Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Елена Камбурова

Елена Камбурова – национальное достояние греков России и постсоветского пространства.

«…Надо верить, делать хорошее сегодня, не откладывать поступки на завтрашний день»

Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова удостоена Первой театральной премии России “Хрустальная Турандот” в самой почетной номинации  “За долголетнее и доблестное служение театру”.
Лауреаты премии “Хрустальная Турандот” в основных номинациях станут известны только на церемонии награждения, которая пройдет 18 июня 2015 года  в Московском академическом театре имени Вахтангова и будет уже 24-й по счету. Место для раздачи призов выбрано самое что ни на есть подходящее: именно на эту сцену 28 февраля 1922 года впервые вышли герои сказки Карло Гоцци “Принцесса Турандот” – последнего прижизненного спектакля Евгения Вахтангова. …Первая обладательница “Хрустальной Турандот” – великая русская актриса  народная артистка СССР Юлия Константиновна Борисова – неповторимая исполнительница роли Турандот на сцене Театра имени Вахтангова.

Елена Антоновна Камбурова. Художественный руководитель театра поэзии и песни. Великая актриса. Гречанка. 

Великие аэды авторской песни Булат Окуджава, Александр Дольский, Александр Городницкий, Юлий Ким (и другие) считали и считают ее ровней себе. Ее творчество отличает присущий только ей, ни с чем не спутываемый, стиль –   Поэзии, Философии  Слова.


Елена Антоновна Камбурова. Родилась 11 июля 1940 года в Новокузнецке (в то время – Сталинск Новосибирской области).
В 1966 году окончила эстрадное отделение Государственного училища циркового искусства, а позже – отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа. Е.Камбурова выступала перед студентами, записывала на радио песни Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой.

Исповедальность,  темперамент, романтизм юной певицы сразу привлекли к ней внимание зрительской аудитории. 1960-е годы в Советском Союзе – время необычайного подъема интереса к поэзии Легендарные вечера поэзии в Политехническом музее в Москве – одна из ярких опознавательных черт эпохи послесталинской оттепели. …И именно поэтическая основа песни стали для Елены Камбуровой ключом при поиске репертуара. Музыка была воспринята молодой актрисой, как часть поэтического мира, как средство укрупнения звучащей мысли.
Ее увлекало максимальное сближение слова и звука, одухотворение мелодии.  Вместе с композитором и пианистом Ларисой Крицкой создала свой репертуар – синтез музыки, поэзии и актерской работы – и записала в 1970 году первый сольный диск-гигант
на фирме «Мелодия». Цикл песен Л.Критской на стихи Ю.Левитанского, цикл М.Таривердиева на стихи Э.Хемингуэя («Прощай, оружие», перевод А.Вознесенского), Г.Поженяна («Я такое дерево», «Вот так улетают птицы», «Дельфины» и т.п.), чешского поэта Людвига Ашкенази.

Так постепенно на отечественной эстраде сформировался особый узнаваемый авторский песенный жанр Елены Камбуровой – это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента: авторская сопричастность и импровизация.

«Счастливое сочетание вокала, ума и таланта», –
так охарактеризовал творческий дар Елены Камбуровой великий аэд авторской песни Булат Окуджава. 

 
С середины 1970-х годов она в основном исполняла песенные циклы композитора Владимира Дашкевича, в том числе две сюиты для голоса с оркестром. В 1980-е годы создала авторские программы «Путешествия во времени» (французские и английские баллады). «Ты видишь, я помню» (песни французских шансонье 20-го века),  «Да осенит тишина» (русские народные песни и баллады).

Голос Елены Камбуровой звучит более чем в 100 кинофильмах и мультфильмах. Среди актерских работ певицы роли в фильмах «Монолог», «Театр неизвестного актера», «Мой нежно любимый детектив» и других. С 1992 года Елена Камбурова – художественный руководитель созданного ею Театра музыки и поэзии. «Наш театр сегодня – это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительского зала» – говорит певица. Первый опыт театрального песенного спектакля – «Игра снов» (1993), где Елена Камбурова сыграла роль Пьеро. В 1995 году удостоена звания Народной артистки Российской Федерации. Лауреат Госпремии РФ.

На Западе Елену Камбурову называют «элитарная русская звезда». Достаточно спорная формулировка. Можно ли назвать «элитарностью» те необходимые составляющие, которые вдруг обнаруживает в себе зритель, пришедший на ее театрально-песенные представления: работа души, мыслительного процесса, сопереживание и сотворчество – разве все это не должно быть обыкновенным нормальным состоянием, нормальной планкой для приходящего в храм название которому Театр. Ведь зритель отправляется в театр в поиски добра и надежды, укрепиться душой, свято веруя, что с театральной сцены не должен звучать заборный «срам»…

Елена Камбурова своей жизнью и творчеством доносит до людского сословия эти, казалось бы, простые истины:

«Живите сегодняшним днем. Творите добро сегодня, не откладывайте добрые дела и поступки на завтрашний день». 

Наша соотечественница является внутренне свободным человеком, что еще раз является подтверждением ее греческим корням, не вытравленное у нашего народа  духовными поработителями! Внесистемный человек, у которого и в благословенные “совковые” времена, по которым многие из нас, «сделанные в СССР», все еще наивно ностальгируют, было за душой сказать своим неповторимым тихим голосом нечто то, что приводило в бешенство “партийных” деятелей от Культуры и обкомовских секретарей от Идеологии. Все это подвигало на «бдения», продукция банальной  зависти, у некоторых “заслуженных” коллег, оперативно пишущих “наверх” доносы, в которых она подозревалась и обвинялась ни много, ни мало в антисоветчине, в подрыве основ «самого прогрессивного и справедливого» советского социалистического строя.
…Героиня моего повествования не принадлежит к той обласканной Властью и советско-российским телевидением сытой “комсомольско-патриотической” тусовке, стерилизующей своим “творчеством” последние интеллектуальные клетки, обезумевшего от прелестей сегодняшней жизни обывателя. Она им, этим хамелеонам, не ровня. Тем, кто сегодня проникновенно поет «Песню о Родине», а завтра мчится на корпоративно-олигархическую вечеринку, где эти, наши «комсомольцы», уж поверьте, в полной мере оправдают ожидания  сегодняшних хозяев жизни. Исполнят на высоком “художественном” уровне за «чего изволите» чесом и “День Победы”, “Мурку” и,  для единомышленников «комсомольцев» ведь стараются, “Не расстанусь с комсомолом”. Почему на экране мелькают эти герои глянца и гламура, а Елены Камбуровой там нет? Потому, что неким телевизионным останкинским начальникам за нас россиян известно «чего хочет наш народ».

Такие личности, как Елена Камбурова, не следуют за общим опосредованным серым вкусом, а формируют
у большей части зрительской Ее аудитории мысли: “…Зачем мы пришли в этот Мир”, “…Куда идем”.

«…Я – гречанка!»

…Прошло более 20 лет с того времени, когда наиболее пассионарные, свободные по духу  патриоты греки приняли решение о создании Всесоюзного греческого Объединения и, следом, Московского общества греков. Вторая половина 1989 года. Один из них, наш известный  соотечественник батумец Яннис Кесисов и ввел в этот греческий круг единомышленников московской «Филики Этерии» Елену Камбурову. «Леночка, вы гречанка?», – на этот телефонный вопрос, заданный ей незнакомым голосом, последовал радостный ответ: «Да, безусловно, я гречанка!». Так в течение нескольких месяцев ее греческий круг друзей и знакомых расширился на многие десятки родных для нее лиц соотечественников. …Наш заслуженный соотечественник профессор музыковед Никос Тифтикидис, вспоминая  о Фестивале культуры советских греков, ставшим яркой запоминающейся вехой в истории греческого национально-культурного движения пространства бывшего Советского Союза в 1990 году, из всех исполнителей, выступивших перед многонациональной аудиторией на лучших концертных площадках Москвы и, далее, на океанском лайнере “Леонид Собинов”, отметил именно выступление Елены Камбуровой. “…Что-то ее зажгло …Драматический театр. Все мы были потрясены ее выступлением! Вот это и есть настоящее Искусство!” Примерно та же оценка творчеству Елены Камбуровой мною были услышаны в Алма-Ате от народного артиста Казахстана певца и педагога профессора Лаки Кесоглу.

«С огромным уважением отношусь к творчеству и личности моей соотечественницы Елены Камбуровой» – эти слова мною были услышаны в разное время от руководителя греческого Объединения в Советском Союзе, ученого и общественного деятеля Гавриила Попова, европейской оперной дивы Елены Келесиду, выдающегося русского философа и мыслителя Феохариса Кессиди, известной певицы Ксении Георгиади, одного из лучших российских дирижеров России Теодора Курентзиса, академика художника Альбины Акритас, космонавта Федора Юрчихина, лидера греков Москвы в 1995-2005 гг. профессора Костаса Шотидиса, легендарного археолога Виктора Сарианиди, главного офтальмолога России Христо Тахчиди, астрофизика Леонида Ксанфомалити. Мне не довелось услышать эти слова из уст гениального дирижера и великого грека Одиссея Димитриади, но, ни на йоту в этом не сомневаюсь,  подобные слова были им сказаны о  Елене Камбуровой!

…Одно из многообразия составляющих ее личности – это ее Греческие корни, яркое свидетельство-подтверждение которым нами, поклонниками ее творчества, обнаруживается, когда гречанка Елена Камбурова исполняет песни греческих авторов и композиторов на своих авторских вечерах, а так же на праздничных вечерах московской греческой диаспоры, посвященных великим праздникам Греческой нации: «Дню Национального Возрождения»  («25 марта») и Дню ОХИ («Нет») 28 октября – Сопротивления греков фашистской экспансии.
…Именно на одном из праздничных вечеров дня Независимости Греции московской греческой общины мне суждено было познакомиться
с Еленой Камбуровой и задать ей мои первые журналистские вопросы.

– …Елена Антоновна, расскажите о ваших греческих корнях. 
Вы – гречанка «по записи в паспорте» или, скажем, по духовному содержанию?
– Я родилась в России. Я гречанка и, как вы сказали, «по записи в паспорте» и «по духовному содержанию».
Все мои предки по линии мамы и папы проживали в греческих поселениях под Мариуполем. Все это очень дорого мне. Память о моих предках.

– Мы, ваши соотечественники, с огромным уважением относимся к вашему творчеству. На сегодняшнем греческом вечере вами были исполнены песни на русском, французском, испанском, идише и на нашем родном греческом. Есть ли в ваших творческих планах идея записать диск на греческом, создать греческое театрально-песенное представление?  

 – Желание расширять греческий песенный репертуар у меня, безусловно, есть, как и сделать все то, о чем вы только что сказали в форме адресованного мне вопроса.

– Что Вам дают эти, увы, редкие встречи с нашими соотечественниками?
– Поверьте, они мне необходимы не менее, чем всем вместе взятым нашим соотечественникам, собравшимся  в зале в этот святой для каждого грека день Национальной Независимости Греции. Всегда откликаюсь на приглашения московских греков, которые доносит до меня Надежда Кузнецова. …Главное – чтобы в эти «греческие дни» я была в Москве.

Вопросы нашей соотечественницы, заданные автором этих строк после премьеры «Антигоны» древнегреческого трагика Софокла
в Театре Музыки и Поэзии п/ р Елены Камбуровой. Режиссер  – Олег Кудряшов. Большая Пироговская, 53/55.

– Помимо главной роли в спектакле фиванской царевны Антигоны – старшей дочери Эдипа, Вы исполняете все главные роли трагедии, что, это чувствуется, требует от вас неимоверных энергетических затрат. Спектакль-дуэт. Два актера: гречанка Елена Камбурова и египтянин Мохаммед Абдель Фаттах…
–  Энергетические и душевные затраты, согласна с вами, неимоверные. …Главные вопросы, которые ставятся и на которые дается ответ данной трагедией Софокла –  это верность человека нравственным принципам. «…Я рождена любить, не ненавидеть».

– Хор поет: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего!»
– Человек – это главный Творец и, порой, главный разрушитель. …Оглянемся вокруг себя.

– Возьму на себя смелость утверждать, что данная работа является для вас данью вашей греческой крови!
Чувствуется, что роль гречанки Антигоны исполняет гречанка!

– Соглашусь с вами. Обращение к Софоклу – это и, в том числе, обращение к моим греческим корням.

– За последние 20-25 лет из пространства бывшего Советского Союза репатриировались на нашу историческую родину сотни тысячи греков…
–  Несколько лет назад я побывала в Греции. Встреча с нашими соотечественниками. Пусть зал был не совсем заполнен, но те, кто пришли на мой концерт, были моими зрителями. …Желаю всем нашим грекам в Греции быстрее решить все свои проблемы, счастья, стойкости, быть сплоченными, иметь своих подлинных народных, не бюрократов, вожаков, кто убедительно донесет до власти их чаяния. Любви им и добра.

Наша соотечественница певица, актриса Елена Камбурова. Ее греческие корни – это близкие к их реализации планы создать программу, посвященную греческим авторам, записать песни великих греческих композиторов Теодоракиса, Хадзидакиса и других.
…Творчество Елены Камбуровой, заранее прошу прощения у вас за вольность приводимых параллелей – это то же самое, как погрузиться в чтение Гомера и Ницше, в слушание музыки Прокофьева и Шостаковича. Это совершенно другой жанр – не “комсомольско-корпоративный” под икру и поросят. …Это – Жанр философии Слова. Из своей жизни она не устраивает сеансов эксгибиционизма – в наши «интересные» времена это очень модно, обыденно,  “все напоказ” выдается за правило хорошего тона. Елена Камбурова живет в ладу с Совестью, Природой. Вспоминая о ней, неизменно приходят на ум, Светлая ему Память, Булат Шалвович Окуджава, а так же ее кумир Жак Брель.

“Любовь рано или поздно исчезает, тогда как нежность неизбежна…”.

Елена Камбурова: «…Надо верить, делать хорошее сегодня, не откладывать поступки на завтрашний день».

Греки Москвы, России, постсоветского пространства поздравляют наше национальное достояние Е.А.Камбурову с награждением ее
первой театральной премии “Хрустальная Турандот” в самой почетной номинации “За долголетнее и доблестное служение театру”.

Дорогая, Елена Антоновна! Соотечественница!
Примите от нас, греков России, пространства бывшего Советского Союза, поздравления с награждением Вас театральной премией “Хрустальная Турандот” в самой ее почетной номинации! Самые искренние, идущие из глубины наших горячих греческих сердец, пожелания. Творческих успехов, здоровья, счастья! …Гордимся Вами!  Ждем, как редкие праздники Души, встреч с Вами!

Никос Сидиропулос. Москва. Июнь, 2015г.

 

Послесловие

Отклик на данную публикацию нашего салоникского соотечественника, известного общественного деятеля Ивана Зелилова:

“…Являюсь живым свидетелем того, как тепло отзывался о Е.А.Камбуровой Одиссей Ахиллесович. Он назвал ее талантом № 1 на нашем фестивале культуры советских греков 1990 года. …Елена Камбурова является не только достоянием греков, но и достоянием всей Российской культуры”.

Разговор с Еленой Камбуровой о греках и о Греции

Накануне юбилейного дня рождения нашей прекрасной соотечественницы, великой русской актрисы, певицы, народной артистки России, художественного руководителя Московского театра музыки и поэзии Елены Антоновны Камбуровой, я позвонил ей поздно вечером. Наш разговор начался 10 июля, где-то без четверти двенадцать ночи, и завершился в первые минуты наступившего 11 июля.

– Елена Антоновна! Звоню вам из Афин, нашей греческой родины, которая переживает сейчас непростые времена тревог и надежд…

– Хочу сказать, что тревоги и надежды граждан Греции, греков и гречанок Континента, являются и нашими, греков России и всего Зарубежья, тревогами и надеждами.
Ведь мы один народ – один живой организм с общими радостями и печалями, праздниками и датами памяти. Мы верим, очень этого хотим, чтобы наша Эллада встала с колен. Мы же готовы ей служить, каждый в меру своих возможностей и сил. Бескорыстно, с любовью. Мы не можем стоять в стороне, когда нашу греческую отчизну унижают…

– Завтра, до вашего юбилейного дня рождения каких-то остается 10 минут, огромное количество людей, огромная часть из которых, верю в это, являются вашими друзьями, соратниками, помощниками, кто поддерживает ваше детище театр музыки и поэзии, поздравят с юбилеем и донесут до вас их любовь и уважение к вам.

– Завтра (11 июля 2015 года – прим. НС) вечером в театре Петра Фоменко соберутся все мои друзья, соратники, все те, кто мне дорог…

– Среди них будут и наши соотечественники…

– Да, безусловно. Но более массовый сбор греческих творческих сил состоится 12 сентября на праздновании юбилея Московского общества греков. Мы уже несколько раз собирались и проговаривали, каким мы видим это праздничное мероприятие, на котором соберутся наши, греков Москвы и России, лучшие творческие силы.

– Тема юбилеев. От нее нам никуда не уйти. Сентябрьский юбилей Общества это и юбилей (25-летие) со времени проведения первого фестиваля культуры греков Советского Союза. Октябрь 1990 года. Фестиваль и Общество – это одногодки, “близнецы и братья”.  В Москву съехались лучшие греческие исполнители, творческие коллективы. Это было огромным событием в истории нашего народа, которому на долгие десятилетия после сталинских репрессий и депортаций в 1930-1940-х годах пришлось оставить надежды на греческое будущее до лучших времен. Самые узнаваемые во всесоюзном измерении – это наше все Одиссей Димитриади, Елена Камбурова, Ксения Георгиади, Лаки Кесоглу.   К сожалению, спустя год мы проснулись без страны и все наши планы по возвращению нашему народу “реабилитационной справки” и по сей день не реализованы. … Организатором фестиваля культуры греков Советского Союза, вспомним, было Московское общество греков, которым тогда руководил его первый председатель Георгий Евгеньевич Трапезников, кто и стал тем мощным локомотивом обращения этой великой идеи, многим она казалась тогда утопичной, в реальность. 

– Согласна с вами, что Историю творят личности. Но и личности ничего не смогут сделать, если с ними рядом нет команды единомышленников. Единомышленниками Георгия Трапезникова были его соратники в Обществе и мы, кто принял участие в этом выдающемся проекте, кто поверил в него.  Мы все захотели этого и у нас получилось. …Так же получилось бы и в части всех моментов по реабилитации греков России. Надо было сильно захотеть этого и подчинить нашу волю в кулак. И, тем более, локомотив у нас был, мощнейший рычаг в решении этого и многих других наших вопросов – говорю о Гаврииле Харитоновиче Попове, которого уважаю за его мощнейший интеллект, мудрость.

– Первые минуты 11 июля 2015 года. Елена Антоновна! С юбилейным днем Вашего рождения! Здоровья, счастья, вдохновения, исполнения всех ваших творческих и житейских планов, задумок. Мы, ваши соотечественники, всегда рядом с Вами. Мы любим Вас, гордимся Вами!

– Спасибо, Никос! Мне не только приятно слушать эти слова, они меня ко многому обязывают. Быть со своим народом. …Вновь кровоточит в наших умах тема Греции. Миллионы безработных, за каких-то несколько последних лет перешагнувших черту бедности. Молодежь, покидающая страну. Потерянное поколение. Как можно было такую прекрасную страну, в которой все есть для ее благополучия, довести до края пропасти?! Кто-то из авторов этих бесславных дел покаялся в своем грехе?

– Нахожусь в эти дни в Афинах. В эти минуты в Парламенте страны, сейчас за полночь, идет горячее обсуждение выбора между “плохим” и “очень плохим”. Политики источают громы и молнии. Кающихся, к вопросу о тех, кто привел страну к этому унизительному состоянию, я не заметил…

– Мы, наши поколения, выросли на примерах таких великих греков, как Микис Теодоракис, Мария Каллас, Манолис Глезос, Мелина Меркури…
Для меня ценен голос Манолиса Глезоса – глас нашей чести и достоинства.

На этом закончился наш разговор с великой гречанкой – Еленой Камбуровой в ночь на 11 июля 2015 года.

 

Никос Сидиропулос, Москва-Афины. Июль, 2015г.

 


Елена Камбурова: день рождения певицы и актрисы греческого происхождения

http://www.pontos-news.gr/ru/article/137441/elena-kamburova-den-rozhdeniya-pevicy-i-aktrisy-grecheskogo-proishozhdeniya

2019-07-10T19:30:59+03:00