Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Проект “Греки России”: Димитрис Ботинис

Димитрис Ботинис  родился в Москве в семье музыкантов. Детство и юность дирижёра прошли в Греции. В возрасте пяти лет он начал обучаться игре на скрипке, затем – на альте. Профессиональное музыкальное образование артист получил в Муниципальной консерватории города Патры, которую окончил с отличием по классу скрипки. Первые уроки дирижирования Димитрис Ботинис начал брать в 14 лет у своего отца. Следующим важным этапом в этой области стало участие музыканта в мастер-курсах маэстро Юрия Симонова в Венгрии. Затем последовало обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую Димитрис Ботинис с отличием окончил по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в 2011 году (класс Юрия Симонова).

Димитрис Ботинис – победитель и обладатель всех специальных призов Международного конкурса дирижёров имени Антонио Педротти (Италия, 2006), а также победитель I Всероссийского музыкального конкурса по специальности оперно-симфоническое дирижирование (Москва, 2011).

Итальянская пресса с восхищением писала об искусстве молодого дирижёра: «Молодой талантливый дирижёр Димитрис Ботинис заворожил жюри и публику необычным, динамичным и интуитивным стилем. Благодаря своей оригинальной технике, он будто лепил и одухотворял музыку одновременно, используя удивительную, фантастическую палитру жестов» (L’Adige, Италия, 2006).

В свою очередь, отечественные СМИ отметили безоговорочную победу артиста на I Всероссийском музыкальном конкурсе: «Сомнений не возникало ни у слушателей, ни у жюри – награда досталась Димитрису Ботинису, которого за глаза сразу стали называть “открытием конкурса”. С его появлением на сцене начиналось нечто невообразимое – музыканты преображались и начинали играть так, будто каждый из них тоже мечтает получить премию вместе с Димитрисом. Так что, похоже, I Всероссийский музыкальный конкурс завершился открытием новой звёздочки на небосклоне классической музыки» (Вести.ru, 2011).

В 2010 году состоялся дебют Димитриса Ботиниса в оперном театре («Иоланта» П. Чайковского, Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории).

С 2011 года музыкант является ассистентом дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр – Ю. Симонов).

Димитрис Ботинис активно концертирует, выступая с ведущими российскими коллективами, среди которых Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга, Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр. В 2012 году состоялся дебют дирижёра с оркестром Мариинского театра в Концертном зале Мариинского театра. В этом же году Д. Ботинис начал регулярно сотрудничать с Санкт-Петербургским Домом музыки, дирижируя программами с участием ведущих российских солистов нового поколения.

С 2011 года Димитрис Ботинис принимает участие в Международном фестивале «Музыкальный Олимп», в рамках которого сотрудничает с лучшими коллективами Санкт-Петербурга и известными солистами – победителями самых престижных международных конкурсов мира.

«Три концерта фестиваля «Музыкальный Олимп» прошли под управлением Димитриса Ботиниса. В его исполнении прозвучали сочинения Вагнера, Рахманинова, Сибелиуса, Равеля. Ботинису близок позднеромантический репертуар, его интерпретациям свойственна яркая театральность образов, подчёркнутая красочность тембров, эффектность кульминационных волн, но и бездонная лирика», – писала о концертах дирижёра газета «Санкт-Петербургский музыкальный вестник».

В 2013 году музыкант продирижировал концертом-открытием этого фестиваля, прошедшим по традиции в Концертном зале Мариинского театра.

В ноябре 2014 года Димитрис Ботинис провёл первый «тестовый» симфонический концерт в истории нового столичного зала – Концертного зала имени С. В. Рахманинова («Филармония-2»), а в январе 2017 года состоялось торжественное открытие всего комплекса «Филармония-2», где Димитрис Ботинис вместе с Денисом Мацуевым и Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии исполнили Второй концерт Рахманинова.

Музыкант успешно гастролирует за рубежом, выступает с различными оркестрами в Германии, Италии, Польше, Венгрии, Хорватии, на Кипре.

«Увлёченный, харизматически одарённый, большой музыкант с дирижёрским искусством в крови! Кульминацией его выступления стало исполнение «Жар-птицы» Стравинского: глубина знания и ощущения этой партитуры в его интерпретации казались неограниченными», – писала польская пресса.

Особое место в карьере дирижёра занимают выступления с симфоническими коллективами Греции. Он сотрудничает с Национальным симфоническим оркестром радио и телевидения, государственными симфоническими оркестрами Афин и Салоников. В 2010 и 2011 годах музыкант принимал участие в нескольких концертах, состоявшихся в рамках ежегодного летнего Международного фестиваля города Патры. В 2013 году Д. Ботинис дебютировал в Концертном зале Megaron в Афинах:

«Димитрис Ботинис неоднократно доказывал, что является восходящей звездой на взыскательной международной арене дирижёрского искусства. У нас есть веские причины считать, что фигура Ботиниса оставит свой след в последующих десятилетиях» (музыкальный журнал «Политонон»).

С 2015 года Димитрис Ботинис является главным дирижёром Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской Государственной филармонии имени В. И. Сафонова.

В 2017 году дирижёр успешно дебютировал с Национальным филармоническим оркестром России и Эстонским национальным симфоническим оркестром; по заказу Баварского радио записал с Бамбергским симфоническим оркестром произведения русских композиторов.

Источник: Московская ФИЛАРМОНИЯ


 

8 декабря 2011 года Москва узнала победителя Всероссийского музыкального конкурса по специальности “оперно-симфоническое дирижирование”, которым стал ученик Юрия Симонова Димитриос Ботинис.

Ботинис первый, хотя и второй

 

Что интересно, отца лауреата зовут точно так же: Димитриос Ботинис; мало того, он тоже дирижер, хорошо известный в Греции. Неужто придется вооружиться приставочкой “мл.”? Нынче триумфатору играть Вагнера на праздничном финальном концерте с АСО Московской филармонии, но перед репетицией — эксклюзивное интервью “МК”.

Пару слов о конкурсе, что за птица такая. Всероссийский музыкальный является, по сути, преемником того самого Всесоюзного, который до появления конкурса им. Чайковского считался самым известным и престижным. На Всесоюзном, на минуточку, выигрывал сам Рихтер. Пару лет назад власть решила возродить этот грандиозный смотр, «отслеживающий» юные таланты по всей России. Хотели даже для помпы дать ему имя Ростроповича, но министр Авдеев по этому пункту не смог договориться с Галиной Павловной Вишневской. Так что значится он просто как «всероссийский», и каждый раз приходится объяснять, что это тот самый, который проходит каждый год, но в ритме особого четырехлетнего цикла (на 2011-й и выпало именно дирижирование).
 Дирижеров в принципе судить трудно, хотя планка на столичном конкурсе поднята до 40 лет (а то бывают смотры вообще до 30 — дети за пультом). Тут важен целый сплав качеств, большая часть которых видна не по тебе, но по оркестру, даже такому хорошему, как АСО Московской филармонии… К тому же конкурс на износ — четыре тура. Да и участники неслабые: наш Ботинис (1986 года рождения) взял первую, уже известный дирижер Михаил Леонтьев — вторую, Станислав Кочановский — третью, и Василий Валитов получил диплом.

— Сколь труден был этот конкурс? — вопрос к Ботинису.

— В плане выносливости — очень. Четыре сложнейших тура с трудной программой — это, извините, репертуар для уже большого дирижера. Особенно в четвертом туре — это высший пилотаж: Дебюсси, Стравинский, Прокофьев, Гайдн.

— Странное попадание Гайдна среди композиторов XX века…

— Все дирижеры знают: Гайдн, как ни странно, самое сложное, что есть. С одной стороны, простая классическая музыка. С другой, дирижер здесь должен обладать высоким вкусом, понимать стиль музыки. Она не завуалирована нюансами и красками. Но на ней-то как раз ты обнажен. Ну а кроме того, в жюри — такие профи, как Симонов, Коган, Сондецкис… нас подробнейшим образом рассматривали.

— А сколь важна музыкантская зрелость дирижера?

— Считаю, что конкурс должен выявить не то что самого зрелого дирижера, а некий комплекс талантов — и зрелость, и школу. Одна зрелость — не самое главное (потому что человек уже просто где-то постоянно работает). Дирижер может быть помоложе, но более талантливым, перспективным. Работа на перспективу — вот главное.

— Димитриос, конкурс конкурсом, но все-таки как с трудоустройством?

— Дело в том, что полгода назад я закончил питерскую консерваторию. И сразу же Юрий Иванович Симонов пригласил к себе в оркестр ассистентом. Так что я даже не искал работу — повезло. С сентября провожу репетиции (наравне с еще двумя ассистентами), а теперь впервые выйду на публику.

— Не было пока намеков на то, что маэстро Симонов намечает себе в перспективе преемника из числа ассистентов?

— Не знаю, как точно сформулировать. Юрий Симонов — это тот человек, который так легко ничего не сделает. Все не так просто. И никаких разговоров нет — мы просто три ассистента.

— А кто, интересно, у вас родители, если вы родились в Москве?

— У меня двойное гражданство, потому что папа — гражданин Греции, а мама — России. Папа — дирижер, он мой первый педагог. С тем же именем и фамилией. Так что я Димитриос Димитриосович. Папа давным-давно в городе Патра создал свой камерный оркестр, им и руководит до сих пор. Мама — пианистка. И хотя я родился в Москве, вырос, конечно, в Греции. Потом опять приехал сюда учиться в консерватории.

— Не выйдет Греция из Евросоюза?

— Ситуация очень сложная. Думаю, не выйдет, даже если захочет. Потому что всему Евросоюзу будет тогда очень плохо…

— После Теодора Курентзиса вы второй дирижер «на Руси» с греческими корнями…

— О, вы забываете величайшего советского дирижера Одиссея Ахиллесовича Димитриади, который работал в Москве. Но я на греческих корнях, честно говоря, не зацикливаюсь — находясь здесь, чувствую себя именно русским, мне ближе русская культура и традиция.

— То есть вы и в дальнейшем свяжете свою судьбу с Россией?

— Кроме Москвы я сейчас выступаю в Греции как приглашенный дирижер. Что до будущего — трудно сказать… потому что нам, конечно, важно все-таки иметь свой оркестр. Я пока не сильно задумываюсь — где. Важно, чтобы было.

— Каким должен быть жест? Скажем, стиль Теодора Курентзиса — эмоциональный, экспрессивный…

— Я вам могу сказать, «каким должен быть жест», но это не значит, что я этого добился. Я не витаю в облаках — понимаю, что вокруг меня происходит. Дирижер может быть эмоциональным. Но он еще и должен быть техническим оснащенным. Так вот, это соединение эмоции и школы является для меня самым главным. А не просто выпрыгивать из того места, где стоишь, потеть, толком ничего не умея показать…

Источник: http://www.mk.ru/culture/

Подготовлено Ελένη Τοπούζ  специально для Московского общества греков.

2018-10-18T11:37:09+00:00