Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Курс лекций Василия Ченкелиди «История Понта». Статья I

Дорогие друзья,

по вашим многочисленным просьбам, Московское общество греков объявляет о годовом курсе лекций, посвященных истории Понта.

Лектор – историк из Греции Василий Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» будет прочитана в Москве осенью 2018 года.

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на лекцию – количество мест ограничено.

В рамках этого проекта Василий Ченкелиди представит также ряд статей, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.

Первая публикуемая нами статья – «Понтийские греки: с чего все начиналось…».

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».


Понтийские греки: с чего все начиналось…

Понтийские (черноморские) греки в класический и эллинистический периоды греческой древности создали культуру, сохраняющуюся с некоторыми изменениями по сей день. Как все начиналось? Какой была база столь бурного развития? На эти вопросы предстоит ответить в статье, посвященной одним из самых древнейших культур мира.

В VIII веке до н. э. на землю Понта Эвксинского ступили предки понтийцев греки-ионийцы, сохранившие наследие Крито-микенской культуры и вернувшие остальному греческому миру знания предков. Искусные мореходы, они бережно переносили из поколения в поколение знания, накопленные в период, когда стоявшее на первобытном уровне развитие человечество страшилось морских просторов и не понимало основ мироздания.

Крито-микенская цивилизация греков – ахейцев, ионийцев и эолийцев начала свое существование в 1600 г. до н. э., за 800 лет до Великой Греческой цивилизации и основывалась в большой степени на достижениях Кикладской и Минойской культур.

Кикладская цивилизация, отсчет истории которой начался в 3000 году до н. э. и завершился в 1600 году до н. э. стала одной из первых археологических культур древнейшего периода в истории человечества. Ее представители в эпоху бронзы смогли добиться высоких достижений в области материальной и духовной культуры, но каменистая островная почва не позволяла развивать земледелие и скотоводство, необходимые для полноценного экономического расцвета.

Памятники Кикладской цивилизации бронзового века – это мраморные идолы, отображающие обнаженных женщин, мужчин – музыкантов, воинов и охотников, волнующие воображение людей до наших дней.  Уже в тот древнейший период керамические, мраморные и металлические сосуды мастеров Кикладских островов отличались многообразием форм. Одними из основных ремесел были изготовление украшений и оружия.

Кикладские острова и в наше время привлекают внимание посетителей со всего мира красотой природы и древним наследием. Они составляют архипелаг в Южной части Эгейского моря, в который входят острова Наксос, Андрос, Тинос, Парос, Милос, Кея, Аморгос, Иос, Китнос, Миконос, Сирос, Тира, Серифос, Сифнос, Сикинос, Анафи, Кимолос, Андипарос, Фолегандрос, Делос.

Кикладиты 5000 лет назад контролировали морские пути, проходившие через  Эгейское море и были его полноправными хозяевами. У них не было централизованной власти и поселения образовывались для нужд того или иного периода. Не имея соперников в море, островитяне не строили укрепления. Ситуация изменилась в 2300 году до н. э., когда острова стали подвергаться нападениям из Малой Азии. Настороженные жители киклад стали образовывать поселения вдали от моря, на возвышенностях.

Угроза извне вскоре была предотвращена, и жители Кикладских островов стали налаживать тесные отношения с регионами юга Балкан и осровом Крит. Началось строительство больших разноообразных и просторных домов.  Характерным поселением того времени является Акротири на острове Тира (Санторини).

Падение успешной цивилизации, просуществовавшей 1400 лет, было связано с крупным землетрясением, приведшем к полному господству в регионе представителей следующей цивилизации, Крито-Минойской.

Минойцы заложили основы своей цивилизации, открытой  в последние годы XIX века британским археологом Артуром Эвансом, еще в период расцвета культуры Кикладских островов.  1300 лет (с 2700 по 1400 гг. до н. э.) критяне держали под своим контролем обширные регионы в Эгейском и Средиземном морях. До наших дней дошли мифы о легендарном критском царе Миносе, о Минотавре и о лабиринте, построенном самим Дедалом. У критян наряду с мореходством и торговлей были развиты также земледелие и скотоводство. Критские товары (материя, кожа, оливковое масло, вино, древесина) достигали острова Кипр и Египта. На Крит везлись металлы и сырье для производства оружия, инструментов и ремесленных изделий. С острова Кипр импортировали бронзу, а с Кикладских островов – серебро.

Расцвет Минойской культуры произошел в 1900 г. до н. э. Критяне начали строить величественные царские здания (дворцовые постройки). Археологи смогли открыть человечеству  сложные экономико-политические комплексы в городах Кносс, Фест, Маля и Закрос. По сей день впечатляют настенные изображения в дворцовых постройках.  В этот период военная мощь критян была такой, что ими не строились укрепления.

Около к 1700 г. до н. э. у минойцев появилась письменность. Сначала это были своеобразные иероглифы. Но несколько позже широкое распространение получило Линейное письмо А, не расшифрованное современными учеными, несмотря на многие годы исследований. Этот вид письменности стал прообразом микенского письма.

Минойцы – необычные представители своего времени. У них было развито чувство прекрасного. Они поклонялись божествам с женской природой, которая была связана с плодородием, сменой времен года, цветением и увяданием, смертью и воскрешением. Минойцы считали священным оливковое дерево. Священным был также бык. Религиозные церемонии сопровождались танцами и состязаниями.

Около 1450 г. до н. э. в результате очередного большого землетрясения Минойская культура пришла в упадок. Крит был под властью греков Микенской цивилизации, называемой также Крито-Микенской, с 1450 по 1100 гг. до н. э.

Достижения микенцев в большой степени основывались на знаниях жителей Минойского Крита. Линейное письмо «Б» греков Микенской цивилизации расшифровано и современное человечество может соприкоснуться в большей степени с их культурой, чем с культурой критян.

Греки Микенской цивилизации были описаны легендарным Гомером в одних из самых древнейших произведений в истории человечества «Илиада» и «Одиссея». Основными городами и поселениями Микенской цивилизации были Микены, Афины, Фивы, Пилос, Коринф, Дельфы.  Город Афины, являющийся столицей современной Греции был построен в начале II тысячелетия до н. э. и насчитыват около 4000 лет истории. В микенский период известным становится слово Акрополь (верхний город), располагавшийся на возвышенности.

400 лет, с 1600 по 1200 гг. до н. э.,  стали периодом наибольшего расцвета Микенской цивилизации, названной так исследователями по одному из основных городов – Микенам, раскопанным открывателем Трои Генрихом Шлиманом в 1876 году. Истории известны контакты греков Микенской цивилизации с египтянами и хеттами в XVI – XV вв. до н.  э. В XV – XIII вв. до н. э. микенцы покорили себе Крит и Кикладские острова. В этот период они достигли Северной Африки, Сицилии, Северной Европы  и Кавказа.

После расшифровки письменности греков Микенской цивилизации стал известным их пантеон. Письменные источники указывают на богов, среди которых Зевс, Гера, Посейдон, Артемида, Арес, Дионис и другие.

Последней победоносной войной микенцев (ахейцев, ионийцев и эолийцев) был поход на Трою в начале XII века до н. э. После этого в жизни представителей Микенской цивилизации наступает упадок. Исчезает письменность (линейное письмо Б). В XI веке до н. э. в греческой истории начался период, связанный с переселением на Юг Балканского полустрова греков-дорийцев и названный историками «темные века». От нашествия спаслись греки-ионийцы, которые укрепились на побережье полуострова Малая Азия и на островах Эгейского архипелага. Их роль станет основной в греческом мире только через долгих 300 лет. Именно они создадут греческий мир Понта Эвксинского – Черного моря в I тысячелетии до н. э.

Автор: историк, Василий Ченкелиди.

Специально для Московского общества греков.

Любое цитирование возможно только с указанием источника.

Фотографии: Василий Ченкелиди

2018-08-04T08:42:46+00:00