Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Понтийские греки Цалки

Спартакос Танасидис
(докторант факультета Истории и Этнологии Фракийского Института им. Демокрита)

 

Понтийские греки Цалки

Цалка – это район расположенный на юго-востоке Грузии, на расстоянии приблизительно 83 км от Тбилиси. С древних времен он был заселен грузинскими племенами, но полностью опустел к концу XVIII века по причине частых нашествий турок, персов и других племен. Цалку называют «грузинской Сибирью» из-за холодного климата, а слово цалка (წალკა) на грузинском языке означает отдаленное место.

Цалкский район сегодня (источник: google.com)

Понтийские греки переселились в Цалку после Русско-турецкой войны 1828-1829 гг, которая началась 14 июня 1828 года, вторжением русской армии в Османскую Империю и захватом городов Гюмюшхане, Эрзурум, Байбурт, Карс. Война завершилась очень скоро Адрианопольским мирным договором (1829), который предусматривал отступление русских войск из захваченных ими городов. Именно тогда многие местные христиане этих областей, греки и армяне, последовали за отступающей русской армией и поселились в Цалке, а также и в некоторых других районах Кавказа.

До их переселения из Османской Империи, понтийцы жившие в вилайете Эрзурума и его городов – Байбурте и Карсе, говорили по турецки, или точнее на одном из анатолийских диалектах турецкого языка. Тюркофония была навязана христианским населениям в нескольких регионах Малой Азии и Балканского полуострова, в рамке попыток постепенной ассимиляции и тюркификации, и как правило сопровождалась притеснениями религиозных свобод. В народе сохранились истории о вырезании языков тех, кто разговаривал по-гречески и о вынудидельной дилеме выбора сохранения или языка или христианской веры.

Поскольку понтийцы Гюмюшханы и эрзерумского вилайета встретили русскую армию как освободителя от османского ига и всячески помогали ей, по завершению войны они оказались под опасностью османского возмездия. Греки предъявили прошение генералу Паскевичу-Эриванскомоу (1782-1856), и он ходатайствовал за них царскому правительству, которое согласилось поселить их на Кавказе. Их переселение происходило постепенно, волнами беженцев передвигающихся пешком и подвергающихся нападениям и грабежу со стороны курдских группировок. Российские войска пытались всячески защищать беженцев по пути и небезуспешно. Помимо курдских нападении, людей мучал голод и эпидемии, из-за которых не всем удалось дойти до нового места обоснования.

Условия жизни в Цалке были чрезвычайно тяжелыми, хотя государство предоставляло новоприбывшим налоговые льготы на первые шесть лет. Земля не давала плодов. Эпидемии не прекращались и детская смертность была особенно высока. Средняя продолжительность жизни населения была низкой, около 50 лет. Особенно в 1836 году была отмечена самая высокая смертность, когда из 776 семей погибли 226. Люди постоянно просили властей переселить их в другие части Грузии, где земледелие было более эффективно. Государство не допускало этого, потому что ему было стратегически важно существование христианских населений, традиционно враждебных турецкому фактору, на границе с Османской Империей как оплот против турецкой экспансии.

Духовное положение соответствовало житейским проблемам, поскольку характерной чертой сельских жителей была почти всеобщая неграмотность. Существовали всего три школы, и немногие из тех кто мог себе это позволить, отправляли своих детей в русские школы других соседних районов.

Стоит отметить, что до начала XX века в Цалке не прекращался постоянный приток беженцев следующих за русскими войсками и в последующие Русско-турецкие войны. При этом еще с конца XIX столетия понтийцы Цалки, как и всего Кавказа, постоянно просились эмигрировать в Грецию. Первые такие попытки были предприняты в 1894 году.

В последующие годы началась Первая мировая война (1914-1918), во время которой цалкинцы вступали в русскую армию и отличились в боях за захват Восточного Понта. Конец войны совпал с Октябрьской революцией (1917 г.), которая привела к подъему коммунизма и очередному отступлению русских войск из завоёванных ими земель.

Цалкский священник Котанов А. Яков – жертва сталинских репрессий, с женой Каллиопи. (источник: Ахиллес Зафиров, Расстрелять. НКВД против греков Грузии, Маврогенис А.Е., Салоники 2018, с. 190)

Два десятилетия спустя, в 1938 году, для греков Советского Союза началась новая фаза, так называемая «греческая операция», которая означала репрессии, казни и депортации. Жертв в Цалке было несколько десятков, точная цифра сегодня неизвестна. Некоторых обвиняли в антикоммунистической идеологии. Иные были приговорены к расстрелу и конфискации имущества за «подстрекательство крестьян к переселению в Грецию», как пишется в протоколах. Большинство казненных были грамотными, мужского пола, возраста в среднем около 30. Другой категорией жертв были священники, отказавшиеся снять рясы и стать гражданскими.

Цалкские греческие семьи, 1947 год. (источник: личный архив Лены Карачаушевой)

Позже разразилась Вторая мировая война. Более 5.000 цалкинцев, независимо от национальности, были зачислены в армию и 1.995 из них получили медали за отличие и отвагу. Количество погибших и безвести пропавших – более 710 человек.

Цалкский грек, Котанов Фёдор Евгеньевич, герой Второй мировой войны (источник: Κωνσταντίνος Φωτιάδης, Ο Ελληνισμός της Ρωσίας και της Σοβιετικής Ένωσης)

В послевоенные годы условия жизни значительно улучшились. С 1950 года, благодаря строительству электростанции на реке Храми, весь цалкский район был электрифицирован. Общая численность населения тогда составляла 45.600 человек. В 1979 году, по официальной переписи населения, этнический состав общей численности населения 49.340 человек был следующим: греки – 62,5%, армяне – 28,4%, азербайджанцы – 4,5%, грузины – 3,5%, русские – 0,7. %, прочие – 0,4%.

Цалка, 2014 г. (источник: личный архив Симы Мезириду)

Понтийские деревни Цалки, сформировавшиеся постепенно с 1830 года до второй половины XX века, были: Авранло, Ахалик, Гюмбят, Еди-Кился, Гуниа-Кала, Имера, Караком, Кяряк, Ливад, Сафар-Хараба, Башков, Бедиани, Бешташен, Неон-Хараба, Джинис, Олянк, Санамер, Санта, Шипяк, Тарсон, Тяк-Кился, Бармаксыз, Чапаевка, Триалети, Цинцкаро, Хадик, Хандо, Храм-ГЭС. Из них только в четырех разговаривали на понтийском диалекте греческого языка. Также в районе были 13 армянских сел, 5 азербайджанских и 1 грузинское.

В восьмидесятых годах местная экономика улучшилась благодаря производству и экспорту картофеля, основного продукта благодаря которому Цалка и по сей день известна во всей Грузии. В 1984 году в связи с ростом численности населения село Бармаксыз было официально объявлено городом Цалка. Цалка была городом с самой большой греческой общиной в СССР. Она также занимала первое место в Грузинской ССР по поступлению в вузы. С 1987 г. здесь проводились «Аристотелевские чтения» – конференции на тему древнегреческой философии и культуре, что было идеей доктора философских наук Феохариса Кессиди.

Однако в 90-х годах, с распадом Советского Союза и открытием границ, греческое население покинуло Цалку. Политика дискриминации меньшинств, обеднение, политическая нестабильность и вечная мечта о Греции привели к массовой миграции греков из Грузии, в первую очередь в Грецию и во вторую очередь в Россию.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Цалка (источник: личный архив Яниса Келешидиса)

Сегодня понтийцев в Цалке несколько десятков, в основном пожилых людей. Понтийцы покинувшие Цалку в данное время проживают в основном в России, в Греции и на Кипре. Тем не менее, они периодически возвращаются на родину, на летний отдых, где ухаживают за своими храмами и кладбищами.

 

Автор – докторант факультета Истории и Этнологии Фракийского Института им. Демокрита Спартакос Танасидис
Греция, Ксанфи

 

 

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2021-05-14T21:58:57+03:00