Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья XVI: “Греки Понта: уровень образования в период османского владычества”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Вторая лекция «Понтийские греки: от Византии до Трапезундской империи» состоялась 15 февраля 2019 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/chenkelidi_video_25feb/

Все статьи, предшествующие лекциям, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на третью лекцию курса, которая состоится 30 мая 2019 года в Московском доме национальностей.


Статья XVI: “Греки Понта: уровень образования в период османского владычества”

Греки Понта сумели сохранить высокий образовательный уровень в период османского владычества, несмотря на неблагоприятные условия, преобладавшие после кровавого столкновения с поработителями. Вторая половина XV века стала временем последнего отчаянного сопротивления и заживления ран от долгого периода противостояния с варварами. Урон, нанесенный Греческому миру, был настолько катастрофическим, что весь XVI век был отмечен, как период с острой нехваткой ученых и преподавателей.

Карта Понта Эвксинского (Abraham Ortelius, XVII век)

В своем труде «Биографии», изданном в Афинах в 1897 году, историк Эпаминондас Кириакидис отметил, что «XVI век, был особенно беден плодами». Образованное население захваченной турками-османами Византии массово переселилось в Западную Европу, ускорив там процессы связанные с Возрождением. Значительная часть понтийской интеллигенции, остававшейся на родине, была переселена султаном Мехмедом ΙΙ в Константинополь.

Греки из европейских регионов (Балканского полуострова, островов Эгейского Архипелага, Ионических островов) выезжали для получения образования в высшие учебные заведения Европы, где преподавали их земляки. Понтийские греки, находившиеся в Азии, не всегда находили способ образовывать своих детей вдали от родины. Такое положение имело место вплоть до середины XVII века. Образовательными центрами Понта на протяжении практически 200 лет были три основных монастыря (Святого Иоанна, Панагия Сумела и Святого Георгия).

Патриаршая Академия в Константинополе

В первой половине XVII века одним из центров греческой образованности стал регион Придунайских княжеств. Учебные заведения региона, где сосредотачивалось многочисленное греческое население, отдавали предпочтение преподавателям из Понта. В середине того же века архиепископом в регионе Молдавии стал Парфениос, выходец из понтийского региона Галиена. Известным на весь регион было греческое учебное заведение в городе Яссы, которое в тот же период возглавили Николаос Керамеас и Феодорос Трапезундский. На территории Придунайских княжеств преподавали известные ученые: Германос Нисский, Неофитос Пателарос, Иеремиас Какавелас и братья Лихуды (перед тем как отправиться в Россию).

Известным на весь Греческий мир ученым и преподавателем был грек из Понта Севастос Киминитис (Киминитский). Он был уроженцем понтийского селения Кимина. Севастос Киминитис преподавал в Патриаршей академии в Константинополе с 1671 по 1681 год, в Трапезунде – с 1681 по 1689 год, и в Валахии – с 1689 по 1714 год.

Севастос Киминитис

Он стоял у истоков становления организованной системы образования на территории Понта. В 1682 году Севастос Киминитис открыл в Трапезунде свою школу, которая позже будет известна под названием ФРОНТИСТИРИО и станет символом образованности понтийских греков.

В 1723 году была открыта школа в городе Аргируполи (Гюмушханэ). Открытие школы стало заслугой Митрополита Халдийского Игнатия Скриваса (1717-1734).

Встречая большие трудности, понтийская интеллигенция пыталась поднять уровень образованности своих соотечественников. Большую роль в этом сыграл Илиас Кондилис. В 1778 году он преподавал в Трапезундском Фронтистирио, а в 1785 году в результате гонений со стороны местного турецкого дерембея (правителя) эмигрировал в Россию в город Херсон. Там он открыл школу, где преподавал семь лет. Илиас Кондилис умер в 1820 году во время посещения монастыря Святого Георгия в Понте.

Здание Фронтистирио, начало ХХ века

В течение XVII и XVIII веков была заложена основа для духовного подъема греческого населения Османской империи. К XIX веку греки Понта, как и весь эллинизм в целом, достигли очередного апогея в образованности. С начала XIX века за образованием и работой учебных заведений в селах Понта следил «Комитет по внешним школам», переименованный вскоре в «Образовательное общество Ксенофон».

Основной период развития греческой образованности связан с периодом реформ «Танзимат» (1839, 1856) в Османской империи. Греки, как и другие немусульманские народы, получили больше прав как религиозных, так и гражданских. Фактически, весь период, с начала образования Османской империи, они являлись основой для экономического и духовного развития государства, ставившего своей целью только покорение новых земель. Усиливались позиции греков, усиливались и антагонизмы, исходящие из сосуществования в одном государстве «старых» и «новых» хозяев империи. То есть – греков и турок.

XIX век стал определяющим для развития греческой образованности. В Трапезунде были открыты Торговая и Педагогическая школы. Профессиональная школа была открыта при женском обществе «Забота Понтийских Госпож». Параллельно развивалось образование и в местах компактного расселения понтийцев в России. Так в Карской области в конце XIX начале XX вв. греческая молодежь занимала первое место по участию в образовательном процессе. Благодаря столь бурному развитию обучения на греческом языке грекоязычной стала большая часть тюркоязычных греков области Пафра.

Гравюра “Трапезунд в XVIII веке”

В повышении уровня образованности, открытии новых школ и поддержке «Фронтистирио» особой была роль семей греческих банкиров Понта: Г.Капаянниди, А.Феофилакту, А.Леонтиди и братьев Фостиропуло.

Выпускники высшего учебного заведения Трапезунда «Фронтистирио» продолжали преподавать в Греции и в греческих школах за рубежом и после геноцида и вынужденного Исхода понтийских греков со своей родины Понта в 1923 году. Они несли знания, полученные на понтийской земле, в регионы компактного проживания своих земляков от Понта Эвксинского (Причерноморья), до дальних стран на разных континентах, где были вынуждены поселиться греки. Особую роль понтийские преподаватели сыграли в развитии образовательной системы Греции и греческой системы образования в СССР (1922–1938 гг.).

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

 

Литература для чтения:

1. Άρτεμις Ξανθοπούλου-Κυριακού, Ευριπίδης Γεωργιανόπουλος, Κυριάκος Χατζηκυριακίδης, Οι Έλληνες του Πόντου και η Οθωμανική αυτοκρατορία, Αρχείων Πόντου, Επιτροπή Ποντιακών Μελετών, Αθήνα, 2015

2. Χρύσανθος, μητροπολίτης Τραπεζούντος, Η εκκλησία Τραπεζούντος, Αοήνα, 1933

3. Αγτζίδης Βλάσης, Ποντιακός ελληνισμός. Από τη γενοκτονία και το σταλινισμό στην περεστρόικα, Θεσσαλονίκη, 1995

4. Χρήστος Σαμουηλίδης, Ιστορία του Ποντιακού Ελληνισμού, Αλκύων, Αθήνα, 1985

5. Константинос Фотиадис, Геноцид Греков Понта, Издательство М.&К. Стамулис, Салоники, 2015


Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»

2019-05-03T17:46:04+03:00