Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, был потомком греческих князей Мангупских (Манукских). Константин получил значительное, по своему времени, образование.
Мангупское княжество, как и весь Таврический полуостров, в половине XV столетия находилось под игом мусульман и нравственным гнетом папистов-миссионеров, явившихся в Тавриду в XIV столетии под видом купцов Генуэзской республики; влияние их на православных было так тяжело, что князья Кафы и Мангупа, предшественники Константина, еще в 1392 году оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве, так и Константин претерпевал от нашествия турок и преследуемый папистами, вынужден был оставить свои владения в Крыму, а поселиться у своего родственника Фомы, деспота Морейского, у которого была дочь София.
Из Мореи Константин сопровождал Софию в Рим и оттуда в Россию, когда она выходила замуж за царя Иоанна III. София прибыла в Москву 12 ноября 1473 г., сопровождаемая большою свитою, состоявшею из римлян и греков. Великий князь московский Иоанн III Васильевич после бракосочетания с царевною Софиею богато одарил сопровождавших его невесту; некоторые из них возвратились обратно в Рим, другие остались в России, награжденные вотчинами и поместьями, поступили в русскую службу.
Константин изъявил желание остаться в России. Великий князь предлагал ему «города и области в прокормление и земли в обдержание», но он смиренно отказался от этого, ибо суета придворной жизни тяготила его сердце, искавшее уединения и иноческого служения Богу. С разрешения великого князя Иоанна III он отравился в Ростов Великий, где первое время находился при архиепископе Иоасафе (Оболенском). Когда же архиепископ решил оставить свою кафедру и поселиться в Ферапонтовом Белозерском монастыре, в котором принял ранее монашеский постриг, то князь Константин с радостью последовал за ним. Здесь греческий князь получил возможность для молитвенного уединения и жизни в богомыслии и чтении Священного Писания. Монашество он принял после чудесного ночного видения, в котором бывший игумен обители Мартиниан (по другим источникам преподобный Ферапонт) повелевал ему постричься. И вскоре князь Константин был удостоен иноческого образа с наречением имени Кассиан.
Случилось ему однажды с некоторыми из братии выйти из обители и плыть по Волге к городу Угличу. Не доходя до него за 15 верст, полюбилось ему живописное место на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее речки Учмы. Там водрузил он крест и поставил себе хижину.
Слава о преподобном широко распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан, всех принимая с любовью, наставлял на путь спасения «тихими словесы».
С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.
Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Вода затопила монастырь, многие келии и утварь церковная были унесены потоком воды; братия много скорбели, но преподобный Кассиан утешал их и увещевал повиноваться воле Божией. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений.
Обитель, снабженная и обеспеченная всем необходимым, утешала преп. Кассиана. Он жил до 102 лет, удостоился предузнать свое отшествие к Богу, призвал к себе братию и сказал им: «Се уже, братия моя возлюбленная, приходит день скончания моего, аз убо отхожу от вас к Богу, Его же измлада возлюбих, вас же предаю Спасу, Пречистой Его Матери и великому Иоанну Предтече, и по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собою мир и любовь Божию; собрании не отлучайтеся, сиречь пения церковного, молебны пойте, и на литиях умерших поминайте, и синодик чтите; то бо суть книги животные; писано бо: аще кто поминает усопших, тот и сам поминовен будет; страннолюбия не забывайте, молю вас, нищих питайте, вдовиц заступайте от насильствующих, христиан же своих берегите, Государю и вельможам пожалуйтесь о них, а за землю домовую Пречистой единомысленно стойте, игумена своего слушайте, покоряйтеся и повинуйтеся о Господе, яко присному отцу своему».
Много других душеполезных слов изрек, исповедался и приобщился святых тайн, возблагодарил Бога и скончался в 1504, октября 4; погребен позади правого клироса в нижнем храме. При гробе его сохраняются до сего времени схима и тельный крест, им носимые.
После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочисленными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609—1611 гг. В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены преп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой.
В Смутное время, когда неприятели – казаки и литовцы – разоряли Углич, видели преп. Кассиана, объезжающего верхом свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее, и когда один из них учинил кощунство, то стал бесноваться и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать.
Служба преподобному Кассиану написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чем сообщается в рукописи, сохранившейся в Угличе.
Чудесным образом была написана икона блаженного Кассиана. Некто иерей Симеон, художеством живописец, дал обещание написать ее, но впал в тяжкую болезнь и до двух лет не мог исполнить своего обета. Пришел он наконец к игумену Гермогену и спрашивал его: «Как начертать образ преподобного?» Игумен дал ему хартию, на которой написано было как изображать блаженного Кассиана; размышляя о том, чтобы исполнить предпринятое им дело, заснул иерей и увидел во сне лик святого старца, начертанный на приготовленной им доске; ему казалось, что и у одра его стоит инок, совершенно подобный этому образу.
Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии.
Угличские святые: Паисий Угличский, царевичДимитрий, князь Роман и Кассиан Учемский. Икона конца XIX века.
Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября — день преставления, и 21 мая/3 июня — день тезоименитства.
Кассианов Учемский монастырь (другое название — Кассианова Учемская пустынь) — разрушенный мужской монастырь Ярославской области
Учемский монастырь никогда не был богатым. В нем было три храма – Успенский, Рождества Иоанна Предтечи и Константина и Елены. Первоначально все три церкви были деревянными, а в начале XVIII века Успенский и Предтечевский храмы перестроены в каменные.
В 1764 году по указу Екатерины II многие монастыри были упразднены. В их число попала и Учемская Кассианова пустынь. Однако ее храмы, превратившись в приходские церкви села Учма, по-прежнему стояли на берегу Волги и привлекали сотни верующих.
В 30-х годах XX века все храмы и место погребения преподобного Кассиана были разорены, а в конце 30-х годов на Учме был создан лагерь Гулага.
При строительстве Рыбинского водохранилища здания Успенский монастыря были взорваны и затоплены. Из остатков кирпича Успенской церкви узники Волголага построили дорогу-каменку, которая до сих пор ведет к местному храму.
А при создании Рыбинского моря значительная часть территории бывшего монастыря была затоплена. Только маленький островок, поросший кустарником, напоминал о былом.
Но нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба родного края. Они поставили в 1991 году на месте разрушенного монастыря деревянный крест, а в 1993 построили часовню. Островок обрел естественное завершение, стал достойным украшением волжского пейзажа.
В 1994 году в Учме была построена прекрасная деревянная церковь во имя святых Анастасии и Кассиана.
В настоящее время в селе функционирует музей села Учмы, созданный местными энтузиастами. Экспозиция начинается с “греческого пути” святого Касьяна – основателя села, а заканчивается предметами крестьянского быта, которые еще недавно были в ходу у местных хозяек: чесальня, вьюшка, ступа, цепы, мотовило, корчаги, ткацкий станок – все это было собрано по домам в окрестных деревнях и селах. Один из самых интересных экспонатов этого необычного музея – упавшая на землю изуродованная взрывом чугунная решетка с разрушенной церкви, через которую проросли мощные стволы березы. Это все, что осталось от огромного когда-то сельского храма…
Источники:
Подготовлено Ελένη Τοπούζ специально для сайта www.greekmos.ru Московского общества греков.