Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Медея Ясониди

Медея Ясониди – оперная певица, педагог, директор по кастингу и директор оперной труппы Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского,  помощник художественного руководителя театра – Теодора Курентзиса (по июнь 2019)

Лауреат Национальной оперной премии «Онегин» (2018)

Медея Ясониди — этническая гречанка, обладательница прекрасного голоса и греческого имени (в переводе  — «богиня)

Окончила Донецкое музыкальное училище, Киевскую консерваторию по классу фортепиано. Работала концертмейстером в Киевском театре оперы и балета под руководством Владимира Кожухаря. Параллельно начала брать уроки вокала у педагога Натальи Татариновой.

В 1991 году репатриировалась в Грецию, училась в Афинской консерватории у знаменитой меццо-сопрано (партнерши Марии Каллас) Кики Морфонью и прославленного баритона Костаса Паскалиса (одного из лучших европейских Макбетов и Набукко в операх Верди). Работала концертмейстером и вокальным педагогом в Афинской опере и в концертном зале «Мегарон».

Совершенствовала свое вокальное мастерство под руководством Фьореллы Кармен-Форти, участвовала в мастер-классах Жаннет Пилу, Вильмы Липп, Галины Вишневской, Паоло Монтарсоло.

Хотя вокальная карьера Медеи началась сравнительно поздно по певческим меркам, ей удалось добиться успехов в партиях лирико-драматического сопрано (Микаэла, Мими, Аида, Маддалена Ди Коаньи, Тоска, Леонора в «Трубадуре» Верди) на таких сценах, как Оперный театр им. Яначека в Брно, Пражская опера, Оперный театр в Карлсруэ, Карнеги-Холл в Нью-Йорке, Театр Элеоноры Дузе в Болонье, Греческая национальная опера и Новосибирский театр оперы и балета. Сотрудничала с такими дирижерами, как Ричард Бонинг, Донато Ренцетти, Нино Сонцоньо, Иван Фишер, Анджело Кавалларо, Теодор Курентзис.

Как вокальный консультант постановок работала с такими певцами, как Димитрис Кавракос, Димитрис Тилякос, Джованна Казола, Эрнесто Паласио, Розалинд Плоурайт, Элизабет Конноли, Сьюзан Невес, Владимир Чернов, Паата Бурчуладзе, Джанни Раймонди, Вероника Джиоева.

С 2017 года регулярно дает мастер-классы для молодых певцов в ДНР и ЛНР.

С 2012 года сотрудничает с Пермским академическим театром оперы и балета им. П. И. Чайковского:

— вокальный коуч (с 2012 года);

— помощник художественного руководителя театра (2012—2014);

— директор по кастингу (с 2018 года);

— директор оперной труппы (с января 2019 года).

 

Источник: https://www.permopera.ru/people/47297/


Медея Ясониди: Голоса я узнаю по смеху

 

Обладательница древнегреческого имени создала профессиональную биографию, не менее богатую превращениями, чем миф о колхидской царевне. О своей редкой профессии, творческой смелости, владении иностранными языками и своём особенном взгляде на режиссуру «Травиаты» Медея говорит прямо, вдохновенно и эмоционально. Её рассказ живо расцвечивается потоком вокальных пассажей. Через пять минут нашей беседы становится ясно, что у меня в руках неправильное записывающее устройство. Чтобы передать всю многогранность личности Медеи Ясониди, больше бы пригодилась видеокамера, а не диктофон.

Обнять профессию со всех сторон

— Мою профессию на Западе называют коуч по вокалу (как тренер в футбольной команде) — это комбинация множества навыков музыканта. В моём случае счастливо совпало, что я не только пианист, я и певица. Поэтому у меня есть комплекс знаний и видения того, что происходит во время исполнения оперы. В процессе работы я думаю не только о том, как отобразить звук правильно, но и как настроить вокальный аппарат исполнителя, чтобы передать голосом характер персонажа, его переживания.

Хотя, само слово «коуч» мне не нравится. В таком подходе заложена кратковременность: откоучил своё и ушёл. Я остаюсь. И то, что передаю вокалистам, тоже с ними остаётся. Поэтому предпочитаю называть себя педагогом по вокалу. В моём деле не работает обычная схема образования: учился на вокальном отделении — стал певцом, а если на скрипичном — скрипачом. Нигде не учат быть коучем по вокалу. Это редкий выбор, который музыкант делает сам, и процесс освоения профессии не прекращается никогда.

Я начинала в Киевском оперном театре, имея мало представлений о работе вокального коуча, я была просто концертмейстером. Как отличница, которая окончила с красным дипломом Киевскую консерваторию, знала только то, чему меня учили. Мало того! Я не бывала в театре, находила искусственным звучание оперных голосов, поэтому предпочитала филармонический зал с симфонической и инструментальной музыкой. Но чем больше погружалась в профессию осознанно, тем больше расширялось поле возможностей.

Когда я пришла к своему первому педагогу по вокалу Наталье Вениаминовне Татариновой, сказала ей, что занимаюсь «просто так, для себя», и что у меня нет голоса. Помню, как она серьёзно мне ответила: «Голос есть у всех».

И объяснила, что, если я буду знать вокал, то лучше смогу помочь певцам, которым аккомпанирую. Для этого я сама должна научиться петь. Я очень удивилась этому совету. До тридцати лет я пела только джаз и поп-музыку. «Moon River, wider than a mile…» Я была душа студенческих компаний! И не представляла, что могу петь оперные арии. Но начала заниматься вокалом, и прорвался голос. Позже я получила ещё один диплом вокального отделения консерватории в Афинах. Так я вошла в эту профессию, со всех сторон её обняла.

Выбрать себе педагога — часть таланта певца

— Мне повезло с учителями. Как раз во время учёбы в Афинской консерватории я встретила своего итальянского педагога Фьореллу Кармен-Форти. Так получилось, что она жила напротив здания консерватории. Диплом я получила в консерватории, а вот уроки вокала я получала в доме напротив. Я работала с Фьореллой в течение четырнадцати лет. Она умерла год назад в возрасте 90 лет. Благодаря общению с Фьореллой Кармен-Форти я владею знаниями и навыками итальянской школы вокала.

Между прочим, выбрать себе педагога — это тоже часть таланта. Бывают от природы одарённые люди. Но певцов, которые сразу бы вышли на сцену и стали петь, не бывает. Нужна школа. Чудо случается только тогда, когда ты находишь человека, который понимает твой голос и может включить в нём правильные «кнопки».

Теперь я с нетерпением жду следующего года, когда проведу свой мастер-класс по вокалу в Италии. Недавно я получила такое приглашение. Фьорелла часто говорила, что хороших педагогов в Италии сейчас нет. И мне хочется вернуть этой стране хотя бы немного из того, чему меня научила Кармен-Форти.

Петь никогда не поздно

— Мой дебют в качестве солистки состоялся, когда мне было сорок пять лет. Первая партия, которую я пела, — Микаэла в опере Бизе «Кармен». Приехала в театр чешского города Брно, спела прослушивание, и мне сразу предложили роль. Там никто не спросил меня о возрасте. К сожалению, в российских театрах есть возрастная дискриминация. В Европе она выражена меньше. Мне доводилось в качестве помощника дирижёра проводить прослушивания артистов. И часто слышала, как тридцатилетним людям говорили: «Как вы поздно начали учёбу!». Никогда не поздно, я считаю. Хотя, психологически совсем непросто обнаружить у себя голос в пятьдесят лет и начать всерьёз заниматься вокалом. Мой первый педагог Наталья Вениаминовна Татаринова так же, как и я, начала петь в середине своей жизни, получив вокальный диплом в 50 лет! Но она занималась у знаменитого Н. Злобина, последователя школы К. Эверарди. Это очень дорогого стоит, когда человек приходит в профессию зрелой личностью.

2019-12-16T12:37:39+03:00