Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Проект “Греки России”: Николай Саввиди

Музыкант Николай Саввиди: “У каждого свой путь…”

Первая часть

“У каждого свой путь”

…У каждого свой путь. Я стараюсь придерживаться своего пути. Лично для меня самое важное – это творчество, музыка, мои слушатели»…

Данное свое повествование о наших известных и заслуженных соотечественниках посвящаю музыканту Николаю Саввиди.  Николай Саввиди. Лауреат национальных и международных конкурсов пианистов. Состоявшийся высочайший профессионал, известное имя в мире музыки, он принадлежит к молодому поколению греков России, на кого обращены надежды греков России на их большое профессиональное будущее.

Музыкант Николай Саввиди и другие наши большие греческие надежды – это наш бесценный греческий потенциал. Будущая интеллектуальная и творческая элита греков России. Музыканты, артисты, ученые, режиссеры, медики, художники, педагоги. Наши будущие «Димитриади», «Кессиди», «Сарианиди», «Ксандопуло», «Згуриди», «Бисти», «Тахчиди» – на кого будет равняться через 20-30 лет юная греческая поросль, молодежь.

И поэтому с этих самых греческих надежд и самый большой спрос. По самым высоким меркам: профессионализм, духовность, нравственность, близость к греческим корням.

Музыкант Никос Саввидис. О своем непростом пути в музыкальном искусстве. На кого равняется наш соотечественник. Его мысли на темы нравственности, культуры, греческости. Почему так важно всем нам помнить и ценить историю своей семьи, нашего народа.  На какие примеры следует равняться нашим юным соотечественникам.

Николай Саввиди. Лауреат различных международных и национальных конкурсов. Родился в 1981 г. в г. Москва в семье врачей. Игре на фортепиано учился в ДМШ им. А.Д. Артоболевской у Д.А. Месроповой. В 1995 году поступил в академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в класс М.А. Дроздовой. 1999-2004 гг. – учеба в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского у доцента А.Б. Диева. В 2005-2008 гг. обучался в аспирантуре в классе профессора А.З. Бондурянского. Научный руководитель в аспирантуре –  Алексей Алексеевич Кандинский.

Наш разговор соотечественников по душам состоялся в последние дни уходящего 2012 года в уютном представительстве греческого клуба «Ромиосини» на Маросейке. Греческое пространство. Книги, картины. Святые для каждого грека национальные и исторические символы: полотнища Эллады, Византии, Понтийского эллинизма.

– Предваряя наш разговор, хочу сказать, что всегда рад нашим встречам. … Главные, наиболее значимые для тебя итоги в твоей жизни, профессиональной карьере?

– Наверное, главным событием этого года в моей творческой жизни стал тот факт, что я осознал, что должен посвятить себя только исполнительской деятельности. После того, как я окончил учебу в Московской консерватории, а затем и в аспирантуре, наряду с концертной деятельностью занимался и педагогической. Это продлилось недолго, всего три года. Проработал и понял, что совместить два этих рода деятельности очень тяжело. Я принял для себя непростое решение оставить педагогическую деятельность и полностью себя посвятить исполнительскому искусству.

– …Это два совершенно разных рода деятельности.

– Да, именно так.  Могу сказать, что педагогика во многом помогает. Она требует много сил и большой ответственности, что не позволяло мне сконцентрироваться на творческой деятельности…

– Но данный факт не говорит о том, что этот род деятельности для тебя отныне навсегда закрыт. «…Никогда не говори никогда».

– Нет, он, безусловно, не закрыт, но я понял, что всему надо отдаваться всецело, ответственно. По-другому я и не могу, да и невозможно.

– …Кому-то удается совмещать концертную и педагогическую деятельность.

–   Я искренне завидую тем людям, кому удается это совместить. В моем случае, педагогическая работа отнимала много сил, энергии, которая мне дорога и которую  мне хотелось бы больше направить в русло своей основной деятельности.

– Свой «мильон терзаний». Но ведь, согласись, помимо огромных энергетических и душевных калорий, профессия педагога приносит и несомненные духовные плоды.

– Занятие педагогикой мне, конечно,  нравилось. Педагогика- это творческий процесс. Ты – учитель. Ведь учитель с учеником находится в сотворчестве и поэтому многие вещи педагогу уже начинают видеться в новом ракурсе,

–  Для тебя открываются новые человеческие грани.

– …Это очень важно понимать, что преподаватель находится в творчестве, а значит  в постоянном поиске. Это очень интересно и, одновременно, очень ответственно.

– Одна из восточных истин гласит, что каждый, повстречавшийся на твоем жизненном пути является, на самом деле, твоим учителем. …И малый ребенок.

– …Безусловно. Очень многому педагог учится  своих учеников.

 

Вторая часть

«…Моей детской мечтой было стать композитором»

– Этапы твоего творческого пути. Музыкальная школа, училище. Учеба в московской консерватории. Когда к тебе пришло осознание, что музыка – это дело всей жизни? …Наиболее распространенные детские мечты из серии «кем я хочу стать?».

– Я могу это сказать. Это было в 9 лет. Ко мне пришло осознание, что музыка – это то, без чего я не могу жить. …С 6 лет были не профессиональные, а в 8 лет, что  достаточно поздно, я пришел в музыкальную школу. Обычно начинают с 5-6 лет. Бабушка тогда работала детским врачом в поликлинике, к  ней пришла на прием  женщина с ребенком. У них завязался разговор, и та сказала, что здесь неподалеку есть детская музыкальная школа №43 и в ней преподает замечательный педагог Месропова Диана Артемовна. «Поведите вашего внука прослушать и, быть может, она возьмет вас». Бабушка так и сделала. Она меня взяла за руку и мы пошли прослушались, затем я  сдал необходимые экзамены. …Так я и поступил в музыкальную школу.

– То есть, тем человеком, кто взял тебя за руку и, тем самым, вывел на главную дорогу в твоей жизни…

– …Этим человеком была моя бабушка.

– Софья Николаевна Чемянова (Поландова).

– Так, благодаря моей бабушке и моему первому педагогу Диане Артемовне Месроповой, которая меня ввела в этот изумительный мир музыки, через год я осознал, что без музыки я уже не могу, что она бесповоротно стала всем смыслом моей жизни.

– Все возможные альтернативы в виде дворовых игр и забав, иных отвлечений ушло почтительно в реверансе в сторону перед Ее Величеством музыкой! …В пору моего детства мы играли в футбол, войну, казаки-разбойники и многие другие игры. Мечтали стать летчиками, космонавтами, танкистами, моряками, шоферами…

– Отвлечения, как и у всех нормальных детей, были, но, по правде говоря, я не очень то и  огорчался, что фактически все мое дворовое время забирает музыка, Ведь каждодневные упорные занятия, приносили свои первые творческие радости и плоды, все это мне давало новые силы и большой стимул для дальнейшего продвижения. ……«Кем ты хочешь стать?». Нам всем в детстве задавали этот вопрос.  Кто-то из взрослых во дворе задал его мне. Мой ответ: «Композитором» вызвал восклицательную реакцию: «Ну, ты даешь!» (смеется).

– А было ли такое произведение, которое явилось в  то время  определенным рубежом и покорением некой первой значимой  творческой высоты?

– Вы знаете, было такое произведение, Это был цикл для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом», Оно мне открыло новые творческие горизонты, Была даже сделана  запись на пластинку в студии Государственного Центрального Музея Музыкальной Культуры  (ГЦММК) им. М.И.Глинки, которая находится в архиве музея.

-…Когда же состоялось твое первое публичное выступление? Запомнилось ли оно тебе?

– Да, это было одно из самых ярких впечатлений в моей жизни, Первый свой сольный концерт состоялся, когда мне было 10 лет, Тогда, как раз я и исполнил «Детский альбом» П.И.Чайковского, Это было свершение моей мечты, оказаться на сцене.

– В нашем разговоре мы обязательно уделим внимание таким категориям, как «удача», «успех», «вдохновение», «собственное прочтение музыкального текста». Что такое удача применительно к 9-10-летнему ученику музыкальной школы?

– В то время я не думал о таких вещах, как успех, удача, призвание. Я обожал играть. Мог играть очень много. В то время удачей и успехом могло быть прослушивание для участия в концертах в больших залах. Когда ты проходишь некий конкурс на игру в большом зале, это может называться маленьким успехом. Это и было для меня определенным поощрением, существенным стимулом для большей кропотливой работы.

– Ведь, согласись, помимо всех, казалось бы, объективных предпосылок успеха в дороге к своему жизненному призванию, есть и такие моменты, сокрушающие эти песочные замки, как стечение жизненных обстоятельств, многое другое, что «возьмет за руку» и уведет далеко в сторону от твоего богом предначертанного пути. Параллели со спортом. Переход из юниоров во взрослый спорт. И там присутствует отсев.

–  …Конечно. Все в руках наших и Бога.

– Музыка обладает удивительными лечебными свойствами!

– Только она,  в отличие от медицины, лечит духовно. Хотя уже доказано, что классическая музыка лечит и физически.

– За многие годы учебы в музыкальной школе, училище, консерватории, помимо участия в различных концертах и конкурсах, тебе много раз доводилось быть в ипостаси слушателя, приходившего на театральные постановки, в лучшие концертные залы Москвы и не только. Присутствовать на концертах лучших исполнителей и коллективов. Довелось контактировать со многими мэтрами, находиться на шаговом расстоянии от них.

– Помимо контактов и шаговой близости, присутствие в театральном зале, в консерватории на концертах лучших исполнителей, симфонических оркестров. С детских лет мы с мамой часто посещали концерты и театральные постановки. Мне нравилось само действо, происходящее на сцене, будь то это  оперное исполнение или исполнение пианистов. Я так же хотел оказаться на их месте.

– Само присутствие на концертах Рихтера, Гилельса, Плетнева – это уже школа. Их, великих пианистов современности, творчество, путь к музыкальным вершинам.

– В тот момент это был Михаил Васильевич Плетнев.

– Остается только сожалеть о том, что великий музыкант, дирижер Михаил Плетнев оставил свою исполнительскую карьеру  пианиста.

– …Он на меня производил огромное впечатление. Является фигурой значимой для меня. Это музыкант  огромного масштаба. Ну а если говорить о кумирах в самом высоком смысле слова, то таковым для меня является Сергей Васильевич Рахманинов. Это не просто кумир в плане композитора, музыканта, пианиста, но и как человек с большой буквы. Личность огромного мирового масштаба. Образцовый пример для всего человечества.

– Личность, пред которой стояла дилемма выбора.  Трагедия российского общества. Когда после Гражданской войны страну покинули миллионы ее далеко не худших граждан, не принявших идей «красного колеса». И те и другие, белая и красная идеи, хотели отечеству блага, как они его понимали,  но данное «разночтение» привело к страшной трагедии, последствие которой мы ощущаем в полной мере и сегодня: генофонд, духовность, культура. Все то, что бумерангом бьет по современному российскому обществу, где безнадежно размыты категории долг гражданина и честь.

– …Таких людей, как Рахманинов, было мало. Он понимал весь трагизм положения в России. У него не было возможности приехать в Россию (Советский Союз). Он особенно любил  и чувствовал свою  родину. Его запретили в Советской России  исполнять, и он мог испытывать чувство неприятия к существующим в то время реалиям в стране. Ведь он столько делал для своей  страны, для своей Родины и  русской культуры! Ведь он мог отвернуться, но он этого не сделал и, наоборот, помогал, чем мог, до конца своей жизни…

– Как они, лучшие представители русской эмиграции любили Россию, тосковали по своей родине, желали своей российской отчизне, в которой правили чуждые им большевики-коммунисты, одолеть фашистскую агрессию, выстоять и победить.

– Рахманинов оказывал огромную помощь России, помогал сотням, если не тысячам людям. Он был финансово абсолютно независимым человеком. Миллионы тратил и на войну и на адресную помощь людям. …В плане музыки он входит в плеяду величайших композиторов от Бога.

 

Третья часть

 “Главное – это творческий процесс”

– В числе твоих любимых композиторов Рахманинов, Чайковский, Шопен, Скрябин.   Процесс обретения любимых авторов, произведений. Почему именно «эти» авторы? Но не, скажем, Моцарт,  Бетховен, Лист, Прокофьев, Глазунов, Шостакович?

– Любимые композиторы. Это, скажем, однотипное определение. Но разве, скажите, можно не любить Моцарта? Или того же Баха, или того же Бетховена. Я обожаю этих композиторов. Даже сложно сказать, что один более любимый, нежели другой. Но есть какие-то неуловимые  тонкости в тех творениях-сочинениях, которые они создали, и  душа с особенным трепетом их воспринимает.

– …Это не просто музыка, это те нотки, которые касаются особенностей судьбы автора музыкального произведения, всех  перипетий, предшествующих его созданию.

– Каждый человек, видимо, проецирует это для себя. И у этих композиторов я чувствую особую близость со своим сердцем и  душой. Хотя мне порой кажется, что все они, на самом деле, похожи друг на друга, потому что пишут об одном и том же, но только по-разному, разными средствами.

– Каждый из них был со своими человеческими достоинствами и недостатками.

–  Со своими человеческими прихотями, переживаниями, горестями, радостями. Но через всех них шел божественный свет!

– Люди творчества – это особенные люди. Со своим сложным внутренним миром. Более уязвимые. Зависимые. Что для них может служить неким оберегом, защитой, чтобы они могли быть сконцентрированы на своем любимом деле, творчестве?

– Думаю, что для многих из них этой защитой может быть тот мир, в котором они себя чувствуют в полной гармонии с собой – Мир музыки. Они могли бы во внешнем мире быть абсолютно разными с точки зрения человеческих кондиций, качеств, но мне кажется, что лучшей средой обитания для них является погружение в творчество.

– Творческий человек. Ему нужна постоянная точка опоры, опека, поддержка?

– …Порой какая-то мелочь может вывести его из равновесия. Творческому человеку необходимо помощника, в самом хорошем смысле, своего ангела-хранителя.

– Всякому таланту требуются его персональные поклонники, слушатели.

– Если вы имеете в виду публику, то без публики, вообще, теряет смысл любое творчество. Для артиста публика это все. И я не исключение. Ведь я пытаюсь донести до слушателя все то, что мне открывается в музыкальном произведении и делаю это с полной ответственностью. И это очень важно. …Ведь исполнитель с публикой  находится в сотворчестве. Слушатель порой играет очень важную роль, важную составляющую в данном магическом действе, как в лучшую, так и в худшую сторону.

– Что музыканта может отвлечь во время исполнения музыкального произведения? …Недавно композитор Родион Щедрин в авторской передаче Владимира Познера ответил тому на вопрос, почему ему работается комфортней в Берлине. Там есть все условия для работы. Зал с потрясающей акустикой. …Насколько важно для музыканта владеть перед концертом всей полнотой информации? К примеру, о его месте проведения. Концертный зал. Музыкальный инструмент и многое другое.

– Очень важно. Ты, как бы, налаживаешь свой диалог с залом, акустикой, а также инструментом. Это чрезвычайно важно.

– Казалось бы, этим произведениям сотни лет, но насколько они близки и притягательны, актуальны в дне сегодняшнем?

– До сих пор они актуальны. И еще тысячи лет они будут актуальными. Почему? Потому в них заложены вечные вопросы и ответы мироздания.

– …Перед началом нашего разговора в его «разминочной» части, мы коснулись темы высшей оценки музыканту – когда исполнителю удается придать свое авторское  прочтение исполненному им музыкальному произведению. Ведь это произведение до этого исполняли сотни, тысячи музыкантов и, в их числе, выдающиеся и гениальные.

– Хоть сто тысяч, хоть миллион раз исполнялось одно произведение, в каждом человеке своя душа, а она неповторима. Каждое исполнение неповторимо. И задача для нас исполнителей, как можно глубже углубиться, проникнуть в текст произведения. Что нам оставил автор? Он оставил нам только текст. Нам крайне важно как можно точнее их прочитать и понять. Как профессиональные музыканты, которые имеют к этому непосредственное отношение, мы должны познать  историю создания данного произведения, как можно глубже. Иметь представление, о чем это произведение, что сподвигло автора на его создание. Конечно, на сто процентов никто не может сказать, но, вместе с тем, каждый автор настолько точно и лаконично выразил свою мысль и идею, что больше, наверное, и невозможно было. Вся задача и вся проблема – в исполнителе. Насколько верно и точно он прочтет данное исполняемое им произведение. Это огромная ответственность каждого исполнителя.

– На примере вокальных исполнителей, когда в зале присутствуют  профессионалы, которые чутко и четко понимают, что вот «эта» нота не взята, здесь исполнитель, скажем, сфальшивил. Как с этим обстоит у музыкантов, пианистов?

– Для меня все это является ремесленничеством, когда речь идет о том, что исполнитель, зацепил или не зацепил  какую-либо ноту, тот же оперный певец не взял ее. Для меня это не главное.  Важен творческий процесс. Он должен быть магическим. Если я не чувствую, что меня музыка греет и наполняет мою душу, пусть и  будет все чисто и безукоризненно исполнено, я не считаю это настоящим искусством. В настоящем искусстве столько добра, любви, божественного света, что грешно к нему относиться несколько рационально. Вот мол, как я умею показать себя в том или ином музыкальном произведении, или как я могу  петь ту или иную  арию. Первый план  и главное – донести проблематику произведения.

 

Четвертая часть

“Что такое успех…”

– Раскрыть философию музыкального произведения.

– Через музыку, считаю, можно понять все мироздание,

– В одном из разговоров с нашим великим соотечественником, выдающимся русским философом и мыслителем Феохарисом Кессиди им было сказано, что самым высшим творением человеческих трудов является музыка. Ничего более гениального человек не смог и не сможет придумать!  Великие люди обладают поистине щедрой душой.

– И в свое время даже Гоголь сказал: «И если музыка погибнет, что же будет с нами?». В музыке есть все. То, что, порой, не скажешь словом, можно выразить в музыке. И самое главное, что музыка это международный язык. Музыкальный язык – это один из аспектов проявления Бога. …Где заканчиваются слова, начинается музыка.

-… У каждого органа человека свои фоновые и частотные пристрастия!

– У каждого органа свои частоты. А в этих шедеврах, музыкальном мировом наследии, там есть та вибрация, которая благотворно влияет на наш организм. Это подтверждено многими исследователями, которые профессионально занимаются этими вопросами.

– Поговорим о жизни музыканта.  Ты прошел все этапы от подающего надежды юного музыканта до подданного Ее Величества Музыки. Стал профессионалом, который известен в своей профессиональной среде и, получается, с которого и спрос по самому высокому счету. В музыкальном мире всем известно имя Николая Саввиди. …Тебе 34 года. Что дальше? «…Куда идешь?».  Ведь впереди еще целая жизнь!

– Как говорят: «Нет предела совершенству». Классическая музыка – это  бездонное искусство. Своим смыслом, всеобъемлющим пониманием. Это можно познавать бесконечно. Ты учишься, учишься и учишься. Познаешь мир, Бога, самого себя. Ты имеешь возможность через общение с этими величайшими творениями общаться с их величайшими творцами.

– Участь творца, художника, как правило, незавидна при его жизни. Признание многим из великих музыкантов, художников пришло после их ухода из жизни, в которой многие из них были гениями не признанными миром при жизни, нищими.

– Да, они сейчас величайшие, а в свою эпоху были такими же простыми людьми с абсолютно человеческими прихотями и желаниями. Я учусь у них, познаю очень многое. Этот процесс бесконечен. И не важно, сколько тебе лет. 30, 40 или 60 лет. Жизнь – это непрекращающийся экзамен. Казалось бы, ты что-то освоил и уже являешься большим музыкантом, а на самом деле открываются все новые и новые истины. И оказывается, что  все только начинается.

– Играя сотни раз одно и то же произведение, ты не перестаешь удивляться и поражаться его новизне, восхищаться им?

– Каждое исполнение произведения – это его прочтение с белого листа – это некий подвиг.

 

…Что такое успех?

– Существуют ли в профессиональном мире музыке творческие цели? Концерты.   Признание. Успех. Это слово  тобой воспринято холодно, индифферентно.

– Успех – это понятие относительное. Успех – это когда ты смог постичь, проникнуться в данное произведение, понять его, передать. Чувствуешь, что ты со слушателем сливаешься воедино. У вас одно дыхание. Вот это для меня и есть подлинный успех!

– …И, безусловно, это! У многих известных творческих людей некое низкопоклонство перед «гламуром». Мелькание одних и тех же персонажей в специализированных и глянцевых журналах, в серьезных и пустых  телевизионных передачах, посвященных музыке, творчеству и всякой там богемной шелухе. Такая вот интерпретация успеха.

– Все это, безусловно, присутствует. Но для меня это не тот успех, к которому я стремлюсь лично.  Внешние атрибуты. Они призрачны, «опереточны» и обманчивы. У каждого свой путь. Лично для меня самое важное – это творчество, музыка, мои слушатели. Те, кто приходит на мои концерты. И, в конце концов, неважно, сколько их находится в зале. А все прочие «глянцевые» моменты успеха – это суета и шелуха. …У каждого своя цель. Каждый ставит свои приоритеты. Что для него успех? Что для него является настоящей целью и настоящим искусством?

– Мелькание в телевизионном ящике по самым разным поводам известных творческих людей – это, как мне представляется, начало их творческого кризиса. Напомнить о своем существовании широким массам не через свое творчество, свои работы, а через участие в очередной телевизионной передаче, тусовке «ни о чем». …Не говорю о засилии в «зомби-ящике» попсы со всей «спецификой» этого жанра.

– …Как человек видит свой мир музыки или свою профессиональную деятельность. Как он к ней относится. Что он хочет через нее показать? Передать на высочайшем уровне гениальность музыкального произведения или самого себя и, демонстрируя свою меркантильность, заработать на этом, подавая себя «правильно», «уметь дружить».

– Окунуться в этот несовершенный мир «суеты сует и томления духа».

– Каждый волен делать то, к чему его душа предрасположена. Вести бурную светскую жизнь или заниматься творчеством и быть в уединении. Для меня творчество это нечто особенное. То, что требует огромного сосредоточения, уединения, концентрации. Мне сложно говорить на эту тему. По крайней мере, для меня это, мелькание на обложках, не является успехом. Это не главное. Не для этого мы занимаемся музыкой. Наша цель, наша задача не в этом состоит. Донести до каждого слушателя величие музыкального произведение – это и есть главная задача музыканта-исполнителя.

– Ведь для многих актеров, художников бурная светская жизнь и является тем ноу-хау, позволяющим им, как им кажется, быть в струе, в родной среде обитания – для них это не только променад на ярмарке тщеславия, но и отметка на бирже труда.

– У каждого свой путь. Я стараюсь придерживаться своего пути. …Необходимо быть честным перед самим собой, делать добросовестно свою работу, конечно, верить в настоящее, в добро, в то, что ты делаешь.

 

Пятая часть

“Музыка – это разговор с богом”

– Музыка делает человека лучше, совершенней. У многих исторических деятелей, оставивших в истории негативную роль, были свои музыкальные пристрастия. Тот же Вагнер. …Музыка, получается, дает разные импульсы, инструкции к действию.

– То, что музыка может давать отрицательные импульсы, даю голову на отсечение, могу утверждать, что это не так. Вопрос, если говорить о великом Вагнере, совсем в другом…

– Что человек после прослушивания музыкальное произведение «вбил» себе в голову.

– Что каждый человек в мере своей несостоятельности и уязвимости, он не увидел там самого главного – любви, божественного света и лучезарной энергии. Если он не увидел этого, то пойдет своей дорогой, пойдет не в том направлении. Хотя в музыке есть все. Может быть и драма, а может быть изображен и дьявол. Но классическая музыка не может нести отрицательную энергию. Если мы говорим о настоящем классическом наследии, к которому, безусловно, причисляю творения великого Вагнера.

– В нашем разговоре прочерчивается тема религии. Музыка – это божественное. Музыка – это разговор с Богом, высокими категориями. Абсолют – это и есть Бог.

– Это и есть Бог. Но и любовь – это и есть Бог. Музыка – это одно из  божественных проявлений в мироздании.

– …Государство и человек. Государство и искусство. Соприкосновение, пересечение дорог. Государство должно быть гарантом культуры? Музыкальные школы, консерватории, музеи, художественные галереи, оркестры, библиотеки…

– Безусловно! Музыка – это великое классическое искусство. Без поддержки она не может существовать. Конечно, эта поддержка должна приходить в полной мере со стороны государства. Насколько полно это сейчас происходит? Думаю, государство не в полной мере делает все, чтобы сфера искусства у нас продолжала расти, подниматься вверх. Культура, медицина, образование, школа – это зона ответственности государства.

– В истории России существуют некие временные водоразделы развития государства. Облюбованные еще советской историей и статистикой самодержавный 1913 год и, далее, уже советские 1939 1959, 1989 годы. …Существуют ли статистические временные водоразделы в искусстве? «…За, скажем, 20 или 50 лет признаны великими  столько-то музыкантов, гениальными такие-то произведения музыки, живописи».

– Мне кажется, если говорить об искусстве, то, как оно жило 100-200-300 лет назад, так и будет жить……Если говорить о главных составляющих в искусстве,  то это не статистика, а духовность и  душа человека.

Время все рассудит… или талант работает, а гений творит!

– Вновь вспомнился недавний разговор маститого телеведущего Владимира Познера с композитором Родионом Щедриным, которому была адресована просьба поделиться своими оценками о происходящих процессах в музыкальном искусстве, обществе, назвать  на его взгляд великие имена музыкантов,  произведений, композиторов. …Родион Щедрин назвал имя композитора из Санкт-Петербурга Бориса Тищенко.

– Безусловно, время все и всех расставит на свои места. Настоящее оно живет, жило и будет жить. Что касается музыки, то так же было с Шопеном. Другой пример. Так же было с Сальери, когда он считался более популярным композитором, чем Моцарт. Примеров, на самом деле, масса. Тот же Сергей Васильевич Рахманинов считал великим композитором своего друга Николая Карловича Метнера. Более талантливым, чем он сам. И, вместе с тем, был недооценен тогда, а сейчас встал в ту плеяду великих авторов, композиторов. Поэтому, сложно говорить. Время рассудит. Но для меня есть какие-то объективные вещи, настоящие. Вот эти ценности сейчас, к сожалению, видоизменились. Они, иной раз, то объективное, что должно быть, сейчас поменялось. Сложно, порой, с кем-то и, тем более, с таким большим музыкантом, как Родион Константинович Щедрин, спорить и выставить свою точку зрения. Остается уповать на время. Оно и есть истина.

– Мир музыки – это и то, что пишут о событии в музыкальной жизни страны, о состоявшемся концерте. Музыкальная критика. Хвалят, журят, критикуют. Можно ведь талантливо написать, как со знаком плюс, так и со знаком минус.

–  Отношусь скептически к этому. Как в свое время сказал Сергей Васильевич Рахманинов об одном из критиков: «Я поражаюсь, искренне завидую его таланту. Как можно с первого прослушивания услышать все и понять».

– Вот такой классический пример в пользу все-таки правоты времени в  расстановке всех точек над «и» в вопросах «кто есть кто». Некогда современникам великого Чехова казались иные авторы более маститыми и популярными. Но время, суд истории, сделали свой однозначный выбор – Чехов, наряду с Толстым и Достоевским, находится в числе самых великих глыб – классиков русской и мировой литературы.

– …Сейчас люди называют искусством все, что угодно. Любое проявления человеческой дурости, порой, называется искусством. «Дырка от бублика» и крик: «Гениально!»

– Если суммировать всех, кого в газете или по телевидению щедрой россыпью называют великий и выдающийся, то голова может пойти кругом. Снявшийся в нескольких среднего качества сериалах артист уже чуть ли не является великим.

– Вот об этом хотелось бы сказать отдельно. Лично для меня есть понятия, очень талантливый, одаренный, выдающийся, но великий для меня это нечто особенное, это запредельное, до которого еще далеко человечеству. Великие для меня – это Рахманинов, Лист. То, что люди шли вразрез с устоявшимися стереотипами, и делали во благо будущего, во благо народа.

Продолжение следует…

Никос Сидиропулос. Москва.

 

Николай Саввиди с родственниками и друзьями
Николай Саввиди с бабушкой и дедушкой Софией Николаевной и Григорием Георгиевичем

 

Николай Саввиди с бабушкой и дедушкой Софией Николаевной и Григорием Георгиевичем
 
 Николай Саввиди с родителями – Иван и Елена Саввиди
 Николай Саввиди. Выступление на Всегреческом конкурсе  в Греции
 Николай Саввии с концертом во Франции
 Николай Cаввиди на юбилее Эльдара Рязанова во Франции

 Николай Саввиди с Маэстро Одиссеем Димитриади

 


Дополнительные материалы: 

  • Николай Саввиди: «Мир спасет Музыка»

http://www.ilovegreece.ru/interviews/nikolaj-savvidi-mir-spaset-muzyka

  • Николай Саввиди: Главные составляющие профессии музыканта
2018-11-06T11:35:36+00:00