Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ
23 декабря 2021

Кессиди Феохарис

Феохарий Харлампиевич Кессиди (13 марта 1920 – 23 декабря 2009) – известный советский и греческий философ, внесший огромный вклад в развитие мировой философской мысли. Его работы переведены на десятки языков мира и служат источником вдохновения для современных исследователей. Творчество Ф.Х. Кессиди, грека по национальности, уроженца села Санта Цалкского района Грузии, является примером и образцом научных и духовных связей между российским и греческим народами.

Эпитафия на памятнике Ф.Х. Кессиди на кладбище селения Прохома-Санта, пригороде города Салоники, сделана на русском и греческом языках: «Прохожий, поведай эллинам и народам былого СССР, что человек, прах которого покоится здесь, честно выполнил свой долг, распространяя по свету эллинскую мудрость и свободу».

Феохарий Харлампиевич Кессиди – специалист по истории античной философии; доктор философских наук, профессор.

Один год проучился в МИНХ. С 1939 — студент филос. ф-та МИФЛИ. В 1941 К. обратился в райвоенкомат с просьбой о мобилизации в действующую армию, однако получил отказ. Поскольку МИФЛИ эвакуировался в Среднюю Азию, К. предпочел вернуться на родину, нек-рое время был зав. библиотекой Цалкского райкома партии.

Работая в 1942—1945 учителем, а затем завучем и директором Сантинской школы. К. экстерном закончил 3-й и 4-й курсы филос. ф-та Тбилисского гос. ун-та. В 1945 был восстановлен на 5-м курсе филос. ф-та МГУ. Окончил МГУ (1946) и асп. по кафедре истории филос. Канд. дисс. — “Философия Гераклита Эфесского” (1950). В 1950—1970 преподавал филос. в разл. вузах Москвы: Кооперативном ин-те, Художеств. ин-те им.Сурикова, Ин-те иностр. яз. им. М.Тореза.

С 1970 до 1992 работал в ИФ АН СССР (РАН). С 1992 живет в Греч. Республике.

Докторская диссертация — “Раннегреческая философия и ее отношение к мифу, искусству и религии” (1968). В 1987 Афинская академия наук избрала К. своим чл.-корр. К. — отв. ред. кн. “Платон и его эпоха” (1979); отв. ред. и один из авторов сб.”Греческая философия и ее культурно-историческое значение” (М., 1985, на франц. яз.). К. — инициатор “Аристотелевских чтений” (с 1978); одна из конф. в рамках этих чтений (1987) завершилась открытием памятника Аристотелю в г. Цалка. Памятник был установлен на ул. “Советской”, впоследствии переименованной в “улицу Аристотеля”. К. внес значительный вклад в изучение истории древнегреч. филос. Согласно его концепции, становление филос. мысли на самостоятельный путь развития явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологич. отождествления к художеств. сравнению и от художеств. сравнения к науч. аналогии и отвлеченному понятию; в учениях ранних греч. философов чувственный образ и отвлеченное понятие связаны между собой, составляют “теорию”; раннегреч. философам чужд дуализм мышления и бытия, субъекта и объекта, общего и конкретного; элейцы, ставшие на путь рационального постижения мира и открывшие “чистый разум”, столкнулись с трудностями, выраженными в апориях Зенона.

В сферу научных интересов Кессиди кроме истории древнегреческой философии входят филосовские проблемы генетики человека, советология (в частности, межнациональные отношения), проблемы советских греков и эллинопонтийцев.

Сочинения:

Диалектика и материализм в философии Гераклита Эфесского // ВФ. 1953. № 5; Демократия, рационализм и материализм в античном мире // В. истории мировой культуры. 1958. № 5; Религиозное свободомыслие и атеизм в Древней Греции // Философские науки. 1962. № 1; Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского.

М., 1963; От мифа к логосу. (Становление греческой философии).

М., 1972; Сократ.

М., 1976 (2-е, дополненное изд. — 1988); Изучение философии Платона в СССР // Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения.

М., 1979; К проблеме социально-политических взглядов Гераклита Эфесского.

М., 1980; Гераклит.

М., 1982; Этические сочинения Аристотеля // Аристотель.

Соч. в 4 т. Т.4. М., 1984; Греческая философия и ее культурно-историческое значение.

М., 1985 (на франц. яз.); Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода // Проблемы античной культуры.

М., 1986; Историко-философские статьи и критические заметки.

Афины, 1987 (на греч. яз.); Была ли у древних греков идея истории // ВФ. 1987. № 8; Философские и этические проблемы генетики человека. (Депонир.). М., 1988; Открытое письмо Александру Зиновьеву // Московские новости. 29.10.1989. № 344 (486); Об одной особенности менталитета древних греков // ВФ. 1996. № 2; О парадоксе России // Там же. 2000. № 6.

 

Источник: https://www.biografija.ru/biography/kessidi-feokharij-kharlampievich.htm


Феохарис Харлампиевич Кессиди.
Наследие великого грека.

В моей библиотеке на книжных полках самого ближнего ряда расположились труды наших выдающихся соотечественников: русского философа и мыслителя антиковеда Феохариса Кессиди, легенды мировой археологии Виктора Сарианиди, видного советского (российского) ученого экономиста и политика Гавриила Попова – слово о мироздании и человеке наших современников греческих глыб. Кумиром каждого из них является древнегреческий философ Сократ. …Их роднит и объединяет сократовская мудрость и простота, самоирония, отсутствие каких-либо намеков на свою важность.

Мы, на самом деле, счастливые люди, потому что судьба тысячам из наших соотечественников даровала возможность знакомства, живого общения с нашим выдающимся соотечественником, прикосновения к его мудрости и истинам.

 

Ф.Х.Кессиди: жизнь не во лжи. …Не надо врать и лицемерить!

Наш выдающийся соотечественник Феохарис Кессиди. Он прожил свою жизнь на самой высокой и чистой ноте. Жизнь не во лжи – его слова подвигали сотни тысяч его соотечественников, миллионы читателей его трудов задуматься о смысле нашего присутствия в этом мире. Его мысли, его слова обращены к каждому из нас – быть ответственными гражданами в своем сообществе, городе и крае проживания, стране. Не передоверять свою судьбу политикам, современным фарисеям. …Его слова и мысли напоминают мне во многом великого Никоса Казандзакиса, 2017 год в греческом мире посвящен ему, они, великие греки критянин и понтиец, призывают каждого начать с себя.

Они требуют называть вещи их подлинными именами: подлеца, проходимца, лжеца…

«…Не надо врать и воровать, лицемерить и подличать. Служение Отечеству, служение своему народу не терпит низостей, это высокая категория, по самому честному спросу. Страной не должны править кланы, дилетанты, сомнительной репутации  «троечники».

Феохарис Кессиди, ученый философ мирового масштаба, внесший огромный вклад в изучение истории древнегреческой философии. 

Согласно его концепции, становление философской мысли на самостоятельный путь развития явилось процессом перехода от мифа к логосу, от мифологического отождествления к художественному сравнению и от художественного сравнения к научной аналогии и отвлеченному понятию. …От мифа к логосу. Слово философа Кессиди учит нас фантастическому по своей красоте и величию мыслительному процессу, «быть Человеком» – «убить в себе дракона» «добровольного рабства». Не отрекаться от своего «я», прививает культуру Свободы, Совести, чувства Долга.

…У него болела душа за судьбу России.

«…Почему Россия, ее простые люди, страна ведь имеет огромные возможности, будь то природные ресурсы, завидный интеллектуальный потенциал и присущую ей духовность, пребывает в нужде и бедности, причем на протяжении веков?».  Голос философа Кессиди был слышен как в Греции, так и в России, где каждый мыслящий человек посчитал необходимым для себя прочесть его труды, его последнюю книгу воспоминаний о прожитой жизни в «стране Советов»  «Идеи и люди» – это прикосновение к Мудрости.

О его человеческих качествах

Греки трапезундской Санты славились своей легендарной храбростью. Их с полным на то правом можно назвать «спартанцами Понта». И эти качества отваги и храбрости в сандете Феохарисе Кессиди присутствовали с лихвой! Вспомним его письмо «лично товарищу Сталину» в 1950 году. Его обращения к политическому руководству Греции с призывом озаботиться проблемами репатриантов из бывшего Советского Союза, вопросами их полноценной интеграции в греческое общество. Награждение философа  Ф.Кессиди орденом Греции «Золотой крест Чести» – это достойная оценка его трудов, его вклада в продвижение в мировом пространстве, по всему свету Эллинской мудрости и Свободы.

Ф.Х.Кессиди (13.03. 1920 г. Санта. Грузия. – 24.12.2009 г. Афины. Греция).      Феохарий Харлампиевич Кессиди – выдающийся мыслитель, доктор философских наук, профессор, академик Афинской академии, академии гуманитарных исследований (Москва) и ряда российских академий, основатель греческого отделения Академии гуманитарных исследований в Афинах, член редколлегий научных энциклопедий и журналов Греции и России, организатор многих Международных и Всесоюзных научных конференций, в том числе Аристотелевских чтений, представитель АН СССР на Всемирном философском конгрессе в Салониках. Труды Ф.Х.Кессиди по античной философии вошли в сокровищницу мировой культуры. Им опубликовано свыше 250 научных трудов, десятки монографий, многие из которых вышли в свет на 16 языках мира. …Книга «Времена и судьбы» – последний труд Ф.Х.Кессиди, его воспоминания, посвящена историко-философскому осмыслению основных социальных, общественно-политических событий в Стране Советов и ее духовно-интеллектуальной жизни. В своих воспоминаниях он дает развернутую панораму жизни страны, пропущенную через свой личный опыт: он пишет о Москве, о политических репрессиях, сталинских дискуссиях, о войне, об Академии наук, о педагогах высшей школы, своих учителях, просто о близких друзьях и вообще – о достойных людях того времени, с которыми свела его судьба.

Апология Учителю.

  «Я знаю, что ничего не знаю…

   О том, что такое добродетель, я ничего не знаю…

              И все-таки я хочу вместе с тобой

             Поразмыслить и понять, что она такое».                                         

                                                                                                                 Сократ

                                        «Ένα ξέρω, ότι τίποτα δεν ξέρω…

                                          Τι είναι αρετή, δεν ξέρω… Και μ’όλα ταύτα

                                          Επιθυμώ μαζί με σένα να σκεφτώ και να

                                          Καταλάβω τι είναι η αρετή».

Слово о нашем великом соотечественнике выдающемся русском философе и мыслителе Феохарисе Кессиди.  Это был человек, к Слову которого  прислушивались сотни тысяч греков Советского Союза, постсоветского  пространства, которым в их непростых жизненных перипетиях последних 15-20 лет необходимо была духовная поддержка, опора в терниях поисков “верного пути” из “лабиринта Тьмы” – Логос-Слово патриарха Мысли. …Последний год он очень сильно болел.  Переезд из Афин в греческую  Санту-Прохома. Возвращение в Афины, где дописаны последние строк его воспоминаний о прожитой жизни в стране Советов (“Времена и судьбы”). Все эти годы, последние мгновения Его жизни рядом с ним была его верная Ольга – супруга, друг, соратник.

…Рядом с ним были сотни, тысячи его соотечественников, разбросанных по всей ойкумене, любящих и уважающих его,  кто приходил к ним с Ольгой Николаевной в гости в афинскую квартирку, последний год в дом в греческой Прохома-Санта, где он,  наш выдающийся соотечественник Феохарис Кессидис, обрел свой последний земной покой.

Философский круг замкнулся…

Великий ученый философ Ф.Х.Кессиди. Потомок греков трапезундской Санты, уроженец триалетской Санты вернулся к своим истокам – в греческую близ Салоник Прохома- Санту, которая обязательно станет “Ясной Поляной” для сотен тысяч греков репатриантов из постсоветского пространства – их местом паломничества, духовным центром.

…Великий Грек и Гражданин Феохарис Кессидис – человек, у которого многие из нас искали и находили ответы на самые животрепещущие  вопросы земного бытия.

…Поклонимся Ему за верное и гениальное служение Логосу-Мысли, за образцовое служение нашему народу.  Своим существованием он подтверждал, что великие греки рождались не только  тысячи лет назад, но и в современную эпоху.

…На протяжении более 10 лет, со второй половины 1990-х гг. и до последних месяцев его жизни, как и многие наши соотечественники из пространства бывшего Советского Союза, будучи в Афинах навещал Феохариса Харлампиевича и Ольгу Николаевну в их скромном жилище в районе Неос Козмос. Наши разговоры друзей и соотечественников по душам. Его оценки наиболее актуальным  процессам, происходящим в греческом обществе, среде репатриантов из СССР, греческом мире постсоветского пространства, в России всегда отличались оригинальностью и честностью. Они не могли оставить равнодушными!

…Он был подлинным человеком, всегда говорящим то, что думает. Его можно было не любить, прямота и честность, как известно,  плодят в наше “смутное” время число персональных недругов и недоброжелателей, но не уважать таких людей невозможно.

Катехизис Феохариса Кессиди 

– Его слово – приглашение каждого из нас к мыслительному процессу, прививание культуры ответственности за все, происходящее в твоем местечке, стране, во всем мире – культуры Гражданского общества. Давайте не будем передоверять все это политикам, “доведшим до ручки”  Элладу. “…В Греции сегодня нет харизматичных национальных политиков, апеллирующим к греческой нации, не к партийной единоверно пастве”.

– Всей своей жизнью, прожитой им на самой высокой и чистой ноте, он доказал, что великие греки рождались не только в античную эпоху,  но и в современное время. …На таких личностях-глыбах “не от мира сего” держится этот мир-Космос. Труды Ф.Кессиди, посвященные великим греческим мыслителям и философам, великим историческим личностям античности удивительно актуальны и сегодня, они будут востребованы всегда.

– Его мысли, “боль о России” – это публицистические эссе, собранные в книге “Идеи и люди”. Его Память о главных исторических процессах в российском государстве (СССР), научном сообществе – это Его последнее Слово – воспоминания-мемуары “глазами очевидца” “Времена и судьбы”. …Боль о разобщенности греческого мира России и постсоветского пространства, репатриантской среды, абсурдного, в угоду “торжества бюрократии”, деления Эллинизма на “секции”, “албанизации” греческого общества, теме ответственности греческих политиков за судьбу страны – в многочисленных статьях, опубликованных в русскоязычных СМИ. Мысли греческого патриота и Гражданина.

…У меня нет никаких сомнений по части реакции Феохариса Харлампиевича Кессиди на «особые» мнения в вопросах оценок трагедии Понтийского эллинизма – геноцида греков Понта младотурками и кемалистами в Оттоманской Турции в первой четверти 20-го века.

…Его ответы и оценки господам «Филисам», «Репуси», «Андрианопулосам», всем представителям «пятой колонны» в греческом политикуме мне до буквы известны.

Ольга Николаевна Кессиди – супруга Ф.Х.Кессиди (Афины).
«…Он был мудрым, простым, надежным и благородным человеком, с которым было интересно рядом жить, которому хотелось посвятить свою жизнь. …Он был нетерпим к лицемерию, чванству и хамству. Таким людям, от «колхозника» до министра, он мог сказать все, что думает о них. Почти все его недоброжелатели из этой «паствы». …Он отзывался на чужие боль и клич о помощи, радовался успехам, заслуженной оцнке деяний своих коллег, соотечественников.  Для него существовали одни ценности: книги, общение с людьми. …Его профессией и жизненным призванием было Слово».

Тайны человеческого земного мироздания. 

Мои мысли о Феохарисе Кессиди, чей образ держу всегда близко к своему сердцу, простираются и до “мессианской” идеи.  Как на “краю Земли”, в греческой триалетской Ойкумене (Санте) в “сибирском” уголке Грузии, куда в конце первой трети 19-го века, в единоверную Россию, переселились, притесняемые ненавистным оттоманским игом греки Понтоса, в семье простых крестьян родился “этот мальчик”, внесший впоследствии свой зримый вклад в сокровищницу человеческой Мысли. Ученый муж, к слову которого чутко прислушивались сотни тысяч его соплеменников, тысячи коллег во всем мире, которым после себя оставлены сотни философских, исторических и публицистических трудов.

…Как нам сегодня не хватает его мудрого слова, позиции Грека и Гражданина!

«Аристотелевские чтения»

Наследие великого грека Ф.Кессиди – это «Аристотелевские чтения», возрожденные последнее десятилетие на площадке Южного Федерального университета.

Международная научная конференция  «Аристотелевские чтения. Философия и культура Древней Греции: история и современность», г. Ростов-на-Дону, 25–28 мая 2016 г.

Глубоко символичным является факт, что творцами возрожденных «Аристотелевских чтений» в Ростове-на-Дону являются ученик Ф.Х.Кессиди профессор Г.В.Драч, недавно мы поздравили выдающегося филэллина с его 75-летием,  его соотечественник и земляк, руководитель греческого мира России и постсоветского пространства И.И.Саввиди.

«Аристотелевские чтения» в Ростове-на-Дону – это дань памяти их организатору и вдохновителю философу Кессиди.  Это достойнейшее мероприятие в перекрестный год Греции и России. Центром философской жизни России на два дня, как некогда в бытность академика Кессиди перемещался в греческую Цалку в Грузии, становится южная столица России Ростов-на-Дону. Это достойнейший проект, в котором греческая диаспора России играет важную роль. «Аристотелевские чтения» – напоминание  всему человечеству о великом наследии  философа Аристотеля из Стагиры (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.)  – первого мыслителя, создавшего всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

 Ушедший 2016 год – год Аристотеля. 2400-летний юбилей великого мыслителя.

В 2016 году человечество отметило юбилей Аристотеля – великого древнегреческого мыслителя, впервые создавшего всестороннюю систему философии, охватывающую все сферы человеческого развития: политику, социологию, логику, физику. В России, во всем мире прошли серия праздничных мероприятий, посвященных его 2400-летию, и Россия не стала исключением – в октябре этого года в Москве состоялись торжественные акции.

…13 марта 2016 года – 97-я годовщина великого Грека и Гражданина Феохариса Кессиди. Его, грека Ойкумены,  жизнь и судьба – это доказательство факта, что великие греки, достойные продолжатели наших великих предков, рождаются и в современную эпоху.

…Сельское кладбище в пригороде северной греческой столицы Салоники Прохома-Санта –  последнее земное пристанище патриарха Мысли греков из пространства бывшего Советского Союза великого философа и мыслителя современности Феохариса Кессиди. На памятнике начертаны слова:

«ПРОХОЖИЙ! ПОВЕДАЙ ЭЛЛИНАМ И НАРОДАМ БЫЛОГО СССР, ЧТО ЧЕЛОВЕК, ПРАХ КОТОРОГО ПОКОИТСЯ ЗДЕСЬ, ЧЕСТНО ВЫПОЛНИЛ СВОЙ ДОЛГ, РАСПРОСТРАНЯЯ ПО СВЕТУ ЭЛЛИНСКУЮ МУДРОСТЬ И СВОБОДУ».

«ΦΙΛΟΣΟΦΟΣ, ΑΚΑΔΗΜΑΙΚΟΣ ΚΕΣΣΙΔΗΣ Χ. ΘΕΟΧΑΡΗΣ.
ΔΙΑΒΑΤΗ, ΠΕΣ ΣΤΟΥΣ ΕΛΛΗΝΕΣ ΚΑΙ ΣΤΟΥΣ ΛΑΟΥΣ ΤΗΣ ΠΡΩΗΝ ΣΟΒΙΕΤΙΚΗΣ ΕΝΩΣΗΣ ΟΤΙ Ο ΑΝΘΡΩΠΟΣ, ΠΟΥ ΕΝΘΑΔΕ ΚΕΙΤΑΙ ΕΚΠΛΗΡΩΣΕ ΤΙΜΙΑ ΤΟ ΧΡΕΟΣ ΤΟΥ. ΔΙΑΔΙΔΟΝΤΑΣ ΣΤΟΝ ΚΟΣΜΟ ΤΗΝ ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΣΟΦΙΑ ΚΑΙ ΤΗΝ ΕΛΕΥΘΕΡΙΑ».

Никос Сидиропулос. Москва.


 

Феохарис Кессидис. Родился 13.03.1920 г. в греческом селе Санта Цалкского р-на Грузии. В 1938г. окончил среднюю школу в г. Тбилиси. В 1939 г. поступил в Московский институт истории, философии и литературы (ИФЛИ). В 1945 г. ИФЛИ объединился с МГУ, философский факультет которого он и окончил в следующем году. Там же он окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Философия Гераклита Эфесского» (1950 г.).

Мне, кто долгие годы знал Феохариса Харлампиевича и дружил с ним, периодически  хотелось вернуть его внимание к острой драматургии истории защиты кандидатской диссертации. В его кандидатской подверглась обструкции трактовка учения Гераклита Эфесского известным антиковедом, профессором М.Дынником. Перспективы защиты стали никакими, так как профессор был завкафедры истории и, соответственно, работа Ф.Кессиди была там «успешно» провалена. В срок к защите она не была допущена.

Никто из коллег не рискнул записаться, как это предусматривается процедурой подобного рода, в официальные оппоненты, дабы не попасть в черный список профессора Дынника.

Нашему соотечественнику послужил подспорьем только что вышедший труд вождя Иосифа Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», где критиковался «аракчеевский режим в науке». Феохарис Кессиди пишет письмо на адрес ЦК Партии и «лично тов. Сталину» с просьбой разобраться в ситуации с защитой его кандидатской и поручить руководству факультета назначить оппонентов для процедуры ее защиты. …Вместо положенных двух оппонентов ему назначили трех. Аудитория, где проходила защита, была переполненной! Отсутствие в зале профессора Дынника было расценено присутствующими, как признание им своего полного и сокрушительного поражения. Работа соискателя была единогласно признана достойной степени кандидата наук.

– …Испытывали ли вы, Феохарис Харлампиевич, какие-либо иллюзии по поводу «отца всех народов», обращаясь к нему за справедливостью?

– Иллюзий никаких не было. У меня и тогда не было сомнений в фарисействе вождя.

Тема докторской диссертации Ф.Кессиди – «Раннегреческая философия и ее отношение к миру, искусству и религии». Защита диссертации проходит в 1968 году в Тбилиси.

Ф.Кессиди. Профессор с 1969 г., член-корреспондент Афинской академии с 1987 г. Основателем Афинской академии, напоминаю, был Платон.  Действительный член Московской академии гуманитарных исследований, с 1995 г. действительный член Санкт-Петербургской академии гуманитарных наук. Преподавал философию во многих вузах Москвы. С 1970 до 1992 работал в ИФ АН СССР (РАН). Многие вузы Москвы – это Московский институт советской кооперативной торговли, Московский художественный институт имени Сурикова, институт иностранных языков имени Мориса Тореза, Институт философии. …На его лекциях аудитории всегда были переполненными.

DSC06372

Ф. Кессиди – активный подвижник за восстановления преподавания греческого языка в местах компактного проживания греков Советского Союза. Инициатор, организатор, духовный вдохновитель проводимых с 1978 г. научных конференций по проблемам древнегреческой философии – «Аристотелевские чтения»

DSC06371

Ф. Кессиди – автор свыше 250 научных трудов по проблемам древнегреческой и русской философии, генетики человека, этики, эстетики, которые переведены на 15 языков мира. Широкую известность приобрели в мире труды «Гераклит Эфесский», «От мифа к логосу», «Сократ». 4-е дополнительное издание «Сократа» в 2001 г. приурочено к 2400-летию со времени его смерти.

Никос Сидиропулос, Москва.


…5 лет без Патриарха Мысли греков постсоветского пространства великого Грека и Гражданина Феохариса Кессиди 23 декабря – день Памяти о великом Греке и Гражданине, выдающемся русском философе и мыслителе Феохарисе Кессиди.

Статья по ссылке: http://www.hecucenter.ru/ru/

Theoh. Kessidis. Prohoma. pamiatnik Theoharis Kessidi. Pamyatnik. Nadpis

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2021-12-23T17:13:22+03:00