Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Василий Ченкелиди “История Понта”. Статья XI: “Святой Евгений – небесный покровитель понтийского города Трапезунда”

Дорогие друзья,

Московское общество греков продолжает публикацию статей, посвященных истории Понта в рамках годового курса лекций историка из Греции Василия Ченкелиди.

Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» с успехом прошла в Московском доме национальностей  29 сентября 2018 года. Видео запись лекции вы можете посмотреть по ссылке https://www.greekmos.ru/lekciya_chenkelidi_video2/

Статьи, предшествующие лекции, вы можете найти на нашем сайте в проекте “История Понта” по ссылке https://www.greekmos.ru/pontos_history/

Следите за нашими новостями, чтобы не пропустить начало регистрации на вторую лекцию – количество мест ограничено!

В рамках этого проекта мы продолжаем публикацию статей Василий Ченкелиди, которые помогут всем желающим подготовиться к лекции, познакомиться с важнейшими вехами истории.


Святой Евгений, уроженец понтийского города Трапезунда, день памяти которого отмечается 21 января принял мученическую смерть у себя на родине в конце III века после Рождества Христова. Его считают первым епископом Трапезунда, вторым после святого Андрея Первозванного.

Трапезундец Евгений жил в тот период, когда римские императоры Гай Аврелий Валерий Диоклетиан и Марк Аврелий Валерий Максимиан Геркулий с особой яростью подавляли любые проявления новой религии. О деятельности Евгения и трех других христианских прововедников Кандида, Валериана и Акилы узнал римский наместник в Понте Лисий. Его людям удалось схватить соратников Евгения. Перед ними стоял выбор, либо отказаться от своей веры, либо умереть во имя Христа. Задержанные римлянами трапезундцы молились всю ночь и на утро перед римским наместником подтвердили свою приверженность христианству.

Самому Евгению удалось укрыться в одной из пещер неподалеку от Трапезунда. Ощущение того, что его товарищи находятся в беде, не давало ему покоя. Он молил Бога о спасении узников. Во время нахождения в пещере к Евгению явился сам Христос и призвал его открыто заявить о своей истинной вере. Евгений вышел из укрытия и с молитвами на устах двинулся в сторону города, где и был схвачен римской стражей.

Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 335)

Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. 
Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг.
https://pravoslavnaya.academic.ru

Мучеников жгли на костре, но огонь их не сжигал. Лисий, наблюдая за стойкостью христиан, объяснял все происходившее перед его глазами магией. Было приказано отсечь им головы. После пыток и казни их тела не возможно было опознать. Только чудом можно было объяснить то, что они оказались в селениях, где проживали и были похоронены своими земляками.

Сам святой Евгений был распят на кресте. Его раны залечивал ангел. Узники римской тюрьмы, увидевшие чудо исцеления мученика, поверили в Христа. Лисий, разъяренный таким ходом событий, приказал обезглавить Евгения. Его тело было захоронено неподалеку от места мученической смерти. Мученическая смерть Евгения и его соратников произошла в 290 г. Позже на этом месте была построена церковь святого Евгения.

Понтийские греки, как и весь Христианский мир, не забыли о своем земляке, пострадавшим за веру. По сей день святой Евгений почитается как небесный покровитель родного города Трапезунда. Его вмешательство много раз помогало верующим. Трапезундец Евгений принял смерть за веру, которая в IV веке получила массовое распространение по всей Римской империи (Византии). Первым христианским императором Римской империи стал Константин Ι Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин). Век за веком крепла держава, ставшая Греческой и Христианской. Пример мучеников привлек в лоно христианской церкви миллионы людей Древнего мира.

Первые письменные свидетельства, связанные со Святым Евгением связаны с трудом Прокопия Византийского, описавшего строения в Константинополе VI века. Среди них указано одного из сооружений императора Юстиниана, посвященное святому Евгению.

Император Василий II

В 1021-22 гг. Византийский император Василий ΙΙ, при котором крестилась Русь, посетил Трапезунд. В этот период в Византии строится монастырь, посвященный святому Евгению. Об этом сообщает автор XIV века Иоаннис Лазаропулос.

В 1042 году будущий Константинопольский патриарх Иоанн Ксифилин также указывает на чудеса святого Евгения, как новые, так и известные при его жизни.

Большая заслуга в распространении поклонения святому Евгению принадлежит династии Великих Комнинов, правивших с 1204 по 1461 гг. в Трапезунде. В самом начале существования Трапезундской империи Комнинам пришлось столкнуться с Иконийским султанатом (1097 – 1243 гг.). В опасности было существование империи.


Изображение Андроника Гида Комнина

В 1223 году Иконийский султан Кей-Кубад I (в других источниках Малик или Мелик), организовав осаду Трапезунда, приказал разбить свой шатер рядом с рекой у храма Святого Евгения. Храму были нанесены серьезные повреждения. В это время трапезундский император молился в храме Богородицы Златоглавой. Согласно летописи, находясь перед иконами, он услышал глас:

«Андроник, твоя молитва принята».

В этот же момент святой Евгений явился перед султаном и обратился к нему:

«Я покровитель этого города, в моих руках ключи от ворот его. Я димарх (градоначальник) города, мое имя Евгений. Меня прислали горожане и воины и весь дим (греческое Δήμος). Поспеши в город, где ожидают тебя».

Султан поспешил воспользоваться советом святого Евгения и незамедлительно начал штурм города. Ничто не могло помешать захватчикам. Ночь была светлой и момент для нападения был удобным. Но вдруг засверкала молния. Нападающим казалось, что пламя льется со всех сторон вселенной. Оно ослепляло зрение и поражало дух безбожных. Вода поднялась, гром был оглушительным, шел сильный дождь и выпал сильный град.

Варвары в ужасе разбегались в разные стороны. Потеряв разум, они скакали на конях в сторону горных утесов, принимая их за равнину. Султан попытался спастись бегством, но жители Мацуки (сегодня Мачка, Турция) взяли его в плен.

В сопровождении двух мужей он был отправлен в Трапезунд. Император посадил его рядом с собой и сказал:

«Вот видишь, султан, какие страшные последствия угрожают тем, кто нарушает договоры».

Султан, за одну ночь переживший самое большое испытание в его жизни, ответил Андронику Гиду:

«Да, ты правду сказал, государь, мы (турки) обманулись в той мысли, что, отняв у ромеев (греков Византии) многие области и города, с такой же легкостью овладеем и этим. Но кто мог догадаться, что ваш город имеет такого сильного и скорого Хранителя, такого могущественного и горячего борца за этот город, как Евгений. Он всех нас предал в ваши руки. Мы этому не верили».

Чудо святого Евгения потрясло как христиан, так и турков. Он стал более известен в Греческом мире. Во время правления Мануила Ι Великого Комнина (1238-1263) святой Евгений стал изображаться на монетах Трапезундской империи. Это были серебряные монеты. на которых император изображался на одной стороне, а святой Евгений на другой.

Святой Евгений и сегодня является одим из самых почитаемых понтийскими греками православных святых. Храм святого Евгения стал первым и недостроенным объектом несостоявшегося города Романия (Византия) во Фракии (Греция). Строительство Романии планировалось на 90-е годы XX века, но так и не было утверждено греческим государством. Святой Евгений в очердной раз мог стать объединяющей силой для греков Понта.

Евгений Трапезундский – православный святой из Понта

Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк

Литература для чтения:

  • Ф.И. Успенский «Очерки из истории Трапезундской империи», Ленинград, 1929 г.
  • Μητροπολίτου Τραπεζούντος Χρύσανθου, Η Εκκλγσία Τραπεζούντος, Εν Αθηναίς, Εστεία, 1933
  • ιχάλης Χαραλαμπίδης, Ρωμανία, η αρχιτεκτονική μιας πόλης, Γόρδιος, 1999


Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта»

 

2019-02-04T12:03:18+00:00