Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья IX: “Трапезундская империя – последнее греческое государство Средневековья”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Статья IX: “Трапезундская империя – последнее греческое государство Средневековья”

Трапезундская империя была образована в 1204 году. Ее основателями стали представители одной из византийских императорских династий Алексей и Давид Комнины.

Алексей и Давид были внуками последнего византийского императора из династии Комнинов Андроника I, и детьми князя Мануила, погибших в результате восстания, вспыхнувшего в 1185 году в Византии. Они росли при дворе царицы Иберии (Грузия) Тамары (1184 – 1212).

В апреле 1204 года участники Четвертого крестового похода, нарушив свой первоначальный план, высадились перед стенами Константинополя. Царьград – столица Византии, пал под ударами своих же единоверцев с Запада. Разделение Христианской церкви на Православную (Восточную) и Католическую (Западную), произошедшее в 1054 году, за 150 лет дало свои плоды.

Алексей и Давид, воспользовавшись поддержкой константинопольских архонтов, укрывшихся от крестоносцев в Понте, и понтийской местной знати, заняли Трапезунд и объявили о создании Трапезундской империи. За безопасность наследников византийского престола во время передвижения из Закавказья в Понт несли ответственность солдаты отряда, снаряженного царицей Тамарой.

Трапезундские императоры объявили себя Великими Комнинами и наследниками Византии. Гербом Трапезундской империи стал одноглавый орел, а не – двуглавый, в знак уважения к символам Константинополя.

Правители новой империи вначале назывались «πιστός βασιλεύς και αυτοκράτωρ Ρωμαίων» (Верный император и самодержец Ромеев). Но, через 57 лет, в 1261 году, Константинополь был освобожден от крестоносцев и до 29 мая 1453 года продолжал быть столицей значительно уменьшившейся в границах Византии. Первый импертор в Константинополе после освобождения от крестоносцев Михаил VIII Палеолог (1261 – 1282) призвал Комнинов Трапезунда не использовать символы и названия центральной власти. Новый титул понтийских императоров стал звучать иначе «πιστός βασιλεύς και αυτοκράτωρ Ανατολής, Ιβήρων και Περατείας» (Верный император и самодержец Анатолии (Малая Азия), Иберии и Заморских территорий (Северное Причерноморье)).

Алексей III Комнин и св. Иоанн Креститель, Икона 1375 года (Википедия)

Великие Комнины смогли правильно использовать возможности региона континентального Понта и всего Понта Эвксинского. Они уделяли особенное внимание торговле с Востоком, добыче металлов и сельскому хозяйству. В период их правления поддерживались древние монастыри, строились новые церкви, крепости, дворцы и общественные здания. Апогей развития Понта был связан с периодом правления Алексея III Великого Комнина (1349 –1390). Кафедральным собором Трапезундской империи стал храм Святой Софии в Трапезунде.

Кафедральный собор Трапезундской империи, церковь Святой Софии

Понтийские монастыри в период расцвета Трапезундской империи были центрами развития математики и астрономии. Греки Византии придавали большое значение именно этим наукам, так как считали их вспомогательными для развития теологии и философии. Священники и монахи, как и светские ученые внесли огромный вклад в развитие греческого мира Средневековья. В период расширения зоны влияния турков и вплоть до падения Константинополя многие греческие ученые покинули свою родину и переселились в Европу, в которой во многом благодаря им началась эпоха Возрождения.

Церковь Богородицы Златоглавой (сегодня мечеть), Трапезунд

Город Трапезунд, основанный греками в 756 г. до н. э., в период правления Великих Комнинов продолжал развиваться и притягивать к себе взоры из разных регионов известного в то время мира. Французский историк Joinville в XIV веке называл Трапезунд «Глубокой Грецией» (η βαθιά Ελλάδα). Византийский историк Лаоникос Халкокондилис в XV веке упоминал Трапезундскую империю, как страну с греческой гегемонией в традициях и образе жизни. Османский георграф Эвлия Челеби в XVII веке указал на существование в Трапезунде 30.000 садов и виноградников, записанных в городских описях. Арабские (по другим источникам персидские географы) Масуди и Истахри упоминают Трапезунд, как один из самых больших торговых центров Востока. По их описаниям в Трапезунде проводились ярмарки, на которые съезжались купцы из других греческих регионов, а также из Ирана, Средней Азии и Кавказа. Трапезунд был одним из западных портов, принимающих караваны из восточных стран, передвигавшихся по легендарному «Шелковому пути». К Трапезунду устремлялись купцы из Германии, Италии и Руси.

церковь Святого Евгения в Трапезунде (kromni.livejournal.com)

Как отмечал понтийский грек, уроженец Трапезунда Виссарион, ставший православным митрополитом в Никее (Малая Азия) и позже католическим кардиналом в Риме (XV век) город Трапезунд был «эргастерием (мастерской) и эмборием (торговым центром) всей Вселенной». Согласно его описанию мастерские и рынок для сбыта, производимой в них продукции, находились в на центральной площади Трапезунда. Эта площадь после 1461 года при турках получила название «Мейдан».

Многие ремесленники в Трапезунде были каменотесами, печниками, плотниками, кузнецами, ювелирами, оружейниками, ткачами и карабелами. Особенно много в городе было сапожников, гончаров, пекарей и поваров. В Трапезунде было также большое количество неквалифицированных рабочих: водоносов, грузчиков, прачек.

Иоанн Евгеник писал, что Трапезунд производил все необходимые для империи товары и не нуждался во ввозе чужеземной продукции. Купцы из разных стран Востока и Запада устремлялись к портам Понта Эвксинского за товаром, произведенным в Понте.

Город Трапезунд, как и другие города Трапезундской империи жил, опережая намного мир Средневековья. Известными понтийскими городами того времени были : Сурмена, Ризунд, Платана, Триполи, Керасунд, Инои, Инеполи, Синоп, Аргируполь, Севастия, Никополь, Феодосиополь, Амис, Неокесария, Токати, Амасия. За пределами материкового Понта большого развития достигли города Тавриды, Тамани и Закавказья.

За всем в Трапезундской империи следил очень развитый аппарат государственного управления, находившийся под контролем императоров. Трапезундская империя была одним из регионов Греческого мира, где царил дух Православной Византии. Светская и духовная власти гармонично сотрудничали между собой во благо своего народа.

Воины Трапезундской империи (tzclan.ucoz.ru)

Великие Комнины почитались народом и как умелые новые правители, и как потомки династии, правившей Византией. Летняя резиденция Великих Комнинов находилась на склоне живописных Понтийских гор, на одной из горных равнин, называемых понтийцами «Пархар». Там императоры проводили большую часть лета и принимали высокопоставленных лиц из других государств. Все происходившее в Трапезундской империи предвещало и новый общегреческий расцвет, но в этот же период в Малой Азии наращивала мощь и крепла Османская империя, поставившая в XIV и XV веках практически весь Греческий мир на колени. Грекам Понта до 1461 года удавалось сдерживать натиск турков в северо-восточной части полуострова Малая Азия и держать под греческим контролем регион практически всего Понта Эвксинского (Черного моря).

Автор статьи и фотографий: историк Василий Ченкелидис

 

Литература для чтения:

1) Μητροπολίτης Χρύσανθος, Η Εκκλησία της Τραπεζούντος, Αθήνα, 1933

2) Χρήστος Σαμουηλίδης, Ιστορία Ποντιακού Ελληνισμού, Αθήνα, 1985

3) Карпов С.П., История Трапезундской империи, СПб.: Алетейя, 2007

4) Особенности развития позневизантийского города эмбория (Трапезунд в XIII – XV вв.), Византийские очерки, Издательство «Наука», 1977


Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»

2018-12-14T15:33:49+00:00