Искусство, и особенно искусство кино, обладает великим свойством не только передавать научные сведения народным массам, но и заинтересовывать широкие круги людей новыми областями знания.
В лучших наших фильмах научный материал облекается в поэтическую высокохудожественную форму; взыскательный, требовательный к себе режиссер и любящий свою науку ученый выступают здесь в тесном содружестве.
Примером такой исключительно вдумчивой, взыскательной творческой работы могут служить фильмы Александра Михайловича Згуриди.
Всеволод Пудовкин
Александр Михайлович Згуриди (1904–1998) — советский и российский кинорежиссёр научно-популярного кино, сценарист, педагог, телеведущий, публицист, мемуарист. Герой Социалистического Труда (1990). Народный артист СССР (1969). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1950).
Родился 23 февраля 1904 года в Саратове, по национальности грек. После окончания юридических курсов при Саратовском университете работал в лаборатории научных фильмов Государственного института микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1930), где снял свой первый научно-популярный фильм «Стронгилиды», о заболеваниях лошадей. С 1932 г. работает на Московской студии технических фильмов (впоследствии — «Центрнаучфильм»).
Один из создателей еще не существовавшего жанра научно-популярногокино, Згуриди учился и экспериментировал в процессе работы. Снимая учебно-школьный фильм «Пернатая смена», он должен был лишь создать кинематографическую иллюстрацию к различным разделам учебника по зоологии, но Згуриди, снарядивший экспедицию к низовьям Волги, поставил себе несколько иную задачу, он хотел, чтобы его фильм стал связным рассказом о птицах, начинавшимся с появления на свет птенцов и заканчивающимся в тот момент, когда молодняк начинает самостоятельную жизнь. Фильм получился не слишком удачным, однако он многое прояснил для режиссера, а материала было отснято столько, что его хватило также на фильмы «Крылатые гости» и «По Волге».
Очень скоро Згуриди становится одним из ведущих мастеров научно-популярного кино, а с первого советского полнометражного фильма о природе «В глубинах моря» к нему приходит слава, большое число его работ отмечено престижными премиями и дипломами. Так уже названный фильм вместе со сделанной чуть позже картиной «Сила жизни» получил Государственную премию СССР за 1941 год. Из других научно-популярныхфильмов Згуриди отмечены:
— «В песках Средней Азии» (Государственная премия СССР, 1946; 1-я премия на VII МКФ в Венеции, 1946),
— «Лесная быль» (Государственная премия СССР, 1950; Премия за лучший воспитательный фильм на V МКФ в Карловых Варах, 1950),
— «Во льдах океана» (премия на МКФ в Эдинбурге, 1953; премия на VII МКФ в Локарно, 1953; премия на МКФ в Лондоне и в Дурбине, 1953),
— «В Тихом океане» («Золотой робот» — первая премия МКФ специализированных фильмов в Риме, 1957; 1-я премия на ВКФ в Москве, 1958; почетный диплом кинофестиваля МАНК — Международной ассоциации научного кино, 1958),
— «Тропою джунглей» (Первая премия по разделу научно-популярныхфильмов ВКФ в Минске, 1960; почетный диплом МКФ в Лондоне-Оксфорде, 1960; Ломоносовская премия 1-й степени, 1960),
— «Дорогой предков» (премия на МКФ в Венеции, 1962; почетный диплом на МКФ в Варшаве, 1962), «Зачарованные острова» (1-я премия по разряду документальных фильмов на XXVI МКФ в Венеции, 1965).
Считается, что документальные фильмы Згуриди несколько однообразны, но режиссер и не ставил перед собой задачи делать развлекательное кино. Уникальные кадры, снятые в поразительной изобретательностью (так для фильма о бобрах вместо одной стены их жилища было установлено стекло), имеют познавательное значение.
Кроме научно-популярных фильмов Згуриди разрабатывал также особый жанр фильма о животных, где пытался научные знания о них не излагать в форме учебного пособия или кинематографического очерка, а вписать в художественный сюжет, напитать этими знаниями какую-либо историю, специально сочиненную или заимствованную из классической литературы.
Используя в качестве первоисточника повесть Джека Лондона, он поставил фильм о собаке «Белый клык». Фильм стал дебютом режиссёра Александра Згуриди в игровом кинематографе, до этого он снимал лишь научно-популярное кино. Премьера фильма состоялась 11 сентября 1946 года.
Нана Клдиашвили: “Волка вырастили специально для этих съемок, и потом Александр Михайлович не расстался с ним, он привез его в Москву. И они жили здесь в Москве. Он его выгуливал. Волк – это не страшно, волк – это чудесно”.
По рассказу Р. Киплинга в 1975 году Згуриди снял совместный советско-индийский односерийный художественный фильм о мангусте «Рикки-тикки-тави» с Алексеем Баталовым и Маргаритой Тереховой в главных ролях. Эта работа получила Премию жюри детских фильмов МКФ «ФЕСТ-82» в Югославии, 1982 год.
Нана Клдиашвили: “Они кусачие мангусты, но они же разумные. Там даже в кадре видно. Там Маргарита Терехова иногда очень изящно поднимает ручки. Это значит опасный момент”.
Хотя критики высказывали мнение, что в подобных работах наука и художественный сюжет соединены не слишком органично, режиссер продолжал разрабатывать в конце жизни именно этот жанр.
Фильмы о слоне «Черная гора» и о лошади «Крепыш» (Приз Министерства лесного хозяйства и охраны ЭССР на ВКФ в Таллине, 1982) были тепло встречены зрителями.
Интересно сделан фильм «Балерина» ( в ролях Настя Меськова, Юрий Васильев и Ольга Кабо). Лента получила Приз за лучшее исполнение главной детской роли на МКФ фильмов для детей в Чикаго, 1994. В этой работе Згуриди совсем уходит от научно-популярного кинематографа — это своеобразная мелодрама для подростков, героиня, которая чувствует себя одинокой из-за того, что ее родители расстались и семейное счастье разрушено, винит во всем Мышиного короля, являющегося ей во сне.
Последний игровой фильм Александра Згуриди был не о животных, картина “Лиза и Элиза” – музыкальная сказка о добре, любви, верности и прочности семейных уз. Он снял ее, когда ему был 91 год.
Згуриди с 1947 г. вел педагогическую работу по ВГИКе, где был профессором и руководил режиссерской мастерской. С 1957 по 1965 г. он являлся вице-президентом и президентом Международной ассоциации научного кино, с 1958 по 1965 — заместителем председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР.
С 1960 г. Згуриди являлся художественным руководителем 1-го творческого объединения киностудии «Моснаучфильм». В 1996 г. режиссер был отмечен премией «Золотой Овен» в категории «Человек кинематографического века».
Автор ряда книг, статей по истории и теории научного кино.
Автор, создатель и первый ведущий телепередачи «В мире животных» с 1968 по 1975 год.
Александр Михайлович был женат на киносценаристе и режиссёре Нане Георгиевне Клдиашвили. Совместно с ней он снимал фильмы, начиная с «Рикки — Тикки — Тави».
Несмотря на преклонный возраст, Александр Згуриди продолжал работать в кино. Смерть настигла режиссёра в разгар работы над новым фильмом «Волшебное колечко». Эта картина была бы полна музыки, танцев и веселья — поистине завершающий аккорд великой симфонии во славу жизни.
Александр Згуриди умер в Москве 16 сентября 1998 года в возрасте 94 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медали. Трижды лауреат Сталинской премии, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и другие.
К 100-летию со дня рождения Александра Згуриди, 23 февраля 2004 года, 1 канал выпустил небольшой ролик для программы новостей. Посмотреть его можно пройдя по ссылке на сайте 1 канала:
https://www.1tv.ru/news/2004-02-23/247305-aleksandru_zguridi_ispolnilos_by_100_let
Источники:
Подготовлено Ελένη Τοπούζ специально для сайта www.greekmos.ru Московского общества греков.