Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Николай Кун: человек подаривший миру «Легенды и мифы Древней Греции»

Николай Альбертович Кун — русский историк, писатель, педагог, профессор МГУ; автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции», выдержавшей множество изданий на языках народов бывшего СССР и основных европейских языках.

НАРОДНАЯ КНИГА КУНА

Широко известно крылатое выражение древних о том, что «книги имеют свою судьбу». Но вторую его часть, которая гласит: «…по тому, как они обращаются в народе», приводят нечасто. По «обращению в народе» книга учёного-историка, исследователя и популяризатора мифологии, переводчика, педагога и организатора народного просвещения Николая Альбертовича Куна «Что рассказывали греки и римляне о своих богах и героях», выдержавшая более ста изданий и известная во многих странах, а нам знакомая с детства как «Легенды и мифы Древней Греции», стоит, я думаю, где-то в первом десятке названий.

Н.А. Кун завершил работу над книгой в мае 1914 года. В том же году она увидела свет в известном московском издательстве «И.Н. Кушнарёв и К0». Во введении автор отметил:

«…Образы богов Греции не умерли, не умерли и образы великих героев. Они пережили века и живут вечно юные в наше время. Мифы Греции с их давно прекрасными образами стали достоянием человечества. Не уставали поэты всех времён черпать образы, полные красоты и величия, в мифах Греции, и неиссякаемой оказалась сокровищница мифов… Мифы Греции не могут быть забыты, так как они являются одним из прекраснейших созданий гения греческого народа, вся культура которого оказала неизмеримое влияние на культуру Европы». 

Свой труд автор предназначал, как он писал в предисловии, «главным образом для учениц и учеников старших классов средних учебных заведений, а также и для всех тех, кто интересуется мифологией греков и римлян», но читательская аудитория оказалась намного шире, и книга сразу стала литературной классикой. По ней наши соотечественники вдруг открыли для себя мир античных легенд и поверий о божествах, чудовищах и героях, будто бы обитавших в незапамятные времена в Греции и прилегающих к ней странах бассейна Эгейского моря. При жизни автора книга вышла ещё два раза: в 1922 и 1937 годах. Незадолго до смерти Николай Альбертович успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года.

 Из воспоминаний И.И. Кун-Немировской, внучки писателя
Я была ребёнком, но хорошо помню, скольких сил и здоровья ему стоило издание 1937 года. Из названия книги исчезли «римляне». Точно не знаю, почему, но теперь можно предположить: 1937 год, Италия, Рим, Муссолини…
Вокруг этого издания было много споров. Чиновники не хотели выпускать книгу: боги в ней голые, а это неприлично. Поэтому фотографии всемирно известных памятников нужно было публиковать в урезанном «по пояс» виде. Вопрос не решался долго, пока братья Тур не опубликовали в «Известиях» талантливый фельетон «Олимп в трусиках». Сатира помогла – книга вышла с фотографиями античных шедевров. Спасибо журналистам.

Знакомясь с книгой, многие читатели хотели иметь представление об авторе, его жизни, научной и иной деятельности. Но, увы, ни в одном из изданий книги нет ни портрета, ни хотя бы краткой его биографии. Между тем после смерти Н.А. Куна его главная книга в сокращённой редакции под разными названиями многократно переиздавалась в СССР и за рубежом.

Н.А. Кун родился в Москве в районе Мещанских улиц (ныне проспект Мира) 21 мая 1877 года. Его мать – Антонина Николаевна Игнатьева – принадлежала к старинному русскому дворянскому роду, отец – Альберт Францевич Кун – выходец из семьи, имевшей глубокие немецкие и англо-шотландские корни. О детстве и юности Николая Альбертовича известно мало. С уверенностью можно лишь сказать, что именно из этих безмятежных лет он вынес серьёзное увлечение историей античности, которое оказало мощное влияние на выбор профессии, и потом стало делом всей его жизни.

После окончания в 1903 году с дипломом первой степени и престижной премией им. Сазиковой за реферат, историко-филологического факультета Московского университета, его оставляли при университете, но из-за участия его в студенческом движении представление не было утверждено попечителем Московского учебного округа и он начал работать в Тверской женской учительской семинарии им. П. П. Максимовича.

В 1905 году работал в Берлинском университете у профессора Мейера и в музее народоведения.
В конце 1906 года вернулся в Тверь; был избран председателем совета Тверского частного реального училища. С открытием в Твери Народного университетав январе 1907 года читал в нём лекции по истории культуры.
В 1908 году был избран профессором всеобщей истории московских Высших женских педагогических курсов Д. И. Тихомирова, где читал лекции до закрытия курсов в 1918 году. Одновременно читал лекции в Московском обществе народных университетов, преподавал историю в учебных заведениях Москвы (в 1915 году по данным ежегодника «Вся Москва» преподавал в гимназии им. Г. Шелапутина).
В 1911—1912 годах руководил экскурсиями российских учителей в Риме, читал лекции в римских музеях по истории античного искусства, римского Форума, Палатина.
С 1915 года — профессор Московского городского университета им. А. Л. Шанявского по кафедре истории религий.
С 1916 года он — профессор Нижегородского городского народного университета.
С 1920 года Н. А. Кун — профессор факультета общественных наук Московского государственного университета. Одновременно преподавал историю культуры в 1-м Московском педагогическом институте (1918—1925).
В 1920-х годах Н. А. Кун преподавал также в Московском государственном музыкальном техникуме им. Римского-Корсакова, так называемой «Народной консерватории», в поселке Черкизове.
С 1935 года и до конца жизни состоял профессором МИФЛИ.

С 1933 года был редактором отдела древней истории Большой советской энциклопедии и Малой советской энциклопедии, написал несколько сотен статей и заметок.

 

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

В 1907 году Н.А. Кун опубликовал свою первую крупную работу – перевод с немецкого языка считавшейся непереводимой книги «Письма темных людей» – памфлета начала XVI века Ульриха фон Гуттена. Переводчик продемонстрировал виртуозное владение немецким и латинским языками и передал остроту сатиры тех давних времён на невежество и псевдоучёность. 

В 1910 году вышла книга «Сказки африканских народов», в 1915 – «Магомет и магометанство», «Италия в 1914 г.». В 1921 – 1922 годах – два выпуска «Сказок цыган», «Предшественники христианства (Восточные культуры в Римской империи)», «Первобытная религия», «Сказки народов островов Великого океана». В 1920-е годы опубликовано много работ, в том числе книга «Греческие колонии на берегу Чёрного моря». Отвечая запросам времени, он работает над очерками «История труда» и «История транспорта». С 1933 года был бессменным редактором отдела древней истории Большой и Малой советских энциклопедий, в которые написал свыше 300 статей и заметок.

        Из воспоминаний И.И. Кун-Немировской
   Дед мой был увлечённым человеком. Звёздное небо он знал, как свой письменный стол и рассказывал о нём с необыкновенным воодушевлением. Летом все домашние и гости под дедушкиным руководством разглядывали звёздное небо: ждали, когда взойдёт та или иная звезда. Всё это было романтично, вызывало неподдельный интерес у всех участников «лекции под открытым небом».
   Николай Альбертович был натурой романтической, очень любил театр, в молодости играл в любительских спектаклях, писал пьесы и рассказы, стихи. Сам прекрасно читал свои «Мифы» – это признавали актёры МХАТ, среди которых находилось много его больших друзей.

Мебель для своего кабинета в Москве: письменный стол, шкафы для книг, рабочее кресло, рамки для картин Н.А. Кун сделал своими руками. На абажуре для настольной лампы он изобразил античных богов и героев.

 

СЕМЬЯ

Женат Н. А. Кун был на Елене Францевне Роупер (1871—1961). Она происходила из англо-шотландского рода. Будучи двенадцатым ребёнком в семье, Елена Францевна жила с престарелыми родителями; вела обширную деловую переписку своего отца на английском, французском и немецком языках. Брак с начинающим учёным оказался не по душе родителям Елены Францевны, и они пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие, и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства.

По воспоминаниям Любови Михайловны Ноткиной,  многочисленная семья (четверо детей и внуки) Николая Альбертовича Куна проживала в Москве на Зубовском бульваред.15. В этой квартире ей довелось несколько раз побывать, т. к. в юности её подругой была внучка Куна Людмила (1932 г.р.). Любовь Михайловна помнит медную полированную табличку на двери -«Профессор Н. А. Кун». В середине 20-х годов Н. А. Кун для своей семьи в летний период снимал дачу в Клязьме на ул. Белинской, 19.

Позже, Николаю Альбертовичу и Елене Францевне приглянулась дача в Черкизове в расчищенном и благоустроенном сосновом бору, больше похожем на парк, чем на лесной массив. Сельчане так и называли его – Черкизовский парк. На просторном участке, прилегающем к даче, Н.А. Кун разбил цветник и устроил, как он говорил, «научный огород», посмотреть на который специально приходили местные жители, относившиеся к профессору с нескрываемым уважением. При встрече они раскланивались с Николаем Альбертовичем со словами: «С почтеньецем!» или «С нашим Вам почтеньем!»

Из воспоминаний И.И. Кун-Немировской
Дедушка серьёзно увлекался фотографией. Особенно много осталось фотоснимков о повседневной сельской жизни, фотопортретов крестьян и крестьянок в русских национальных костюмах. Н.А. Кун фотографировал сельских учителей, и эти снимки занимают особое место в его фотоальбоме.
Наряду с этим, дедушка любил рисовать: оформлял свои работы, делал рисунки для бабушкиных вышивок, а когда был в отъезде, то присылал детям письма в картинках.
Детей он очень любил. Мне запомнился его большой письменный стол, на котором дозволялось играть. Дедушка делал мне луки, стрелы, копья, шлемы. Однажды он смастерил мне «всамделишный» кукольный дом, всегда с увлечением делал с детьми ёлочные игрушки и костюмы.

Судьба четверых детей Николая Альбертовича и Елены Францевны Кунов оказалась, к сожалению, трагичной: все они ушли из жизни очень рано. Антонина (1908 – 1924) утонула в реке, Евгения (1902 – 1930) умерла от туберкулёза, Ипполит (1905 – 1932) скончался от полученной травмы, Николай (1911 – 1942) умер вследствие контузии, полученной на фронте. Семья Кунов, включая самого Николая Альбертовича и его жену Елену Францевну, нашла место последнего успокоения на Черкизовском сельском кладбище.

Умер Николай Альбертович 28 октября 1940 года перед чтением своего доклада «Возникновение культа Сераписа и религиозная политика первых Птолемеев», ставшего его последней работой. Похоронен на Черкизовском кладбище, где ранее были похоронены его дети.  За могилами ухаживает внучка Куна И. И. Немировская. Здесь ежегодно в день рождения Николая Альбертовича 21 мая отец Фёдор (Верёвкин), настоятель Покровского храма служит по нему панихиду.

***

Внучка Н.А. Куна Инна Ипполитовна Кун-Немировская (р.1931), историк, несмотря на преклонный возраст, продолжает дело своего деда: ведёт активную гуманитарную деятельность, является президентом Общества культурного и делового сотрудничества с Казахстаном, президентом Центра содействия духовному единению людей различных национальных культур и конфессий «Согласие».

Целью своей жизни она поставила ликвидацию «белых пятен» в творчестве Николая Альбертовича. Первый шаг в этом направлении – подготовка научного издания произведений Н.А. Куна с учётом авторской редакции, с историческим очерком о нём, портретом и т.д. Значительный массив исходных материалов из архива своего деда, включая рукописи по древней истории Африки, Греции, Персии, Рима, первобытной религии, исторические исследования, письма Н.А. Куну по поводу изданий его трудов, письма жене и детям из Италии 1911 – 1912 годов, биографические документы и т.д., Инна Ипполитовна ещё в 1989 году передала в независимый общественный центр документации «Народный архив». Фондом Н.А. Куна сегодня активно пользуются учёные, историки, издатели, учителя, журналисты, словом, все те, кто очарован магией Народной книги.

 

Подготовлено Ελένη Τοπούζ специально для Московского общества греков.

Источники:

Полезные ссылки:

2019-05-25T21:00:09+03:00