Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Дмитрий Бисти

БИСТИ ДМИТРИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Родился 27 июня 1925 года в Севастополе.
График.
Народный художник РСФСР (1984).
Член-корреспондент Академии художеств СССР (1979).
Действительный член АХ СССР (1988).
Вице-президент АХ СССР с 1988 года.

Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Учился в 1939-1941 годах в Москве, в средней художественной школе при Художественном училище памяти 1905 года. Окончил Московский полиграфический институт (1947—1952). Ученик московских графиков А. Д. Гончарова и П. Г. Захарова, опиравшихся на традиции, заложенные В. А. Фаворским.

С 1947 года начал самостоятельно работать в издательствах «Художественная литература», «Детская литература», «Современник», стал известен с 1960-х как иллюстратор и оформитель книг: собрания сочинений Лопе де Вега, Проспера Мериме, произведения Бертольда Брехта, С. Маршака, В. Маяковского, Вергилия, Гомера, Мопассана; всего насчитывается более 50 наименований.

Излюбленная его техника — гравюра на дереве; ряд работ выполнен в технике офорта («Песнь о Роланде», 1976). Иногда обращался к цветной ксилографии; особенно эффектны его листы к поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1967).

В 1980-е годы начал работу над серией гравюр на дереве для изд-ва «Детская литература». В канун 800-летия похода Игоря выступил с инициативой организации выставки «Золотое слово русской литературы — Слово о полку Игореве» (Москва, 1986). Здесь были представлены и новые его работы, выполненные в 1984—1986 годах, которые сопровождают не древнерусский текст, а поэтический перевод И. Шкляревского.
Умер 21 октября 1990 года в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Дмитрий Спиридонович Бисти  –  выдающийся отечественный график,  заслуженный художник РСФСР (1978), лауреат Государственной  премии СССР (1978), член-корреспондент АХ СССР (1979), Народный художник РСФСР (1984), действительный член и вице-президент АХ СССР (1988), участник более  чем сотни отечественных и зарубежных выставок, где награждался премиями, медалями, памятными знаками. С 1973 г. – член жюри престижных конкурсов, проходивших по всему миру (Австрия, Армения, Грузия,  Италия, Украина, ФРГ, Чехословакия, Япония и др.). В 1978 – 1986 гг.. преподавал рисунок и композицию в Московском Полиграфическом институте (нынешний Институт печати им. И. Фёдорова). В середине 1970-х руководил оформлением 200-томной серии «Библиотеки всемирной литературы», ставшей особой эпохой в русскоязычном мире книги.

Художник Дмитрий Бисти в мастерской, 1985 год

Дмитрий Бисти –  выдающийся художник-книжник. Его визуальные  интерпретации романов И. Стоуна «Жажда жизни» (1961),  «Муки и радости» (1971), поэмы «В.И. Ленин» (1967) В. Маяковского, новелл А. Рюноскэ (1970, 1974), «Энеиды» Вергилия (1971), «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде»  (1976), «Повести» В. Одоевского (1977),  «Илиады» (1978) и «Одиссеи» (1981)  Гомера, «Хождения за три моря» А. Никитина (1985), «Слова о полку Игореве» (1988),  «Метаморфоз» Апулея (1988) и других произведений стали ядром отечественной книжной графики, силу воздействия которого ощущали читатели и все работавшие в данной области.

“Слово о полку Игореве” Иллюстрация, ксилография, 1988

Несмотря на чрезвычайно активную выставочную, педагогическую, редакторскую, общественно-просветительскую, публицистическую деятельность, Дмитрий Бисти самым важным в художническом призвании считал оформление книги. Опираясь на трактовку книги В. Фаворским, интепретирующим её как  целостную структуру, где текст, изобразительный материал и пространственное построение тесно взаимосвязаны, Д. Бисти для каждого литературного произведения подбирал свои решения, считая, что пластические характеристики романа, новеллы, лирического или сатирического стихотворения, эпоса чрезвычайно отличаются друг от друга.

В зависимости содержания и времени создания текста он выбирал определённую графическую технику (ксилография, офорт, акватинта, линогравюра, гравюра на пластике, гуашь и др.). Огромное внимание художник всегда уделял эмоциональным характеристикам литературных произведений, передавая разнообразную гамму переживаний пластическими средствами выразительности, учитывая при этом характер шрифта (гравированного или рисованного) и встроенности  текста в общее пространство книги.

Афанасий Никитин “Хождение за три моря” Иллюстрация, офорт, 1985

Смена политических режимов, изменение эстетических ориентиров не только не уменьшает, напротив, повышает на ценность произведений Дмитрия Бисти, отражавшего в творчестве диалектические противоречия жизни, всегда высказывавшегося страстно, горячо, искренне, так, что его искусство никого не оставляет равнодушным и заставляет задуматься о важных жизненных принципах человека-гражданина.

Использованы источники:       

http://www.shr-ekb.ru/exibitions.php?exid=267  

https://www.openklub.ru/artist/2380/

https://www.kino-teatr.ru/mult/painter/sov/386016/bio/  

https://www.davno.ru/posters/artists/%D0%B1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8/ 

http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/illyustratsii-k-poe-me-slovo-o-polku-igoreve/

 

 

 

2019-01-31T12:54:30+03:00