Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
30 июня 2019

Химона Николай

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ХИМОНА – ЖИВОПИСЕЦ И ПЕДАГОГ

Имя этого живописца ничего не скажет рядовым любителям художеств: о нем не писали монографии, обходили статьями в «Огоньках» и «Работницах», практически не сохранились репродукции его картин. Объясняется это тем, что Николай Химона эмигрировал из большевистской России. И страна предпочла забыть о своем блудном сыне. А вспомнили о нем только в 1972 году: по случаю 130-летия со дня рождения А. Куинджи в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств состоялась выставка «А.И. Куинджи и его ученики».

Николай Петрович Химона (Νικόλαος Χειμώνας)  – русский и греческий художник и педагог.

В каталоге выставки мы видим фотографию юноши: студенческая тужурка, усы, бородка. Похож немного на Гаршина, немного на молодого Чехова. И с трудом верится, что этот паренек со взвихренным чубом не поэт, не разночинец, а выходец из семьи обрусевших греческих коммерсантов.

Из сохранившихся документов в архивах г. Севастополя и Российского Государственного исторического архива Санкт-Петербурга следует, что отец будущего художника – Петр Павлович Химона был сначала рядовым Балаклавского греческого пехотного батальона, а с 1846 года – унтер-офицером. Участвовал в 1-й обороне Севастополя. После окончания Крымской войны, женившись на Фотиньи Николаевне Василькиоти (родом из крымской греческой деревни Карань), переехал в Евпаторию.

Здесь у супругов 25 сентября 1864 года родился сын Николай, а 1 октября 1864 года младенца крестили в Николаевском соборе города. Детство прошло в Евпатории, где семья занималась коммерцией. Получил хорошее домашнее образование, играл на скрипке, знал иностранные языки.

Большинство родственников Николая Химоны успешно занимались коммерцией, у него же были свои планы. Рано проявившаяся тяга к рисованию влекла его в Петербург, где он поступил сначала в головной класс Центрального училища технического рисования барона Штиглица вольнослушателем, а в 1890 году – вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где обучался до 1897 года.

Учителями Н. Химоны в пейзажном классе Академии художеств были два великих русских пейзажиста, сначала И.И. Шишкин, а после его ухода из Академии, А.И. Куинджи. Общение с последним переросло в дружбу, верность которой Химона сохранил и после смерти мастера.

Николай Химона окончил курс Академии художеств в 1897 г. со званием классного художника за пейзаж «Весенняя гроза»; в том же году принял участие в качестве члена общества в «Выставке общества русских акварелистов», прошедшей в Москве.

Дань любви акварели отдали многие выдающиеся мастера Х1Х века: Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель, Лев Бакст и многие другие.

Среди этого многообразие, работы крымского художника не потерялись. Напротив, их охотно приобретали члены Императорской семьи, и в частности большую коллекцию акварелей Николая Химоны для музея Александра Ш приобрели Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий Князь Владимир Александрович, президент Академии художеств.

В 1898 г. Н. Химона в группе учеников А. Куинджи побывал в Берлине, Дрездене, Вене и Париже.

Как известно, вторая половина 19 столетия – золотой век русского пейзажа, созданного гением Левитана, Саврасова, Айвазовского, Васильева, Шишкина, Куинджи. Найти свою «нишу» в ярком созвездии выдающихся дарований было достаточно сложно, но Николаю Химоне это удалось, т.к. он сумел избежать подражания и имел свою манеру письма.

Химона особенно любил писать край, в котором вырос, и который хорошо знал. В поисках тем его манила южная Россия, Крым, с его морем, ярким голубым небом, остатками древних античных развалин, традиционной народной архитектурой, с колоритной жизнью местного населения.

В его пейзажах с развалинами генуэзской крепости, с караимскими домами, монастырями прослеживается, ностальгия по древним ушедшим цивилизациям. Наверное, поэтому никакая древняя деталь не кажется в его пейзажах искусственной или театральной.

Как и у Куинджи, его полотна полны романтизма, отличаются поисками исключительного момента в состоянии природы. Их обоих интересовали световые эффекты, оба любили облака, море, большие пространства, и у обоих с годами в работах усиливалась экспрессия.

Николай Химона был замечен как публикой, так и критикой еще в годы обучения в Академии художеств. В 1897 году он начал преподавать в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств, где он вел общерисовальный и этюдный классы. Со временем Химона стал инспектором школы. В 1899 году о нем пишут в № 4 «Живописного обозрения» и тогда же он вместе с А.Н. Бенуа, И.Я. Гинсбургом, В.В. Матэ, В.Э. Борисовым-Мусатовым и другими принял участие в художественной выставке в городе Саратове, показав работу маслом «Отшельник на ступенях храма». И одновременно участвует в 4-й выставке «Общества Русских акварелистов».

В 1902 г. произошло несколько важных событий в жизни Химоны. Выставленная на Весенней выставке Академии художеств картина «Финляндия» была приобретена Музеем Александра III в Санкт-Петербурге. И второе событие – он по большой любви женился на 17-летней дворянке Ольге Алексеевне Хитрово. Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, брак оказался очень удачным и гармоничным.

Круг общения супругов Николая и Ольги Химона не ограничивался только средой художников. Они дружили с поэтами, артистами, издателями (в частности, с Анной Ахматовой). Н. Химона, получив хорошее домашнее образование, прекрасно играл на скрипке, знал иностранные языки. Ольга перевела с французского собрание сочинений А. Франса для издательства Саблина; играла в «Новом театре» на сцене Яворской в «Плодах Просвещения».

В 1904-1905 гг. Химона совершил первое путешествие на родину предков в Грецию. Результатом поездки стала серия пейзажных работ, среди них «Микенские ворота» (ГРМ), «В бухте. Аттика» (ГРМ), «Вид на Акрополь из Пирея» (частное собрание, Москва), «Эрехтейон» (частное собрание, Москва), «Руины греческого храма» (ГРМ), «Виноградник» и т.д. Развалины древних античных храмов, сохранившие через тысячелетия величие и гармонию, завораживают Химону. Его картины полны света и пронизаны «лучезарной гармонией». Слоновой кости мрамор на фоне лазурного неба – это архитектурные пейзажи, где природа служит лишь фоном величию человеческого гения.

Вместе с другими учениками и друзьям А.И. Куинджи Н.П. Химона принял активное участие в создании Общества им. А.И. Куинджи. Общество ставило целью «оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам, а также отдельным художникам; содействовать им, устраивать выставки, как в Петербурге, так и в других городах и за границей».

Лето 1910 года, последнее лето в жизни А.И. Куинджи, Николай Химона провел рядом со своим учителем, отправившись в Ялту на пленер. Жили они в соседних номерах и работали также вместе.

Первыми шагами в деятельности общества стало увековечение памяти великого художника. По проекту А.В. Щусева на Смоленском кладбище был установлен памятник Архипу Ивановичу; был разобран архив, подготавливалась монография с подробным списком наследия мастера. В 1913 и 1914 годах прошли мемориальные выставки А.И. Куинджи. Николай Химона принимал во всем этом самое деятельное участие. Одновременно он продолжал практически каждый год участвовать в весенних выставках Академии художеств, Императорского общества акварелистов, входил в Комитет Общества поощрения художников.

В 1915 г. за заслуги в искусстве общее собрание Академия Художеств присудила Н. Химоне звание Академика; он был награжден высшими наградами России вплоть до Ордена святого Владимира.

Первые годы революции Химона продолжал активно участвовать в художественной жизни России, но у семьи начались неприятности. Многие друзья и знакомые были арестованы. Вскоре по доносу арестовали и жену художника.
Все попытки Николая Химоны освободить жену не увенчались успехом. Друзья советовали и ему покинуть большевистский Петроград. Многие из знакомых бежали, другие – были арестованы, третьи – расстреляны. Химона начинает прятаться, потом уезжает в Крым к родственникам, а уже оттуда в 1919 г. – в Грецию.

В Элладе, чтобы забыться от страха за близких, оставшихся в России, Химона отправляется на знаменитую гору Парнас, которая вдохновляет его на серию картин. Восхитительные пейзажи античного Парнаса пронизаны ностальгическими цветами петербургской осени, словно тоска об утраченном рае. Его стихией становится небо. Он, словно язычник, в природных катаклизмах ищет отгадку бытия. Химона обретает удивительную свободу и монументализм. Его картины, как писали критики, полны света и «лучезарной гармонии».

На Парнасе его находит жена Ольга, сумевшая выбраться из России. Больше они не разлучаются до его смерти. 
О появление в Афинах Химоны быстро стало известно. Среди греческих богатых семей – эмигрантов из России было много его бывших почитателей. Супруги Химоны приобрели новых знакомых и друзей. Среди них – известный коллекционер Антоний Бенаки, поэт Паламас (бывший в то время ученым секретарем Афинского Университета), дипломаты. На вырученные от первой выставки средства Химона купил домик в живописнейшем пригороде Афин Сеполья, рядом с местом, где когда-то в античность существовала академия Платона.

Химоны начинают активно путешествовать по стране. Появляются серии картин, созданных на Пелопонессе, на Крите, на Санторини, в Левкаде, на Керкере. Ольга активно поддерживает связи с друзьями в Европе и Америке. Обладавшая большими организаторскими способностями, она по существу стала его менеджером. Практически каждый год, попеременно в Афинах и Лондоне проходили персональные выставки художника.

В декабре 1929 года состоялась посмертная выставка художника, скончавшегося от малярии на острове Скирос, куда он приехал для работы (похоронен там же, могила не сохранилась).

Источник: 
Жалнина-Василькиоти И.Л. Николай Химона: путь на Парнас // Собрание шедевров (Москва). 2010, июнь. № 2 (25). С.46-55.
Центр греческих исследований им В.Х. Кондараки

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2020-03-29T20:05:21+03:00