Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья VIII: “Три великих понтийца Византии”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций.

Лектор – историк из Греции Василий Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Три великих понтийца Византии: попытка спасти империю или предательство…?

Немногие современные люди осознают уровень развития, на котором находилась Византия, греческое государство Средневековья, просуществовашее с IV по XV века после Рождества Христова. Византия (Восточная Римская империя) повлияла на становление человеческой цивилизации современности. Ее ученые, политики и религиозные лидеры смогли, используя достижения греческой и римской культур в древний период, создать условия для существования более 1000 лет небывалой по своим духовным масштабам супердержавы.

Особую роль в становлении и развитии Византии сыграли понтийские греки. Некоторым из них было суждено сыграть важную роль в период ее заката. Их имена стали частью мировой истории.  По сей день признается важная роль в стремлении спасти Греческий мир Средневековья таких личностей XV века как Виссарион, Георгий Трапезудский и Георгий Амирутзис. Их политический выбор либо осужден, либо подвергнут сомнению православными потомками, но никто не может отрицать их образованность и вклад в развитие науки и организации общества.

Виссарион, картина 1476 года

Виссарион, выходец из Трапезунда, был сторонником объединения Православной и Католической церквей, разделившихся в 1054 году. Он был известным на Западе и Востоке богословом, философом, историком и астрономом. Его книги хранятся в библиотеках Венеции, Мюнхена и на Святом Афоне. Он создал в Риме первую академию (университет) в Западной Европе. В ней преподавались метематика, астрономия и классическая филология. Оттуда, базируясь на изучении греческих и латинских текстов, начали свою деятельность первые гуманисты и деятели эпохи возрождения. Виссариону удалось собрать самую большую библиотеку с произведениями древнегреческих авторов. В 1468 году он подарил собранные книги городу Венеция.

Виссарион пережил два трагических события – падение Константинополя в 1453 году и захват турками родного города Трапезунда в 1461 году. Он родился на понтийской земле в 1400 году и, повзрослев, поступил в Константинопольский университет.

Мистрас, Пелопоннес

Позже Виссарион учился в городе Мистрас на Пелопоннесе в школе философа Плифона, восхищавшегося Древней Грецией и уважавшего православные традиции Византии.  Учение Георгия Гемиста Плифона  развило в молодом греке из Понта любовь к философии Платона. По мнению Виссариона Платон, как философ, занимал более значимое место чем Аристотель.

Правители Мистраса Теодорос и Константин Палеологи восхищались мудростью суждений и советами понтийского ученого и священника, но применить их на практике не решились.

В 1437 году Виссарион стал митрополитом Никеи и отправился вместе с императором Иоанном Палеологом, Вселенским  патриархом, Георгием Трапезундским, Плифоном и Георгием Амирутзисом в Италию. На Феррарском и Флорентийском соборах он поддержал объединение церквей и отметил усилившуюся опасность со строны турок. Видя, что объединение не реально, и, что турки угрожают суверинитету его родины, Виссарион отправился в Рим, где был принят Папой Римским и стал кардиналом Католической церкви.  

Виссарион, Гравюра 1750 г., Лейпциг

 Виссарион  умер в Равенне в 1472 году, совершив несколько попыток собрать крестовый поход против турок. Он стал одним из инициаторов брака племянницы последнего императора Византии Константина XI Палеолога Зои (Софии) Палеолог с Великим князем Московским Иоанном III.

Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»

Еще одним известным на весь мир понтийцем и участником переговоров с Папой Римским  вместе с Виссарионом был Георгий Трапезундский, родившийся в 1396 году в Хандака на острове Крит в семье выходцев из понтийского  Трапезунда. Он учился в Италии и преподавал греческий язык в Венеции. При Папе Евгении IV он был назначен его секретарем.  С Виссарионом у него были хорошие отношения, но позже осложнились из-за расхождений в философских взглядах.  Георгий Трапезундский восхищался учением Аристотеля, подвергающимся сомнению со стороны христиан.  Георгий Трапезундский умер в Риме в 1486 году.

Георгий Трапезундский

Известным понтийцем был и Георгий Амирутзис родившийся в начале XV века в Трапезунде. После обучения в родном городе и позже в Константинополе он стал врачом.  Основными направлениями его научной деятельности были теология, философия и математика. Георгий Амирутзис был одним из доверенных лиц византийского императора (до падения Константинополя в 1453 году) и премьер-министром при дворе последнего императора Трапезундской империи Давида Комнина (до падения Трапезунда в 1461 году). Его двоюродный брат, принявший ислам, стал командующим войсками султана Мехмеда II и получил имя Махмуд-паша. Георгий Амирутзис убедил Давида пойти на мир с турками и сдать Трапезунд. Позже при дворе султана, приняв ислам, он и его сыновья станут одними из вельмож Османской империи. Сам же Давид Комнин, сохранив преданность Православной вере, принял мученическую смерть.  

Предполагаемый портрет Георгия Гемиста Плифона работы Кристофано дель Альтиссимо, 1570-е годы

Виссарион, Гергий Трапезундский и Георгий Амирутзис, были известными учеными своей эпохи и людьми с активной позицией. Они не смогли помочь Византии выйти из кризиса, а их достижениями в науке воспользовались правители других государств. Их путь к спасению Византии подвергается сомнению потомками, поднявшими восстание в 1821 году за создание православного греческого государства современности. Они, будучи одними из самых образованных людей своей эпохи,  понимали, что происходит с Греческим миром, ставшим заложником восточных и западных властелинов. О них помнит человечество за их знания и активную личную позицию в один из самых переломных моментов в истории.

 

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

 

Литература для чтения

  • Алексеев Ю. Г. Иван Великий: Первый «Государь всея Руси». — М.: Эксмо, Яуза, 2017. — 320 с. — (Тайны Древней Руси).
  • Виссарион Никейский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ν. Β. Τωμαδάκης, «Γεωργίου του Αμιρουτζή προς τον βασιλέα Ιωάννην τον Παλαιολόγον απορρήσαντα»
  • Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος ,Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985,Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη,σελ.37,41
  • Χρήστος Σαμουηλίδης «Ιστορία Ποντιακού Ελληνισμού», Αθήνα, 1985

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».

2018-11-13T17:54:27+00:00