лектор – историк из Греции Василий Ченкелиди.
Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей 29 сентября 2018 года. Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/
Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!
В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.
Статья VII: “Греки Понта и христианская Византия”
Одним из основных очагов распространения новой веры на заре зарождения христианства был полуостров Малая Азия. В его северо-восточной части, в Понте и Каппадокии, уже в первые века после Рождества Христова христианские ценности были приняты местным греческим населением и изменили устройство жизни привычное в Древнем мире. При римском императоре Константине I Великом, перенесшем столицу империи в Новый Рим (древнегреческий город Византий), западная часть Понта была названа Еленопонт (Ελενόποντος) в честь его матери Елены.
Понтийское население, готовое духовно к принятию новой веры, привлекло внимание Апостолов и христианских просветителей проповедующих Святое писание. Распространению нового учения помогли греческий язык и греческая философия, ставшие основными орудиями проповедников. Христианство принесло понтийцам, как и всем грекам, долгожданное единение между собой. Одним из основных моментов, поменявших устои жизни древнего периода, была отмена рабства в Восточной Римской империи, позже названной историками Византией.
Христианство – религия греков византийского Понта
Первым христианам в Понте пришлось нелегко. Во время правления римского императора Диоклитиана (284 – 310 г.г.) гонения на христиан приняли форму организованного истребления. Трагической была насильственная смерть жителей Трапезунда Евгения, Кандида, Валериана и Акилы ставших святыми. Святой Евгений был епископом в Трапезунде и продолжал дело Святого Андрея Первозванного, основавшего христианскую епархию в регионе. После своего посещения Иерусалима апостол Андрей еще в I веке после Р.Х. добрался до понтийского побережья и побывал в городах Синоп, Амасия, Амисос и Трапезунд. Результатом миссионерской деятельности Андрея Первозванного стало возведение на понтийской земле христианских святынь – храмов и монастырей.
Кафедральный собор Трапезундской империи, церковь Святой Софии (фото В. Ченкелидис)
Император Константин Великий положил конец политике насилия над христианами, и христианство стало равноправной религией в Римской империи. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский собор в городе Никея в Малой Азии. В соборе принял участие епископ Трапезунда Домнос, вместе с пятью другими епископами из пяти понтийских городов: Амасии, Комана, Зилы, Неокесарии и Питиунда.
Понтийские монастыри и управление церковными епархиями
В III веке в Понте уже существовал монастырь Святого Иоанна (Вазелон). Он был основан в 270 году. В VI веке персам удалось разрушить этот архитектурный памятник. По приказу византийского императора Юстиниана, при котором был воздвигнут храм Святой Софии в Константинополе, понтийский монастырь Святого Иоанна был восстановлен. За работами следил лично великий полководец того времени Велиссарий.
В IV веке в Понте двумя монахами из Афин Варнавой и Софронием был образован монастырь Панагия Сумела, ставший символом понтийского эллинизма. Икона Панагии Сумелы, перенесенная в Понт чудесным образом, была написана самим евангелистом Лукой и сначала называлась Панагия Афинская. Монастырь Панагия Сумела (Богородица на горе Мела), в котором с самого начала уделялось большое внимание наукам и врачеванию, был основан в 386 году в долине реки Пикситис.
Третьим монастырем в Понте был монастырь Святого Георгия Перистереота. Он был основан в 752 году и сыграл в истории понтийских греков и всего христианского мира не менее важную роль чем «Вазелон» и «Панагия Сумела».
В Понте находились и другие известные монастыри: Святого Георгия Халинара, Панагия Гумера, Святого Георгия Хутура. Последний монастырь был образован в XIV веке при императоре Трапезундской империи Алексие III Комнине.
Понтийское Управление состояло из 11 государственных и церковных епархий. Оно распространялось от Пропонтиды (Северо-запад Малой Азии) до Кавказа. Эпархии эти назывались Вифиния или Галация, Пафлагония (Пафра), Онория, Вторая Галация или Салутария, Каппадокия Первая, Каппадокия Вторая, Еленопонт, Понт Полемонийский, Армения Первая, Армения Вторая. В каждой епархии была своя церковная митрополия во главе с митрополитом. Центром Понтийского Управления был город Кесария в Каппадокии. Именно оттуда в греческие семьи каждое 1 января «приходит» Святой Василий и освящает вхождение в новый год (как это поется в греческой церковной новогодней песне). Святой Василий, грек понтийского происхождения, был митрополитом в Кесарии в IV веке. Он и Григорий Богослов сыграли важную роль в проповедовании христианского учения и становлении монашеской жизни в Византии. Они составили свод канонов монашеской жизни и сохранили в православном монашестве греческий дух, отклоняя все восточное и чрезмерное.
Понтийцы – ревностные христиане
Понт был одним из основных регионов Восточной Римской империи (Византии). С 1204 по 1461 годы в регионе существовала Трапезундская империя, управлявшаяся императорами византийской династии Комнинов.
Во время проведения Четвертого Вселенского Собора в 451 году важную роль в его проведении играл митрополит Трапезунда Атарвий. Здесь же присутствовали митрополиты из других митрополий Понта и Кавказа в том числе и митрополит Гагринский Петрос.
В Х веке Святой Афанасий Святогорский (Трапезундский) создал обитель Святой Лавры на Афоне и стал составителем законов монашеской жизни на Святой Горе. Другой трапезундец Святой Дорофей Неос повлиял на духовный подъем в монашеской политии, созданной на канонах греческой жизни.
В 961 году Афанасий Трапезундский по предложению командующего византийскими войсками Никифора Фоки, ставшего позже императором Византии, принял участие в военных операциях по освобождению острова Крит от арабов.
Афанасий поддержал дух и освободительный настрой греческой армии и остров был освобожден. После чего в его восточную часть для возвращения местного населения в православную христианскую веру были переселены десятки греческих семей из Понта и других регионов Малой Азии. По приглашению Никифора Фоки на Крит также прибыл известный понтийский православный миссионер Никон Метаноитэ (метаноитэ в переводе с греческого – кайтесь) и стал проповедовать исламизированной части критян Евангелие, говоря при этом – кайтесь. Критяне, которые при 130-летнем арабском правлении были обращены в Ислам, вернулись в свою Греческую веру.
Понтийские греки играли значимую роль в жизни Византии, и сам Понт Эвксинский был одним из основных регионов Греческого и Христианского мира Средних веков.
Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк
Литература для чтения:
- Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. — М.: Иностранная литература, 1947.
- Левченко М. В. История Византии. — М.-Л.: ОГИЗ, 1940.
- Васильев А. А. Том 1 // История Византийской империи. — М.: Алетейя, 2000. — ISBN 978-5-403-01726-8.
- Дашков С. Б. Никифор II Фока // Императоры Византии. — М.: Красная площадь, 1997. — 558 с. — ISBN 5-87305-002-3.
- Джон Норвич. История Византии. — М.: АСТ, 2010. — 542 с. — ISBN 9-78-517-050648.
- Сказкин С. Д. История Византии. В 3 т. — М.: Наука, 1967. — Т. 2. — ISBN 978-5-403-01726-8.
- Успенский Ф. И. Период Македонской династии (867—1057 гг.) // История Византийской империи. В 5 т. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — Т. 3. — ISBN 5-271-03856-4.
Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».