Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья VII:”Греки Понта и христианская Византия”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций.

Лектор – историк из Греции Василий Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Статья VII: “Греки Понта и христианская Византия”

Одним из основных очагов распространения новой веры на заре зарождения христианства был полуостров Малая Азия. В его северо-восточной части, в Понте и Каппадокии, уже в первые века после Рождества Христова христианские ценности были приняты местным греческим населением и изменили устройство жизни привычное в Древнем мире. При римском императоре Константине I Великом, перенесшем столицу империи в Новый Рим (древнегреческий город Византий), западная часть Понта была названа Еленопонт (Ελενόποντος) в честь его матери Елены.

Понтийское население, готовое духовно к принятию новой веры, привлекло внимание Апостолов и христианских просветителей проповедующих Святое писание. Распространению нового учения помогли греческий язык и греческая философия, ставшие основными орудиями проповедников. Христианство принесло понтийцам, как и всем грекам, долгожданное единение между собой. Одним из основных моментов, поменявших устои жизни древнего периода, была отмена рабства в Восточной Римской империи, позже названной историками Византией.

Христианство – религия греков византийского Понта

Первым христианам в Понте пришлось нелегко. Во время правления римского императора Диоклитиана (284 – 310 г.г.) гонения на христиан приняли форму организованного истребления. Трагической была насильственная смерть жителей Трапезунда Евгения, Кандида, Валериана и Акилы ставших святыми. Святой Евгений был епископом в Трапезунде и продолжал дело Святого Андрея Первозванного, основавшего христианскую епархию в регионе. После своего посещения Иерусалима апостол Андрей еще в I веке после Р.Х. добрался до понтийского побережья и побывал в городах Синоп, Амасия, Амисос и Трапезунд. Результатом миссионерской деятельности Андрея Первозванного стало возведение на понтийской земле христианских святынь – храмов и монастырей.

Кафедральный собор Трапезундской империи, церковь Святой Софии (фото В. Ченкелидис)

Император Константин Великий положил конец политике насилия над христианами, и христианство стало равноправной религией в Римской империи. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский собор в городе Никея в Малой Азии. В соборе принял участие епископ Трапезунда Домнос, вместе с пятью другими епископами из пяти понтийских городов: Амасии, Комана, Зилы, Неокесарии и Питиунда.

Понтийские монастыри и управление церковными епархиями

В III веке в Понте уже существовал монастырь Святого Иоанна (Вазелон). Он был основан в 270 году. В VI веке персам удалось разрушить этот архитектурный памятник. По приказу византийского императора Юстиниана, при котором был воздвигнут храм Святой Софии в Константинополе, понтийский монастырь Святого Иоанна был восстановлен. За работами следил лично великий полководец того времени Велиссарий.

Монастырь Святого Иоанна Предтечи (Вазелон)

В IV веке в Понте двумя монахами из Афин Варнавой и Софронием был образован монастырь Панагия Сумела, ставший символом понтийского эллинизма. Икона Панагии Сумелы, перенесенная в Понт чудесным образом, была написана самим евангелистом Лукой и сначала называлась Панагия Афинская. Монастырь Панагия Сумела (Богородица на горе Мела), в котором с самого начала уделялось большое внимание наукам и врачеванию, был основан в 386 году в долине реки Пикситис.

Монастырь Панагия Сумела

Третьим монастырем в Понте был монастырь Святого Георгия Перистереота. Он был основан в 752 году и сыграл в истории понтийских греков и всего христианского мира не менее важную роль чем «Вазелон» и «Панагия Сумела».

В Понте находились и другие известные монастыри: Святого Георгия Халинара, Панагия Гумера, Святого Георгия Хутура. Последний монастырь был образован в XIV веке при императоре Трапезундской империи Алексие III Комнине.

Понтийское Управление состояло из 11 государственных и церковных епархий. Оно распространялось от Пропонтиды (Северо-запад Малой Азии) до Кавказа. Эпархии эти назывались Вифиния или Галация, Пафлагония (Пафра), Онория, Вторая Галация или Салутария, Каппадокия Первая, Каппадокия Вторая, Еленопонт, Понт Полемонийский, Армения Первая, Армения Вторая. В каждой епархии была своя церковная митрополия во главе с митрополитом. Центром Понтийского Управления был город Кесария в Каппадокии. Именно оттуда в греческие семьи каждое 1 января «приходит» Святой Василий и освящает вхождение в новый год (как это поется в греческой церковной новогодней песне). Святой Василий, грек понтийского происхождения, был митрополитом в Кесарии в IV веке. Он и Григорий Богослов сыграли важную роль в проповедовании христианского учения и становлении монашеской жизни в Византии. Они составили свод канонов монашеской жизни и сохранили в православном монашестве греческий дух, отклоняя все восточное и чрезмерное.

Понтийцы – ревностные христиане

Понт был одним из основных регионов Восточной Римской империи (Византии). С 1204 по 1461 годы в регионе существовала Трапезундская империя, управлявшаяся императорами византийской династии Комнинов.

Во время проведения Четвертого Вселенского Собора в 451 году важную роль в его проведении играл митрополит Трапезунда Атарвий. Здесь же присутствовали митрополиты из других митрополий Понта и Кавказа в том числе и митрополит Гагринский Петрос.

В Х веке Святой Афанасий Святогорский (Трапезундский) создал обитель Святой Лавры на Афоне и стал составителем законов монашеской жизни на Святой Горе. Другой трапезундец Святой Дорофей Неос повлиял на духовный подъем в монашеской политии, созданной на канонах греческой жизни.

В 961 году Афанасий Трапезундский по предложению командующего византийскими войсками Никифора Фоки, ставшего позже императором Византии, принял участие в военных операциях по освобождению острова Крит от арабов.

Никифор Фока, военачальник, ставший императором Византии

Афанасий поддержал дух и освободительный настрой греческой армии и остров был освобожден. После чего в его восточную часть для возвращения местного населения в православную христианскую веру были переселены десятки греческих семей из Понта и других регионов Малой Азии. По приглашению Никифора Фоки на Крит также прибыл известный понтийский православный миссионер Никон Метаноитэ (метаноитэ в переводе с греческого – кайтесь) и стал проповедовать исламизированной части критян Евангелие, говоря при этом – кайтесь. Критяне, которые при 130-летнем арабском правлении были обращены в Ислам, вернулись в свою Греческую веру.

Икона Никона Матаноитэ

Понтийские греки играли значимую роль в жизни Византии, и сам Понт Эвксинский был одним из основных регионов Греческого и Христианского мира Средних веков.

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

Литература для чтения:

  • Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. — М.: Иностранная литература, 1947.
  • Левченко М. В. История Византии. — М.-Л.: ОГИЗ, 1940.
  • Васильев А. А. Том 1 // История Византийской империи. — М.: Алетейя, 2000. — ISBN 978-5-403-01726-8.
  • Дашков С. Б. Никифор II Фока // Императоры Византии. — М.: Красная площадь, 1997. — 558 с. — ISBN 5-87305-002-3.
  • Джон Норвич. История Византии. — М.: АСТ, 2010. — 542 с. — ISBN 9-78-517-050648.
  • Сказкин С. Д. История Византии. В 3 т. — М.: Наука, 1967. — Т. 2. — ISBN 978-5-403-01726-8.
  • Успенский Ф. И. Период Македонской династии (867—1057 гг.) // История Византийской империи. В 5 т. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — Т. 3. — ISBN 5-271-03856-4.

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2018-10-20T22:42:35+03:00