Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья VIII: “Три великих понтийца Византии”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций.

Лектор – историк из Греции Василий Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Три великих понтийца Византии: попытка спасти империю или предательство…?

Немногие современные люди осознают уровень развития, на котором находилась Византия, греческое государство Средневековья, просуществовашее с IV по XV века после Рождества Христова. Византия (Восточная Римская империя) повлияла на становление человеческой цивилизации современности. Ее ученые, политики и религиозные лидеры смогли, используя достижения греческой и римской культур в древний период, создать условия для существования более 1000 лет небывалой по своим духовным масштабам супердержавы.

Особую роль в становлении и развитии Византии сыграли понтийские греки. Некоторым из них было суждено сыграть важную роль в период ее заката. Их имена стали частью мировой истории.  По сей день признается важная роль в стремлении спасти Греческий мир Средневековья таких личностей XV века как Виссарион, Георгий Трапезудский и Георгий Амирутзис. Их политический выбор либо осужден, либо подвергнут сомнению православными потомками, но никто не может отрицать их образованность и вклад в развитие науки и организации общества.

Виссарион, картина 1476 года

Виссарион, выходец из Трапезунда, был сторонником объединения Православной и Католической церквей, разделившихся в 1054 году. Он был известным на Западе и Востоке богословом, философом, историком и астрономом. Его книги хранятся в библиотеках Венеции, Мюнхена и на Святом Афоне. Он создал в Риме первую академию (университет) в Западной Европе. В ней преподавались метематика, астрономия и классическая филология. Оттуда, базируясь на изучении греческих и латинских текстов, начали свою деятельность первые гуманисты и деятели эпохи возрождения. Виссариону удалось собрать самую большую библиотеку с произведениями древнегреческих авторов. В 1468 году он подарил собранные книги городу Венеция.

Виссарион пережил два трагических события – падение Константинополя в 1453 году и захват турками родного города Трапезунда в 1461 году. Он родился на понтийской земле в 1400 году и, повзрослев, поступил в Константинопольский университет.

Мистрас, Пелопоннес

Позже Виссарион учился в городе Мистрас на Пелопоннесе в школе философа Плифона, восхищавшегося Древней Грецией и уважавшего православные традиции Византии.  Учение Георгия Гемиста Плифона  развило в молодом греке из Понта любовь к философии Платона. По мнению Виссариона Платон, как философ, занимал более значимое место чем Аристотель.

Правители Мистраса Теодорос и Константин Палеологи восхищались мудростью суждений и советами понтийского ученого и священника, но применить их на практике не решились.

В 1437 году Виссарион стал митрополитом Никеи и отправился вместе с императором Иоанном Палеологом, Вселенским  патриархом, Георгием Трапезундским, Плифоном и Георгием Амирутзисом в Италию. На Феррарском и Флорентийском соборах он поддержал объединение церквей и отметил усилившуюся опасность со строны турок. Видя, что объединение не реально, и, что турки угрожают суверинитету его родины, Виссарион отправился в Рим, где был принят Папой Римским и стал кардиналом Католической церкви.  

Виссарион, Гравюра 1750 г., Лейпциг

 Виссарион  умер в Равенне в 1472 году, совершив несколько попыток собрать крестовый поход против турок. Он стал одним из инициаторов брака племянницы последнего императора Византии Константина XI Палеолога Зои (Софии) Палеолог с Великим князем Московским Иоанном III.

Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»

Еще одним известным на весь мир понтийцем и участником переговоров с Папой Римским  вместе с Виссарионом был Георгий Трапезундский, родившийся в 1396 году в Хандака на острове Крит в семье выходцев из понтийского  Трапезунда. Он учился в Италии и преподавал греческий язык в Венеции. При Папе Евгении IV он был назначен его секретарем.  С Виссарионом у него были хорошие отношения, но позже осложнились из-за расхождений в философских взглядах.  Георгий Трапезундский восхищался учением Аристотеля, подвергающимся сомнению со стороны христиан.  Георгий Трапезундский умер в Риме в 1486 году.

Георгий Трапезундский

Известным понтийцем был и Георгий Амирутзис родившийся в начале XV века в Трапезунде. После обучения в родном городе и позже в Константинополе он стал врачом.  Основными направлениями его научной деятельности были теология, философия и математика. Георгий Амирутзис был одним из доверенных лиц византийского императора (до падения Константинополя в 1453 году) и премьер-министром при дворе последнего императора Трапезундской империи Давида Комнина (до падения Трапезунда в 1461 году). Его двоюродный брат, принявший ислам, стал командующим войсками султана Мехмеда II и получил имя Махмуд-паша. Георгий Амирутзис убедил Давида пойти на мир с турками и сдать Трапезунд. Позже при дворе султана, приняв ислам, он и его сыновья станут одними из вельмож Османской империи. Сам же Давид Комнин, сохранив преданность Православной вере, принял мученическую смерть.  

Предполагаемый портрет Георгия Гемиста Плифона работы Кристофано дель Альтиссимо, 1570-е годы

Виссарион, Гергий Трапезундский и Георгий Амирутзис, были известными учеными своей эпохи и людьми с активной позицией. Они не смогли помочь Византии выйти из кризиса, а их достижениями в науке воспользовались правители других государств. Их путь к спасению Византии подвергается сомнению потомками, поднявшими восстание в 1821 году за создание православного греческого государства современности. Они, будучи одними из самых образованных людей своей эпохи,  понимали, что происходит с Греческим миром, ставшим заложником восточных и западных властелинов. О них помнит человечество за их знания и активную личную позицию в один из самых переломных моментов в истории.

 

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

 

Литература для чтения

  • Алексеев Ю. Г. Иван Великий: Первый «Государь всея Руси». — М.: Эксмо, Яуза, 2017. — 320 с. — (Тайны Древней Руси).
  • Виссарион Никейский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ν. Β. Τωμαδάκης, «Γεωργίου του Αμιρουτζή προς τον βασιλέα Ιωάννην τον Παλαιολόγον απορρήσαντα»
  • Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος ,Νέα Ελληνική Ιστορία 1204—1985,Εκδόσεις Βάνιας ,Θεσσαλονίκη,σελ.37,41
  • Χρήστος Σαμουηλίδης «Ιστορία Ποντιακού Ελληνισμού», Αθήνα, 1985

Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2018-11-13T17:54:27+03:00