Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Георгий Илиадис

Георгий Илиадис: Рассказ о понтийской лире – душе черноморских греков

Василий Ченкелидис, историк

Георгий Илиадис: Рассказ о понтийской лире – душе черноморских греков (1 часть – видео)

 

Своими знаниями о символе Понта и «прародительнице» европейской скрипки поделился Георгий Харлампиевич Илиадис, понтийский грек и известный исследователь и изготовитель музыкального инструмента из загадочного региона древнегреческого мира.

Понтийские лиры, изготовленные Георгием Илиадисом 

 

Как отметил сам исследователь, слово «лира» в сознании людей больше связано с Древней Грецией. Но, данный понтийский инструмент, по его мнению, имеет отношение к византийскому периоду. Из Византии «лира» была завезена в Западную Европу, где не только прижилась, но, и была преобразована в известную всему цивилизованному человечеству «скрипку».

Георгий Илиадис начал свой рассказ с семейных историй, связанных с ревностной любовью понтийцев к музыкальному инструменту, предопределяющему характерный этнографический тип грека-черноморца. Изготовителем понтийских лир был отец Георгия Харлампий, род которого переселился на Ставрополье из Карса.

 

Георгий Илиадис в мастерской

 

В 1918 году города Понта и Кавказа Трапезунд, Карс и Ардаган были переданы Советской Россией Турции по Брест-Литовскому договору. Греческое население этих регионов было вынуждено покинуть свои древние очаги. Оставляя свои дома, греки брали с собой в долгий путь только все самое необходимое, в том числе и лиру. В те времена мастерством играть на своем национальном инструменте могли похвастать многие.

Георгий особенно трепетно вспоминает о своем родительском доме. Об отце Харлампии, восхищавшемся профессиональными музыкантами, о маме Лукерии оберегавшей небогатый семейный очаг. Он вспоминает о своих первых, не всегда удачных, попытках смастерить лиру.

Георгий, сын Харлампия Илиади и Лукерии Марантиди, родился в селении Иноземцево на Ставрополье. Он закончил Художественно-графический факультет Государственного института Карачаево-Черкесской Республики. Три года назад ему был присвоен титул – почетного доктора.

Автор статьи Василий Ченкелидис с Георгием Илиадисом в мастерской, Афины, 2015 г.

 

Сегодня Георгий Илиадис проживает в Афинах и Москве. У него прекрасная семья, супруга Фотини и дочери Лукерия и Димитра. Но, еще одним бессменным спутником в его жизни является понтийская лира.

Предоставляем возможность увидеть и услышать из первых уст рассказ о понтийской лире – душе черноморских греков…

Фото и видео: Василий Ченкелидис

 

Вторая часть

Георгий Илиадис всегда задавался вопросом о внешнем виде понтийской лиры. Невольно сравнивая лиру со скрипкой, которая имеет совершенные формы и технологии, покрыта благородным лаком, окрашена в яркий цвет, он задумывался о новых технологиях относительно понтийского музыкального инструмента.

После переезда в Афины Георгий занялся подробными исследованиями в области изготовления как традиционного инструмента греков Понта, так и скрипки. Библиография, касающаяся понтийской лиры, практически отсутствовала. Но, богатыми были описания общеевропейского музыкального инструмента.

«Когда я начал изучать историю и технологии изготовления скрипки, мне стало понятно, что она происходит от нашей понтийской лиры… По крайне мере от двух византийских лир», – отметил Георгий Илиадис.

Третья часть 

Георгий Илиадис, известный исследователь и изготовитель понтийской лиры, продолжает свой рассказ о развитии традиционного древнего музыкального инструмента греков Понта. Прослеживая историю лиры византийского периода, исследователь связывает ее появление в Западной Европе с последующим происхождением европейской скрипки.

«Нам, понтийцам, в наследство достался инструмент, который и в научных кругах называется понтийской лирой. Она изобретена и сохранена по сей день греками Черного моря. У понтийцев, которые являются только частью греческого этноса, есть свой скрипичный смычковый музыкальный инструмент», – отмечает Георгий Илиадис. 

Согласно исследованиям Георгия Илиадиса, понтийская лира не подвергалась общему внешнему изменению на протяжении более тысячи лет. Лира заняла основное место среди музыкальных инструментов понтийских греков и стала их душой.

Георгий Илиадис дает ответ и на вопрос, почему лира имеет именно такую форму многие века. Понтийские греки были акритами – пограничниками греческого мира. Удобная утонченная форма лиры позволяла легко переносить этот инструмент, даже скрыв его в одежде.


Три лиры из мастерской Г. Илиадиса
(Фото: Василий Ченкелидис)

Существуют три вида понтийских лир:

  1. Большая лира низкой настройки.
  2. Средняя лира средней настройки.
  3. Маленькая лира высокой настройки.

Георгий Илиадис отмечает сложности, появившиеся у понтийских греков в Османский период. Развивать свой традиционный инструмент у них не было возможности. В свою очередь западные европейцы, благодаря эпохе возрождения, усовершенствовали этот скрипичный инструмент, превратив его в изящную скрипку.

Георгий Илиадис работает над чертежами для усовершенствования разных видов понтийской лиры и надеется на то, что исполнится его мечта услышать музыку в исполнении квартета понтийских лир.

Четвертая часть

Георгий Илиадис, известный исследователь и изготовитель понтийской лиры, после трех лекций о развитии традиционного древнего музыкального инструмента греков Понта, продолжает свой рассказ. Прослеживая историю лиры византийского периода, исследователь связывает ее появление в Западной Европе с последующим происхождением европейской скрипки.

Георгий Илиадис: о понтийской лире – душе черноморских греков (4 часть: видео)

У Георгия Илиадиса в самом начале работы над своим проектом профессионального изготовления понтийской лиры было желание улучшить внешний вид этого древнего музыкального инструмента. Одним из примененных им приемов касался декоративного оформления внешнего вида с помощью резьбы по дереву. Позже он понял, что этого недостаточно.

«Когда я начал работать над улучшением качества звука и тембра лиры, тогда началось серьезное исследование. Очень сильно мне помогла библиография об изготовлении скрипки. Начался новый процесс модернизации согласно уже непросто каких-то догадок или народных изобретений», – говорит Георгий Илиадис в продолжении рассказа.

Часть декора понтийской лиры Георгия Илиадиса
(фото: Василий Ченкелидис)

Исследователь Георгий Илиадис, объясняет в своей видео-лекции какие породы древесины традиционно используются при изготовлении понтийской лиры и какие – лучше использовать при профессиональном подходе к этому сложному процессу.

Предоставляем возможность увидеть и услышать из первых уст рассказ о понтийской лире – душе черноморских греков…

 

Автор: историк Василий Ченкелидис


Биография

Илиадис Георгиос Харалампиевич

Родился 22 июня 1954 года в пос. Иноземцево Ставропольского края, в семье рабочих, греков – беженцев из Турции, переехавших в СССР в 1918 году.
В 1971 году окончил среднюю школу №5 в пос. Иноземцево, Ставропольского края.
В 1971 году поступил в Карачаево-Черкесский педогогический институт (Художественно-графический факультет), который окончил с отличием в 1976 году.
По окончании института работал преподавателем изобразительного искусства в Минераловодском педогогическом училище.
В 1977-1978 г.г. – служил в рядах С.А.
В 1978-1979 г.г. – работал старшим научным сотрудником в НИС Карачаево-Черкесского государственного пединститута.
В 1979 году переехал в Москву, где работал в системе народного образования и учился заочно в аспирантуре.
В 1982-1986 г.г. – работал в отделе печати и культуры Посольства Греции в Москве, где занимался анализом советской прессы и организацией культурных выставок, греческих в СССР и советских в Греции.

При активном участии Илиади  были осуществлены следующие международные выставки:

  • 1984 г. – Выставка Греческой афиши в Москве.
  • 1985 г. – Выставка Греческой филателии в Москве.
  • 1986 г. – Выставка фотографий «Чехов на греческой сцене» г. Москва.
  • 1986 г. – Выставка «Маяковский» г. Афины.
  • 1987 г. – Выставка советских художников в Дельфах.

В 1985 году женится на Ставриду Фотини, служащей МИД Греции.
В 1986 году – переезжает в Грецию на постоянное место жительства, но возвращается в Москву, где работает корреспондентом греческого журнала «Аподимос», в котором публикует серию статей о жизни греческой диаспоры в
Советском Союзе, а также продолжает заниматься организацией выставок.

  • 1988 г. – Выставка советских художников на острове Сирос.
  • 1988 г. – Выставка советских художников на острове Родос.

В 1988 году пишет сценарий документального фильма «Встреча двух цивилизаций. Эллинизм на востоке», и организовывает греко–советскую постановку документального фильма, в которой принимает участие Греческое государственное телевидение и киностудия «Центрнаучфильм». Фильм неоднократно транслировался по TV в Греции и СССР.
В 1991 году переезжает в Грецию на постоянное место жительства.
В 1991-1993 г.г. – работает советником в Министерстве культуры Греции.
В 1992 году – организовывает гастроли хора Русской Патриархии в Афинах.
С 1993 года – занимается изобразительным искусством (Масло, Мозаика, Эмаль, Фреска), и участвует в ряде выставок в Греции. Параллельно выполняет ряд монументальных заказов, таких как:

  • 1994 г. Оформление церкви «Животворного источника в г. Ксанти. Греция. Росписи и иконы.
  • 1995 год. Оформление холла фирмы «Диакентрос». Мозаичное панно. Афины.
  • 1997 год. Оформление церкви Cв. Георгия в г. Ессентуки (Росписи и Иконы).
  • 1998 год. Выполняет мозаичную икону в Монастыре Cв.Дионисиа на Афоне

С 2000 года по настоящее время работа над проектом Понтийская лира.
2008 год – председатель 1-го Всемирного конкурса Мастеров понтийской лиры.
2011 год – председатель 2-го Всемирного конкурса Мастеров понтийской лиры.
2013 год – председатель 1-го научного съезда «Понтийская лира в 21 веке».
Также Илиадис Г.Х. является членом Центра понтийских исследований. Почетным членом союза понтийцев Аргируполи и представителем международного союза греческих общественных объединений стран СНГ «ПОНТОС» в Греции.
Илиадис Г.Х. имеет двух дочерей:
Илиади Лукерия 1989 г. рождения
Илиади Димитра 1991г. рождения

Источник: http://www.hecucenter.ru

2018-05-31T23:26:13+00:00