Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
16 января 2018

Келесиди Елена

Голос без границ.

История судеб русскоязычной диаспоры в Греции

5 октября 2013 года в Афинах, на церемонии передачи олимпийского огня на Панафинейском стадионе гимн России исполнила солистка Афинского оперного театра, наша соотечественница Елена Келесиди.

www.greekorbis.gr предлагает вниманию читателей интервью, которое дала Елена Келесиди в 2009 году Евгении Евстафиу: ведь лучше рассказать о человеке, чем он сам, едва ли кто может…

9 марта 2009 года я впервые побывала на концерте Елены Келесиди, который состоялся в зале «Парнасос» в центре Афин. Камерный зал еле-еле вмещал мощный чистый голос, который одновременно и волновал, и успокаивал, взрывал и погружал в негу. В перерыве и после того, как занавес скрыл от глаз зрителей и певицу, и аккомпаниатора, обсуждение велось, в основном, на русском языке: ведь примадонна, всемирно известная певица, обладательница редчайшего лирического сопрано – наша соотечественница, которая, кстати, в суете гастролей по всему миру никогда об этом не забывает. Подтверждение тому – благотворительный концерт 9 марта, все сборы от которого пошли на поддержку двух понтийских семей из бывшего СССР.

Есть «Врачи без границ», а есть «голоса без границ». Таким «голосом без границ» является Елена Келесиди, с которой мы встретились для интервью, вылившемся, в результате, в чрезвычайно душевную, теплую и конструктивную беседу. Не вопросы-ответы, дружеский тет-а-тет.

Параллель с «Врачами без границ» вовсе не случайна. Называя Елену «голосом без границ», мы имеем в виду не только частые переезды из страны в страну и выступления на оперных сценах всего мира. Своим талантом Елена может и, главное, хочет помочь людям, и, в первую очередь, своим соотечественникам. Причем, не только понтийским грекам, а всем нуждающимся в поддержке соотечественникам из бывшего СССР. Залогом успеха любого подобного предприятия является ее голос, который, вне всякого сомнения, соберет полный зал.

«Дело даже не только и не столько в том, чтобы сосредоточить деньги. Такие концерты собирают людей, которые не виделись много лет, они могут стать вечерами встреч, каким и стал концерт 9 марта», – вполне справедливо замечает Елена.

Елена Келесиди – яркий пример не только того, что истинный талант не может затеряться, что мимо него просто невозможно пройти, но и того, что талант следует постоянно растить и всегда надо быть готовым к своему «звездному часу», что вовсе не так легко, как кажется на первый взгляд.

Елена Келесиди родилась в понтийской семье в Чимкенте, в Казахстане. Ее отец в 1949 году был выслан из Сухуми и обрел свою вторую родину (или, скорее, третью) в пусть не такой гостеприимной, с климатической и точки зрения, республике, но зато среди чрезвычайно доброжелательно относящегося к гостям казахского народа.

Музыка вошла в ее жизнь сразу, с раннего детства: изумительным певцом, пусть непрофессиональным, был ее отец, чистым и сильным голосом обладала мать. Елена рассказала, что отец пел «в банку», так как страдал легкими, и физических сил на мощные оперные арии не хватало. После музыкального училища – Алма-атинская Консерватория, где Елена была единственной гречанкой, которая предпочла занятие вокалом какой-либо более практичной и, возможно, перспективной профессии.

«В Консерватории нас было лишь двое греков: Никос Соломонидис – на композиторском отделении, ставший в Греции ведущим теоретиком музыки, автор книги о гармонии, и я  – на вокальном. Музыкальных греков очень много, но сделать музыку профессей хотят единицы», – рассказывает Елена.

Как сложилась бы судьба и карьера Елены, не покинь она в 1992 году уже отделившегося от СССР Казахстана, трудно предположить, да, наверное, и не стоит: Елена сделала головокружительную карьеру в Греции почти сразу, и почти сразу же пред ее талантом преклонился весь оперный мир.

«В июне я приехала в Грецию, а 8 июля уже пошла на прослушивание в Афинский Театр Оперы и Балета, в Лирики скини, куда меня взяли на ведущую роль», – рассказывает Елена.

Вспоминается разговор с Иреком Мухамедовым, художественным руководителем Театра и замечательным представителем русского балета: греческой классической сцене не хватает могучих талантов, на которых «ходил» бы зритель. Греческому балету повезло много меньше, чем опере: имя Елены Келесиди, выпускницы Алма-атинской Консерватории, на театральной афише является залогом аншлага.

Елену не просто сразу же приняли в состав оперной столичной труппы, но и дали солирующие роли. Первой стала роль Мадам Херц в «Директоре театра» Моцарта. Правда, певице не повезло: театр быстро закрылся, бастовал хор, бастовал оркестр. 1992 год – год кризисный, зеркально напоминающий год нынешний. В 1992 году это был кризис правительства Новой Демократии Константиноса Мицотакиса и подъем популярности Андреаса Папандреу, который и привел к победе ПАСОК на парламентских выборах 1993 году. Затем новая роль – в опере «Кармен», но театр вновь закрылся: административные проблемы не решались, а, наоборот, накатывались комом.

«Когда театр закрылся, я пела в Русской Церкви Святой Троицы на улице Филэллинон, получала 25 тысяч драхм в месяц, преподавала вокал в двух музыкальных училищах. Было трудно, ведь я тогда еще не говорила по-гречески».

Пережив период неустойчивости, афинский театр оперы и балета открылся, и Елена получила одну из труднейших оперных ролей – роль Констанции в «Похищении из Сераля» Моцарта.

«Я пела три сложнейшие арии с высокими коллоратурами. Причем, все арии совершенно разные! Моцарт написал оперу в 26 лет, будучи влюбленным сразу в двух женщин, каждая из которых, наверняка, просила его сложить оперу только для нее. Так что сами понимаете, какую страсть он в нее вложил!» 

Перебирая фотографии ролей, которые принесла Елена на наше свидание, я осознаю, сколько страсти вкладывает она сама, вживаясь в образ каждой из своих героинь.

К счастью, Елена начала свою карьеру с сотрудничества с замечательными греческими магами музыки. Дирижировал тогда оркестром всемирно знаменитый, ныне покойный, маэстро Димитрис Хорафас, а партнером Елены был известный тенор Сотос Папулькас, с 1990 года преподаватель оперного пения Музыкальной Академии в Эссене (Германия).

Мировое признание придет чуть позднее. В 1994 году Елена Келессиди выигрывает громкий международный конкурс в Мегаро Мусикис, венцом которого становится не только внушительная денежная премия, но и заглавная роль в опере Моцарта «Дон Джованни», которую Елена исполнила с блеском в 1996 году на большой сцене Мегаро Мусикис.

«Это было мое первое выступление на такой огромной сцене, и я страшно тряслась», – рассказывает Елена. 

Мне же довелось беседовать с друзьями Елены Келессиди, присутствовавшими на том первом, по-настоящему, трудном экзамене тринадцатилетней давности: они и подтвердили, что необозримый зал, стоя, аплодировал в течение десяти минут пока еще мало известной певице.

«К своему, возможно, единственному шансу надо быть всегда готовым», – утверждает Елена.

Ибо, талант, не подкрепленный дисциплиной и постоянным трудом, засыхает с такой же легкостью, как и неухоженный цветок.

Питер Катона, художественный директор театра Ковент-Гарден, услышавший Елену на сцене, не сразу заключил с ней контракт.

«После того, как я выиграла в 1994 году конкурс, на котором Питер Катона также присутствовал, британский менеджер вернулся в Грецию встретиться со мной лишь в марте 1995-ого года. Он попросил меня исполнить что-нибудь на итальянском языке. Я спела ему Констанцию из «Похищения из Сераля» Моцарта, но на немецком языке, которая ему очень понравилась. Вечером, за ужином он сказал, что завтра вечером я должна прийти в Мегаро Мусикис и исполнить ему пять арий. На следующий день, в 12 часов дня, я пела ему самые сложные арии – «Травиату» с ми-бемолем наверху, «Риголетто», «Сомнамбулу». Буквально через неделю он мне выслал контракт на работу в Ковент-Гардене. Видите, сколько раз он меня слушал? И конкурс я выиграла, пела итальянские арии, затем он приехал послушать и – что очень важно – посмотреть меня на сцене, увидеть, как я двигаюсь, потом опять прослушал, и, только поверив мне окончательно, заключил контракт».

В 1996 году Елена Келессиди дебютировала в Ковент-Гардене в роли Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди. Роль молоденькой и влюбленной Виолетты станет любимой ролью Елены: именно ее блистательное исполнение на сцене Лондонской оперы окажется путевкой на сцены мировых оперных театров. (На сцене Ковент-Гардена Елена будет исполнять Виолетту в течение 10-ти лет!)

(Кстати, небольшой штрих к вопросу о том, что надо быть всегда готовым к реализации своего шанса. Елена, кроме греческого, овладела оперным языком – итальянским, а также немецким и английским. Это и есть тот самый титанический труд, который превращает в песок любую каменную стену и раздвигает границы возможностей).

Музыка – ключ к счастью, утверждает Елена. Она врачует, примиряет, делает мудрее.

«Садишься за фортепиано, и все заботы и тяжкие думы куда-то отлетают». 

Этим счастьем Елена владеет в полной мере, этим счастьем она делится и со своими поклонниками.
Утверждают, что опера – искусство для избранных, что лишь 5% по-настоящему понимают, что они слушают. С точки зрения музыкального образования, может быть, так оно и есть, нюансы оперной мелодии доступны далеко не всем. Однако, опера – это не только союз музыки с голосом, это еще и театр. И именно сценичность того или иного исполнителя превращает оперу в неповторимое действо.

По общему признанию, Елена – прекрасная актриса, и именно в этом направлении ей хотелось бы развиваться.

«Сейчас я учу совершенно иную, новую музыку, – признается Елена. – Поскольку мой голос не растет на «Аиды», на «Тоски», на такие большие партии, где нужен драматический голос, и поскольку я немного устала от постоянного, одного и того же репертуара, мне хочется что-то играть. Питер Катона также отмечал мои актерские данные. Теперь я буду русскую оперу, Мечислава Самуиловича Вайнберга в театре Брегенца, в Австрии. Это новая постановка, впервые выносится на суд публики. Петь буду на русском языке».

Елена Келесиди мечтает выступить в Большом театре. Около десяти лет (сегодня прошло уже 14 лет) назад ей было сделано гастрольное предложение тогдашним директором театра Владимиром Васильевым, но певица вынуждена была отказаться из-за невозможности нарушить график работы. Но на русском языке она исполняла на других мировых сценах роли Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского и Шамаханской царицы в «Золотом петушке» Римского-Корсакова.

С оперой Мечислава Вайнберга «Пасажирка», которая исполняется впервые, Елена отправится на фестиваль в Брегенц, затем осенью – в Варшаву. В 2011 году она будет петь в Мадриде, а в олимпийском 2012 году Елена исполнит оперу Вайнберга в столице Олимпийских игр, Лондоне.

(Речь идет о малоизвестном широким кругам любителей оперы советском композиторе: Дмитрий Шостакович, к которому Вайнберг пришел со своей оперой, услышав первые аккорды, воскликнул: «Наконец-то! Это настоящий шедевр!»)

Дни, месяцы и даже годы Елены Келессиди расписаны по часам. И все-таки, в этот перегруженный график легко вписываются встречи с друзьями, и даже планы возможных творческих вечеров и благотворительных выступлений. Елена – дива только на сцене, в отличие от большинства ее артистических коллег, неизмеримо менее талантливых, но с несравнимо большим гонором. Громкий успех, полная блеска, далеких поездок и высоких встреч жизнь не только не изменила, не изломала ее характера, но, наоборот, дала ей импульс мыслить социально. Мечтать о том, как сплотить соотечественников, слепить здесь, в Греции, наш малый союз, основанный на любви к искусству и на человеческих ценностях, которые нам некогда привили.

На вопрос, пела ли она с кем-нибудь из российских, бывших советских певцов, Елена отвечает с энтузиазмом:

«Конечно, с Хворостовским я пела много раз, и в Мюнхенской опере, и в Ковент-Гардене, пела с Рождественским, с Бурчеладзе, пела с Анной Нетребко». 

Елена чрезвычайно позитивно настроенный человек, и вовсе не потому, что ее творческая судьба сложилась и складывается, как нельзя, удачно. В личной жизни певицы не все было гладко. Но она не только «заряжается» от восторга и любви почитателей ее таланта, но и сама излучает положительную энергию.

Вопрос вопросов для всех мам (и, наверное, уже бабушек), привыкших к огромной гамме детских кружков всяческих направлений в бывшем СССР: если у ребенка здесь, в Греции, проявляется вокальный талант, есть ли возможность развить и укрепить его?

«Здесь научиться петь практически не у кого», – качает головой Елена. Но и тогда, у нас, было трудно научиться вокалу, востребованному затем за границей. И не потому, что не было учителей, а потому что опера исполнялась на русском языке. И мы не говорили на итальянском языке, итальянским языком и европейской техникой владели только те, кто стажировался в Италии. Сегодня все не так: все поют по-итальянски, и русские певцы занимают ведущее положение на многих оперных сценах мира. Короче, состав оперных театров уже давным-давно стал интернациональным.
Но, если итальянский язык выучить в Греции легко, то невозможно найти педагога, который смог бы технически подготовить будущего певца оперы. К сожалению, надо только ехать за рубеж. Талантливые дети могут начать учиться в Греции, ставить голос и, получив диплом Музыкального училища – ведь Консерваторского образования здесь, как такового, нет – уехать за рубеж продолжать учебу».

В Брегенце (Австрия)  Елена Келесиду отправлялась со своим партнером по Оперному театру в Афинах, Димитрисом Платаньясомю (Добавим, 4 года спустя после этого интервью, Елена пела вместе с ним и на Панафинейском стадионе, где Димитрис Платаньяс исполнил гимн Греции).

«В Брегенце, в Австрии, я буду петь два концерта. В этом живописнейшем городе на берегу озера расположены два театра. Если вы смотрели фильм о Джеймсе Бонде, который снимался в Австрии, то, наверняка, вам запомнился этот изумительный горно-озерный пейзаж. Затем я уеду в Лех, это – горнолыжный курорт, тоже в Австрии, там у них театр изо льда. Вообще в этом году я очень часто пою в Австрии. Правда, в Лех я отправлюсь в январе».

Изо льда? А не морозно ли петь?

«А я буду петь в шикарной шубе!» – смеется Елена.

Когда я почти закончила текст о Елене Келессиди, раздался телефонный звонок.
Звонил Георгий Мисаилиди, один из двух наших соотечественников, в помощь которым и был устроен благотворительный концерт 9 марта 2009 года в зале «Парнасос».

На деньги, полученные от продажи билетов, Георгий смог отвезти свою пораженную тяжелой болезнью жену Катерину в Германию, на лечение.

Он просил сердечно поблагодарить всех тех, кто не остался равнодушным к их беде, кто не прошел мимо, и сделал все, чтобы надежда на выздоровление, на продолжение жизни, не погасла. И в первую очередь Елену Келесиди.

 

Источник: www.greekorbis.gr


Дополнительные материалы:

http://www.tch.gr/default.aspx?lang=el-GR&page=44&id=415

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2020-08-20T08:57:46+03:00