Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Кассиан Грек

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, был по­томком греческих князей Мангупских (Манукских). Константин получил значительное, по своему времени, образование.

Мангупское княжество, как и весь Таврический полуостров, в половине XV столетия находилось под игом мусульман и нравственным гнетом папистов-миссионеров, явившихся в Тавриду в XIV столетии под видом купцов Генуэзской республики; влияние их на православных было так тяжело, что князья Кафы и Мангупа, предшественники Константина, еще в 1392 году оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве, так и Константин претерпевал от нашествия турок и преследуемый папистами, вынужден был оставить свои владения в Крыму, а поселиться у своего родственника Фомы, деспота Морейского, у которого была дочь София.

Из Мореи Константин сопровождал Софию в Рим и оттуда в Россию, когда она выходила замуж за царя Иоанна III. София прибыла в Москву 12 ноября 1473 г., сопровождаемая большою свитою, состоявшею из римлян и греков. Великий князь московский Иоанн III Васильевич после бракосочетания с царевною Софиею богато одарил сопровождавших его невесту; некоторые из них возвратились обратно в Рим, другие остались в России, награжденные вотчинами и поместьями, поступили в русскую службу.

Константин изъявил желание остаться в России. Великий князь предлагал ему «города и области в прокормление и земли в обдержание», но он смиренно отказался от этого, ибо суета придворной жизни тяготила его сердце, искавшее уединения и иноческого служения Богу. С разрешения великого князя Иоанна III он отравился в Ростов Великий, где первое время находился при архиепископе Иоасафе (Оболенском). Когда же архиепископ решил оставить свою кафедру и поселиться в Ферапонтовом Белозерском монастыре, в котором принял ранее монашеский постриг, то князь Константин с радостью последовал за ним. Здесь греческий князь получил возможность для молитвенного уединения и жизни в богомыслии и чтении Священного Писания. Монашество он принял после чудесного ночного видения, в котором бывший игумен обители Мартиниан (по другим источникам преподобный Ферапонт) повелевал ему постричься. И вскоре князь Константин был удостоен иноческого образа с наречением имени Кассиан.

Случилось ему однажды с некоторыми из братии выйти из обители и плыть по Волге к городу Угличу. Не доходя до него за 15 верст, полюбилось ему живописное место на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее речки Учмы. Там водрузил он крест и поставил себе хижину.

Слава о преподобном широко распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан, всех принимая с любовью, наставлял на путь спасения «тихими словесы».

С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.

Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Вода затопила монастырь, многие келии и утварь церковная были унесены потоком воды; братия много скорбели, но преподобный Кассиан утешал их и увещевал повиноваться воле Божией. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений.

Обитель, снабженная и обеспеченная всем необходимым, утешала преп. Кассиана. Он жил до 102 лет, удостоился предузнать свое отшествие к Богу, призвал к себе братию и сказал им: «Се уже, братия моя возлюбленная, приходит день скончания моего, аз убо отхожу от вас к Богу, Его же измлада возлюбих, вас же предаю Спасу, Пречистой Его Матери и великому Иоанну Предтече, и по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собою мир и любовь Божию; собрании не отлучайтеся, сиречь пения церковного, молебны пойте, и на литиях умерших поминайте, и синодик чтите; то бо суть книги животные; писано бо: аще кто поминает усопших, тот и сам поминовен будет; страннолюбия не забывайте, молю вас, нищих питайте, вдовиц заступайте от насильствующих, христиан же своих берегите, Государю и вельможам пожалуйтесь о них, а за землю домовую Пречистой единомысленно стойте, игумена своего слушайте, покоряйтеся и повинуйтеся о Господе, яко присному отцу своему».

Много других душеполезных слов изрек, исповедался и приобщился святых тайн, возблагодарил Бога и скончался в 1504, октября 4; погребен позади правого клироса в нижнем храме. При гробе его сохраняются до сего времени схима и тельный крест, им носимые.

После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочислен­ными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609—1611 гг. В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены преп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой.

В Смутное время, когда неприятели – казаки и литовцы – разоряли Углич, видели преп. Кассиана, объезжающего верхом свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее, и когда один из них учинил кощунство, то стал бесноваться и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать.

Служба преподобному Кассиану написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чем сообщается в руко­писи, сохранившейся в Угличе.

Чудесным образом была написана икона блаженного Кассиана. Некто иерей Симеон, художеством живописец, дал обещание написать ее, но впал в тяжкую болезнь и до двух лет не мог исполнить своего обета. Пришел он наконец к игумену Гермогену и спрашивал его: «Как начертать образ преподобного?» Игумен дал ему хартию, на которой написано было как изображать блаженного Кассиана; размышляя о том, чтобы исполнить предпринятое им дело, заснул иерей и увидел во сне лик святого старца, начертанный на приготовленной им доске; ему казалось, что и у одра его стоит инок, совершенно подобный этому образу.

Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии.

Угличские святые: Паисий УгличскийцаревичДимитрийкнязь Роман и Кассиан УчемскийИкона конца XIX века.

Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября — день преставления, и 21 мая/3 июня — день тезоименитства.


Кассианов Учемский монастырь (другое название — Кассианова Учемская пустынь) — разрушенный мужской монастырь Ярославской области

Учемский монастырь никогда не был богатым. В нем было три храма – Успенский, Рождества Иоанна Предтечи и Константина и Елены. Первоначально все три церкви были деревянными, а в начале XVIII века Успенский и Предтечевский храмы перестроены в каменные.

В 1764 году по указу Екатерины II многие монастыри были упразднены. В их число попала и Учемская Кассианова пустынь. Однако ее храмы, превратившись в приходские церкви села Учма, по-прежнему стояли на берегу Волги и привлекали сотни верующих.
В 30-х годах XX века все храмы и место погребения преподобного Кассиана были разорены, а в конце 30-х годов на Учме был создан лагерь Гулага.

При строительстве Рыбинского водохранилища здания Успенский монастыря были взорваны и затоплены. Из остатков кирпича Успенской церкви узники Волголага построили дорогу-каменку, которая до сих пор ведет к местному храму.

Кассианов_Учемский_монастырь (700x391, 59Kb)

А при создании Рыбинского моря значительная часть территории бывшего монастыря была затоплена. Только маленький островок, поросший кустарником, напоминал о былом.

Но нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба родного края. Они поставили в 1991 году на месте разрушенного монастыря деревянный крест, а в 1993 построили часовню. Островок обрел естественное завершение, стал достойным украшением волжского пейзажа.

В 1994 году в Учме была построена прекрасная деревянная церковь во имя святых Анастасии и Кассиана.

В настоящее время в селе функционирует музей села Учмы, созданный местными энтузиастами. Экспозиция начинается с “греческого пути” святого Касьяна – основателя села, а заканчивается предметами крестьянского быта, которые еще недавно были в ходу у местных хозяек: чесальня, вьюшка, ступа, цепы, мотовило, корчаги, ткацкий станок – все это было собрано по домам в окрестных деревнях и селах. Один из самых интересных экспонатов этого необычного музея – упавшая на землю изуродованная взрывом чугунная решетка с разрушенной церкви, через которую проросли мощные стволы березы. Это все, что осталось от огромного когда-то сельского храма…


Источники:

Пролетая над Учмой

Подготовлено Ελένη Τοπούζ  специально для сайта www.greekmos.ru Московского общества греков.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2020-04-03T08:43:31+03:00