Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Летняя Пасха: греческие традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы

Один из самых известных греческих праздников, Успение Пресвятой Богородицы (Κοίμηση της Θεοτόκου, Δεκαπενταύγουστος), в современной Греции отмечают 15 августа (в России и других странах, где принято отмечать церковные праздники по старому стилю, этот день соответствует 28 августа). Праздник имеет большое значение для всего широкого греческого мира, недаром его называют «Летней Пасхой». Это народное наименование Успения неслучайно: с одной стороны, оно показывает, насколько велико значение праздника для православного народа, а с другой –  указывает на то особое эмоциональное состояние, тонкое сочетание грусти и тихой радости, в котором верующие встречают оба праздника – Пасху Светлую, то есть Пасху Христову, и Пасху Летнюю, то есть Успение Пресвятой Богородицы.

В греческой традиционной культуре подготовка к Успению начиналась задолго до самого праздника, с 1 августа. В этот день начинался пятнадцатидневный пост, который сопровождался обязательной тщательной уборкой дома, чисткой домашней кухонной утвари, особенно медных горшков, которые всех хорошие хозяйки начищали до блеска. На вечерние службы женщины приносили в храм плоды: виноград, инжир и т.д., раздавали их всем прихожанам и желали хорошего поста. 

Накануне Успения во всех греческих храмах проходят торжественные службы, но особо праздник отмечается на островах, посвященных Богородице. На островах Патмосе, Тиносе, Корфу и во многих других местах Греции устраивают крестные ходы с украшенной цветами или разноцветными лентами плащаницей или иконой Пресвятой Богородицы, которая называется по-гречески Эпитафий (Επιτάφιος), точно так же, как Пасхальная плащаница с изображением Христа, которую выносят в Страстную Пятницу. Для праздника Успения были составлены специальные церковные песнопения (Επιτάφιος της Παναγίας), являющиеся парафразом пасхального «плача Богородицы».

Тысячи паломников приезжают на праздник на о. Тинос, в храм Богородицы Евангелистрии (Ιερός Ναός Ευαγγελίστριας), где находится богато украшенная драгоценными камнями чудотворная икона Богородицы, которая, согласно преданию, принадлежит кисти евангелиста Луки. После службы икону Богородицы выносят из храма, с ней совершается крестный ход, а затем все верующие по очереди проходят под ней, исполняя таким образом данный Богородице обет (τάμα).

На о. Парос в храме Богородицы Стовратной (Παναγία η Εκατονταπυλιανή), построенном при византийском императоре Юстиниане в VI в.н.э., после церковной службы и крестного хода устраивают знаменитый праздник, куда приезжают музыканты и танцевальные коллективы из разных уголков Греции. А все рыбацкие лодки и корабли Патмоса вечером выходят в море, зажигают огни, факелы и запускают фейерверки.

Каждый год на торжественный праздник пятнадцатого августа верующие из северной Греции собираются в храм Богородицы Сумела недалеко от деревни Кастания в области Верии. Эта церковь была построена в 1951 г. понтийскими беженцами в память об одноименном историческом монастыре, который находится на горе Мела, недалеко от Трапезунда. Здесь хранятся чудотворная икона Богородицы, Святой Крест и Евангелие. Тысячи верующих паломников, представители понтийских общин из Греции и из-за рубежа приезжают в обитель Панагия Сумела, где после вечерней службы 14 августа совершается крестный ход, 15 августа совершается божественная литургия, а затем устраиваются народные гуляния с выступлениями понтийских музыкальных коллективов.

В Сиатисте в честь праздника Успения Богородицы ежегодно проходит торжественный парад всадников. Группы всадников собираются на площади Герании, в сопровождении традиционной музыки на украшенных цветами и лентами лошадях проезжают по главным улицам города и направляются к монастырю Богородицы в Микрокастро. Там они прикладываются к иконе Пресвятой Богородицы и по окончании литургии верхом возвращаются в Сиатисту. Этот обычай уходит корнями в период турецкого владычества. Согласно народным легендам, по неписаному закону, который чтили даже турки, в этот день, 15 августа, на праздник Успения, порабощенному греческому народу позволялось прожить целый день свободно. Паломники со всей Западной Македонии приезжали в храм верхом, чтобы поклониться Богородице и получить Ее благословение.

На о. Кефалония каждый год перед 15 августа в деревнях Маркопуло и Аргиния на юге острова появляются «змейки Богородицы» (τα φιδάκια της Παναγίας). Это небольшие черно-серые бархатистые змейки, которые показываются только в период праздника, с 5 по 15 августа, они заползают даже внутрь храма Богородицы, где находится чудотворная икона, получившая название Богородица Змеиная (Παναγία Φιδούσα). Змейки Богородицы не причиняют никого вреда человеку, во время службы они свободно ползают по храму, обвивают руки верующих, заползают на иконы и даже на Евангелие, которое читают во время литургии. Появление змеек считается хорошим предзнаменованием. Местные жители рассказывают, что перед началом Второй мировой войны и в год разрушительного землетрясения 1953 г. змейки не показались людям, что было расценено как плохой знак. К сожалению, в настоящее время число змеек с каждым годом уменьшается. Если раньше рассказывали, что змейки заполняли всю округу, то теперь их появляется всего около десятка. Местная легенда гласит, что икона Богородицы Змеиной появилась на Кефалонии в средние века, когда эти земли часто подвергались пиратским набегам. Один из пиратских кораблей причалил неподалеку от женского монастыря в честь Пресвятой Богородицы, монахини увидели вооруженных грабителей, стали молить Богородицу о защите, и когда пираты ворвались в монастырский храм, то вместо монахинь обнаружили шипящих черных змей, испугались и не тронули монастырь. Именно поэтому, согласно легенде, каждый год на Успение в то место, где стоял монастырь, приползают «змейки Богородицы».

На о. Лейпси  живое присутствие Богородицы проявляется в чудесном появлении маленьких свежих белых лилий, которые распускаются из сухих побегов, помещенных внутрь иконы.

Во многих греческих областях на праздник Успения Богородицы устраивают ритуальные жертвоприношения животных (κουρμπάνια), из мяса которых часто готовят пищу для совместной трапезы.

Торжественные богослужения Успенского цикла продолжались вплоть до 23 августа, во время отпущения праздника, который греческий народ называет «Девять дней Богородицы» (Τα Εννιάμερα της Θεοτόκου), перенося таким образом в мир святых свои собственные поминальные традиции и обычаи.

Праздник Успения Богородицы в Греции имел важное значение и для традиционной сельскохозяйственной культуры, поскольку воспринимался как своеобразный переломный момент – переход от лета к осени. Это было обусловлено тем, что греческий народ всегда связывал важнейшие периоды в сельскохозяйственной деятельности с крупными церковными праздниками, так что помимо религиозного смысла они приобретали также общественное, социальное, экономическое значение. На Успение часто заключались новые договоры арендаторов с землевладельцами, разрешался свободный вход в частные плодовые сады и виноградники.

Пятнадцатого августа в Греции можно услышать специальное благопожелание к празднику – «Καλό Δεκαπενταύγουστο!» (Хорошего 15 августа!), а также традиционное – «Χρόνια πολλά!» (Многая лета!)

Ксения Климова

Фото 1. Плащаница Богородицы, о. Корфу, 15 августа 2020 г.

Фото 2. Храм Богородицы Евангелистрии на о. Тинос

Фото 3. Проход верующих под иконой Борогодицы Евангелистрии (о. Тинос)

Фото 4. Богородица Экатондапилиани, о. Парос

Фото 5. Панагия Сумела (Верия)

Фото 6. Всадники Ситисты на день Успения Богородицы

Фото 7. Змейки Богородицы с о. Кефалония

 

 

 

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2022-08-05T14:49:22+03:00