Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья IX: “Трапезундская империя – последняя греческая империя Средневековья”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Статья IX: “Трапезундская империя – последняя греческая империя Средневековья”

Трапезундская империя была образована в 1204 году. Ее основателями стали представители одной из византийских императорских династий Алексей и Давид Комнины.

Алексей и Давид были внуками последнего византийского императора из династии Комнинов Андроника I, и детьми князя Мануила, погибших в результате восстания, вспыхнувшего в 1185 году в Византии. Они росли при дворе царицы Иберии (Грузия) Тамары (1184 – 1212).

В апреле 1204 года участники Четвертого крестового похода, нарушив свой первоначальный план, высадились перед стенами Константинополя. Царьград – столица Византии, пал под ударами своих же единоверцев с Запада. Разделение Христианской церкви на Православную (Восточную) и Католическую (Западную), произошедшее в 1054 году, за 150 лет дало свои плоды.

Алексей и Давид, воспользовавшись поддержкой константинопольских архонтов, укрывшихся от крестоносцев в Понте, и понтийской местной знати, заняли Трапезунд и объявили о создании Трапезундской империи. За безопасность наследников византийского престола во время передвижения из Закавказья в Понт несли ответственность солдаты отряда, снаряженного царицей Тамарой.

Трапезундские императоры объявили себя Великими Комнинами и наследниками Византии. Гербом Трапезундской империи стал одноглавый орел, а не – двуглавый, в знак уважения к символам Константинополя.

Правители новой империи вначале назывались «πιστός βασιλεύς και αυτοκράτωρ Ρωμαίων» (Верный император и самодержец Ромеев). Но, через 57 лет, в 1261 году, Константинополь был освобожден от крестоносцев и до 29 мая 1453 года продолжал быть столицей значительно уменьшившейся в границах Византии. Первый импертор в Константинополе после освобождения от крестоносцев Михаил VIII Палеолог (1261 – 1282) призвал Комнинов Трапезунда не использовать символы и названия центральной власти. Новый титул понтийских императоров стал звучать иначе «πιστός βασιλεύς και αυτοκράτωρ Ανατολής, Ιβήρων και Περατείας» (Верный император и самодержец Анатолии (Малая Азия), Иберии и Заморских территорий (Северное Причерноморье)).

Алексей III Комнин и св. Иоанн Креститель, Икона 1375 года (Википедия)

Великие Комнины смогли правильно использовать возможности региона континентального Понта и всего Понта Эвксинского. Они уделяли особенное внимание торговле с Востоком, добыче металлов и сельскому хозяйству. В период их правления поддерживались древние монастыри, строились новые церкви, крепости, дворцы и общественные здания. Апогей развития Понта был связан с периодом правления Алексея III Великого Комнина (1349 –1390). Кафедральным собором Трапезундской империи стал храм Святой Софии в Трапезунде.

Кафедральный собор Трапезундской империи, церковь Святой Софии

Понтийские монастыри в период расцвета Трапезундской империи были центрами развития математики и астрономии. Греки Византии придавали большое значение именно этим наукам, так как считали их вспомогательными для развития теологии и философии. Священники и монахи, как и светские ученые внесли огромный вклад в развитие греческого мира Средневековья. В период расширения зоны влияния турков и вплоть до падения Константинополя многие греческие ученые покинули свою родину и переселились в Европу, в которой во многом благодаря им началась эпоха Возрождения.

Церковь Богородицы Златоглавой (сегодня мечеть), Трапезунд

Город Трапезунд, основанный греками в 756 г. до н. э., в период правления Великих Комнинов продолжал развиваться и притягивать к себе взоры из разных регионов известного в то время мира. Французский историк Joinville в XIV веке называл Трапезунд «Глубокой Грецией» (η βαθιά Ελλάδα). Византийский историк Лаоникос Халкокондилис в XV веке упоминал Трапезундскую империю, как страну с греческой гегемонией в традициях и образе жизни. Османский георграф Эвлия Челеби в XVII веке указал на существование в Трапезунде 30.000 садов и виноградников, записанных в городских описях. Арабские (по другим источникам персидские географы) Масуди и Истахри упоминают Трапезунд, как один из самых больших торговых центров Востока. По их описаниям в Трапезунде проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из других греческих регионов, а также из Ирана, Средней Азии и Кавказа. Трапезунд был одним из западных портов, принимающих караваны из восточных стран, передвигавшихся по легендарному «Шелковому пути». К Трапезунду устремлялись купцы из Германии, Италии и Руси.

церковь Святого Евгения в Трапезунде (kromni.livejournal.com)

Как отмечал понтийский грек, уроженец Трапезунда Виссарион, ставший православным митрополитом в Никее (Малая Азия) и позже католическим кардиналом в Риме (XV век) город Трапезунд был «эргастерием (мастерской) и эмборием (торговым центром) всей Вселенной». Согласно его описанию мастерские и рынок для сбыта, производимой в них продукции, находились в на центральной площади Трапезунда. Эта площадь после 1461 года при турках получила название «Мейдан».

Многие ремесленники в Трапезунде были каменотесами, печниками, плотниками, кузнецами, ювелирами, оружейниками, ткачами и карабелами. Особенно много в городе было сапожников, гончаров, пекарей и поваров. В Трапезунде было также большое количество неквалифицированных рабочих: водоносов, грузчиков, прачек.

Иоанн Евгеник писал, что Трапезунд производил все необходимые для империи товары и не нуждался во ввозе чужеземной продукции. Купцы из разных стран Востока и Запада устремлялись к портам Понта Эвксинского за товаром, произведенным в Понте.

Город Трапезунд, как и другие города Трапезундской империи жил, опережая намного мир Средневековья. Известными понтийскими городами того времени были : Сурмена, Ризунд, Платана, Триполи, Керасунд, Инои, Инеполи, Синоп, Аргируполь, Севастия, Никополь, Феодосиополь, Амис, Неокесария, Токати, Амасия. За пределами материкового Понта большого развития достигли города Тавриды, Тамани и Закавказья.

За всем в Трапезундской империи следил очень развитый аппарат государственного управления, находившийся под контролем императоров. Трапезундская империя была одним из регионов Греческого мира, где царил дух Православной Византии. Светская и духовная власти гармонично сотрудничали между собой во благо своего народа.

Воины Трапезундской империи (tzclan.ucoz.ru)

Великие Комнины почитались народом и как умелые новые правители, и как потомки династии, правившей Византией. Летняя резиденция Великих Комнинов находилась на склоне живописных Понтийских гор, на одной из горных равнин, называемых понтийцами «Пархар». Там императоры проводили большую часть лета и принимали высокопоставленных лиц из других государств. Все происходившее в Трапезундской империи предвещало и новый общегреческий расцвет, но в этот же период в Малой Азии наращивала мощь и крепла Османская империя, поставившая в XIV и XV веках практически весь Греческий мир на колени. Грекам Понта до 1461 года удавалось сдерживать натиск турков в северо-восточной части полуострова Малая Азия и держать под греческим контролем регион практически всего Понта Эвксинского (Черного моря).

Автор статьи и фотографий: историк Василий Ченкелидис

 

Литература для чтения:

1) Μητροπολίτης Χρύσανθος, Η Εκκλησία της Τραπεζούντος, Αθήνα, 1933

2) Χρήστος Σαμουηλίδης, Ιστορία Ποντιακού Ελληνισμού, Αθήνα, 1985

3) Карпов С.П., История Трапезундской империи, СПб.: Алетейя, 2007

4) Особенности развития позневизантийского города эмбория (Трапезунд в XIII – XV вв.), Византийские очерки, Издательство «Наука», 1977


Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2019-01-24T13:15:44+03:00