Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
10 апреля 2019

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья XV: “Криптохристиане Понта: сила духа непокоренного народа”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Вторая лекция «Понтийские греки: от Византии до Трапезундской империи» состоялась 15 февраля 2019 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/chenkelidi_video_25feb/

Все статьи, предшествующие лекциям, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на третью лекцию курса, которая состоится 30 мая 2019 года в Московском доме национальностей.


Статья XV: “Криптохристиане Понта: сила духа непокоренного народа”

Черноморское побережье Малой Азии славилось своими природными богатствами. С древности в этом горном регионе были известны богатые залежи драгоценных металлов, но не менее известными были и местные мастера, знавшие толк в их добыче и обработке. К их услугам обращались как цари Понта и императоры Византии и Трапезунда, так и завоеватели, стремившиеся во все времена покорить греков этого значимого во всех отношениях региона. Обратились к услугам понтийских металлургов и султаны Османской империи. Серебро из Понта стало поступать в Константинополь в первые годы после падения Трапезундской империи. Населению, занятому в сфере добычи серебра были даны особые привилегии. Основной центр добычи этого драгоценного металла, находившийся вдали от побережья и от взоров османской знати назывался Серебряным городом «Аргируполис» (по-турецки Гюмюшхане). Центрами добычи драгоценных металлов стали и другие регионы Понтийских гор.

Металлурги местности Кромни в Понте

 

В горные регионы, где практически без вмешательства османской власти поддерживалась греческая культура, стали стекаться греки из соседних городов и сел. Сохранение этнической идентичности и прибыльная работа собрали в горах Понта большое количество христиан. Относительно свободная жизнь подневольных греков продлилась недолго и не повсеместно. Регион Понта был разделен на земельные владения – тимары, правители которых вершили судьбы людей на огромных просторах Османской империи. Если местный османский «властелин» был терпимым и уважительным по отношению к местному населению, то хорошей и спокойной была их жизнь. Но стоило появиться в регионе ревностному мусульманину и тирану, как жизнь местного населения превращалась в ад.

Терпимость к населению иного вероисповедания, объявленная султаном Мехмедом ΙΙ продлилась недолго. Христианам надо было принимать решение, либо влачить жалкое существование, либо принять Ислам и правила жизни поработителей. Греки многих горных селений дали свой ответ на вопрос, приведший к данной дилемме. Они стали мусульманами, сохраняя скрытно все христианские обряды. Их священники днем были муллами в мечети, а днем попами в тайных церквях, укрытых в подвалах и в труднодоступных горных и лесных районах. Они не только крестили детей и венчались, но и отпевали мертвых, даже если их не удавалось похоронить по всем правилам христианских канонов.

Для христиан отказ от своей веры и переход в другую, считается грехом, но кто мог осудить простой народ, поставленный историей в тяжелые рамки существования. Были и районы, в которых христианское население приняло Ислам вместе с митрополитами и священнослужителями, отказавшись полностью от своих многовековых традиций. Такими были регионы с центрами в городах Тонья и Офи. Основным периодом насильственной и добровольной исламизации стал XVII век.

Криптохристиане находились в постоянной опасности. Каноны Ислама призывают к терпимому отношению к христианам и евреям, но категорически запрещают переход из своей веры в другую. Отступникам грозит смерть. Предостережения о возможном разглашении тайны коснулись и внутреннего правопорядка в общинах скрытых христиан. Дочери в семьях криптохристиан выдавались замуж в возрасте 12-14 лет. Избегались браки с настоящими мусульманами, даже если с ними поддерживались тесные отношения. Девочек в мусульманские семьи не отдавали, прикрываясь самыми премудрыми поводами и причинами. Когда же в семью попадала мусульманка, ее в первый период не допускали в общий круг. Молодую невестку готовили самыми разными ухищрениями к принятию христианской веры.

Традиционный костюм греков Понта. Комитет Понтийских Исследований. Афины

Крещенные мусульманки не выдавали своих мужей и их родственников в некоторых случаях из-за страха столкновения между семьями, но чаще из соображений собственной безопасности. Хотя были и случаи предательства. Жители горного понтийского селения Кромни рассказывали в своих воспоминаниях о случае, когда криптохристианин Азиз сын Муртезе-эфенди женился на мусульманке из селения Келеверик (город Испир). Девушка приняла крещение в монастыре Панагия Сумела и получила имя София.

Монастырь Панагия Сумела

 

Однажды, посетив своих родителей, она созналась им во всем, что происходило в доме ее мужа. Дело дошло до суда в Аргируполисе. Азизу, как и его близким людям, грозила смерть за вероотступничество, но помогло вмешательство армянки -криптохристианки. Армянка стала доказывать, что Азиз-ага заставил ее перейти в Ислам и обвинила его в жестокости по отношению к христианам. Судьи не поверили в то, что Азиз мог стать вероотступником, и он был спасен.

Фронтистирио города Аргируполис. Начало ХХ века

Скрытые христиане старались помогать своим братьям по вере, пользуясь привилегиями мусульманина. Известны случаи, когда открытые христиане были знакомы – со скрытыми, но не выдавали их. В то время религиозность людей была глубокой, и предательство своих единоверцев было делом недопустимым.

Известна история, когда мулла-криптохристиан, пользуясь своим авторитетом как перед христианами, так и перед мусульманами, примирял их ссылаясь в одном случае на Библию, в другом случае – на Коран. Дети в семьях христиан получали два имени, христианское и мусульманское.

Криптохристиане продолжали жить, скрытно сохраняя свою христианскую веру, вплоть до середины XIX века. Османская власть в рамках реформ «Танзимат» в 1856 году объявила о свободе вероисповедания. Многие скрытые христиане открылись властям и своим землякам, подвергнув себя презрению со стороны мусульман. Их жизни стала угрожать опасность. Но греки-криптохристиане не могли больше жить в страхе. Они стали строить церкви и открыто проводить богослужения. Относительная свобода продлилась недолго. В начале ХХ века начался открытый геноцид против христиан Османской империи. Первыми уничтожению подверглись бывшие мусульмане, как отступники от Ислама. Ни рядовые мусульмане, ни османские власти не могли поверить в то, что люди могли скрытно сохранять веру своих отцов несколько столетий. И это, в целом, не имело уже никакого значения. Все христиане были либо изгнаны со своих исконных отеческих земель, либо уничтожены в период с 1916 по 1923 гг. Криптохристиане, не поверившие османским властям в 1856 году, по сей день крестят своих детей и живут в Понте, называя себя двумя именами и надеясь на настоящую свободу вероисповедания, когда бы это не произошло.

Василий Ченкелиди, историк

 

Литература для чтения:

  1. Γεώργιος Ανδρεάδης, Οι Κλωστοί, Εκδόσεις Γόρδιος, 1993
  2. Ιστορία της Κρώμνης, Α.Ι. Παρχαρίδη, Τραπεζούς, 1911
  3. Γεώργιος Ανδρεάδης, Από το Μύθο στην Έξοδο, Ο Ελληνισμός της Μαύρης Θάλασσας, Εκδοτικός Οίκος Αδελφών Κυριακίδη Α.Ε., Θεσσαλονίκη, 1994
  4. Χρήστος Σαμουηλίδης, Ιστορία του Ποντιακού Ελληνισμού, Αλκύων, Αθήνα, 1985
  5. Константинос Фотиадис, Геноцид Греков Понта, Издательство М.&К. Стамулис, Салоники, 2015

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2019-04-10T13:16:45+03:00