Дорогие друзья,
мы продолжаем публикацию статей историка из Греции Василия Ченкелиди в преддверии годового курса лекций, посвященных истории Понта.
Первая лекция «Греки Древнего Понта (8 в. до н.э. – 4 в. н.э.)» будет прочитана в Москве
29 сентября 2018 года.
Регистрация открыта здесь!
Статья V: «Митридат VI Евпатор – царь, объединивший понтийских греков»
Около 300 лет, с IV по I века до нашей эры, на территории Понта Эвксинского существовало единое государственное образование – «Понтийское царство». На пике своего расцвета его правители столкнулись с могущественным Римом, подчинившим себе практически весь Греческий мир древности. Земля содрогалась под копытами коней с Востока и Запада, погибали десятки тысяч воинов в битвах, вошедших в мировую историю, но понтийские греки не теряли надежду отвоевать у своих новых соперников легендарные области священной Эллады.
К 120 году до нашей эры покровителем и символом возрождающего эллинизма для греков стал понтийский царь Митридат VI Евпатор, заслуживший славу «Царя Азии». Его любовь ко всему греческому, греческое образование и дух практически ничего не напоминали о происхождении самой династии Митридатидов, ведущей свой род от знатных сатрапов Персии. Грекам, соперничавшим между собой в знатности и родовитости, было сложно выбрать претендента на трон. Им стал персидский сатрап Митридат. Матерью его потомка Митридата VI, царствовавшего на 300 лет позже, была гречанка Лаодики.
Митридат VI, прозванный Евпатором, стремился восстановить независимость Греческого мира. Он имел способности искусного военачальника, обладал поразительными организаторскими способностями, непоколебимой волей и необыкновенной физической силой. Древний историк Плутарх приводит следующие данные о Митридате Евпаторе:
«Все узнавали его по шрамам на теле. Помпей восхищался его величием и размерами его оружия. Пояс, на котором крепился меч, стоил четыреста талантов. Даже после смерти великого полководца, потомки не переставали восхищаться всем тем, что напоминало о его небывалой славе».
Древний автор Иустин сообщает о великом понтийском царе следующее:
«В молодом возрасте Митридат бегал настолько быстро, что мог догнать самое быстрое дикое животное».
Митридат славился необычной мужской красотой. Он отличался как жесткостью характера, так и горячим пылом и сексуальностью. На протяжении всей жизни он тянулся к знаниям и имел достаточное по тем временам образование. Он был хорошим наездником, метко метал копье и воевал в первых рядах до последней минуты. Во время войн с Римом враги три раза имели возможность схватить понтийского царя, но каждый раз ему удавалось ускользнуть из их рук. Митридата сравнивали с выскальзывающей из рук змеей, с раненной головой и угрожающим хвостом.
Митридат VI преклонялся перед всем греческим, но несмотря на это одевал восточные императорские одеяния, из которых выделялись широкие персидские штаны и искусно изготовленный головной убор персидского типа. Его царский трон и скипетр были вылиты из золота.
Имя Митридат, имеющее персидский корень, переводится как «вдохновленный Митрой». Митра – это древнее божество зороастрийцев, имеющее связь с силой света. Оно стало известно грекам со времен «отца истории» Геродота. Храм, посвященный Митре, находился на возвышенности вблизи Трапезунда. Сегодня этот холм называется Бозтепе.
Царские палаты Митридата Евпатора в городе Кавира, позже получившим название Неокесарея, были построены в греко-персидском стиле. На монетах Понтийского царства изображались персонажи из греческой мифологии. Особое внимание греки Понта уделяли легендарному мифическому герою древних греков Персею. Он считался «началом» власти династии Митридатов.
Митридат VI Евпатор смог объединить греков обширного региона Понта Эвксинского, поддерживая в них единое греческое понтийское (черноморское) самосознание. В некоторой мере Понт в тот период можно назвать первым «национальным» государством Востока. Стараясь соединить греческую (западную) и персидскую (восточную) культуры, как это делал и Александр Македонский, Митридат в какой-то степени создал прообраз Византии. Он верил, что империя, которая сможет спасти «Греческий Мир», должна объединять все грекоговорящие государства. Его поражение в войне с Римом только оттянуло создание «Византийской империи» на четыре столетия.
Особое внимание Митридат Евпатор уделял связи южных понтийских городов с другими городами Черноморья и Средиземноморья. В этот период усилилась роль городов Синоп и Амис (Амисос, сег. Самсун). Выходцы из Амиса были поставлены на высочайшие государственные посты. Выходцем из Амиса являлся и Папий, сын Менофила, один из «первых друзей» (των πρώτων φίλων) Митридата Евпатора. Он был его главным врачом и «начальником следствия».
Три войны Митридата с Римом, продлившиеся 27 лет, чуть было не привели к восстановлению греческой независимости на всем протяжении побережья Средиземного и Черного морей. Рядом с понтийским царем были известные полководцы своего времени: Неоптолем и Архелай. Понтийские войска продвинулись до Афин и Пирея. Была налажена с связь со Спартаком, поднявшим восстание рабов в Италии.
Несмотря на первоначальное достижение своих целей, Митридат Евпатор начал терпеть поражение за поражением и был вынужден отступить в Северное Причерноморье. Базой для его сухопутных войск были Таврида (Крым) и Гипанис (Кабань). Базой для военного флота являлся город Диоскуриада (Сухуми). За весь период трех войн римскими войсками командовали поочередно знаменитые военачальники Сулла, Лукулл и Помпей.
69-летний Митридат планировал собрать большую армию из скифов и пеонов и в союзе с кельтами напасть на Италию, совершив переход через Северное Причерноморье и Балканы. Он отчаялся только тогда, когда убедился в предательстве своего младшего сына Фарнака, перешедшего с армией на сторону римлян. У Митридата был еще хотя бы один шанс и силы для реализации новых планов, но он в 63 г. до н. э свел счеты с жизнью в Пантикапее (Керчь), где гора возвышающаяся над городом носит по сей день его имя.
Понтийский царь принял яд, приготовленный для его умерщвления, но он не подействовал. Он во избежание отравления смолоду принимал маленькие дозы яда. У него с годами выработался иммунитет на отравляющие средства. Такое явление со времен Митридата Евпатора стали называть «Митридатизм».
После неудачной попытки отравления Митридат Евпатор приказал заколоть себя, связав последние дни своей жизни с Таврическим полуостровом. Его тело было доставлено на Южное побережье Понта Эвксинского. Римский полководец Помпей из уважения к Великому царю похоронил его со всеми подобающими почестями на его родине в Синопе.
Как отметил в начале ХХ века митрополит Трапезунда, а позже Архиепископ Афин и Всея Эллады, Хрисанф:
«Митридат Евпатор погиб, борясь за независимость нашего Востока от римлян».
Автор статьи: Василий Ченкелидис, историк
Если вы хотите поддержать этот проект и работу лектора, Вы можете перевести деньги через наш сайт, указав в комментарии: «История Понта».
Читайте также:
Статья I: «Понтийские греки: с чего все начиналось…»
Статья II: “От Прометея и аргонавтов до Греческого мира Понта Эвксинского”
Статья III: “Какой была армия греков Древнего Понта?”
Статья IV: “Воины афинянина Ксенофонта на земле Древнего Понта”
Литература для чтения:
- Климов О. Ю. Пергамское царство. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-8465-0702-9.
- Молев Е. А. Властитель Понта. Монография. — Нижний Новгород: ННГУ, 1995. — 195 с. — ISBN 5-86-218273-Х.
- Наумов Л. Митридатовы войны. — М.: Волшебный фонарь, 2010. — 512 с. — ISBN 978-5-903505-38-8.
- Сапрыкин С. Понтийское царство: Государство греков и варваров в Причерноморье. — Москва: Наука, 1996. — 195 с. — ISBN 5-02-009497-8.
- Талах В. Н. Рожденный под знаком кометы: Митридат Эвпатор Дионис / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. — 2-е, доп. и перераб. — Киев: Видавець Купрієнко С. А., 2013. — 214 с. — ISBN 978-617-7085-08-8.
- Чернявский С. Митридат Великий. — М., 2016.