Николай Фомич Тифтикиди – известный российский музыковед, почётный профессор Ростовской и Алма-Атинской консерваторий, председатель комитета по культуре, тонкий музыкант, пытливый учёный, замечательный педагог.
Член Совета Московского общества греков (1989–1993)
Николай Фомич Тифтикиди родился 11 августа 1921 года в Боржоми Тифлисской губернии.
Имя Н. Ф. Тифтикиди особенно дорого ростовчанам – консерваторцам старшего и среднего поколений. С деятельностью Николая Фомича и его коллег минувшего времени связан ответственный исторический этап становления донского музыкального вуза. Н. Ф. Тифтикиди был одним из тех, кто с момента организации РГМПИ–РГК отдавал свой талант музыканта и педагога на благо общего дела, закладывая основу для формирования и дальнейшего развития современного образовательного учреждения. В лице Николая Фомича, педагогически ярко одарённого, наделённого редкими душевными качествами, его студенты обрели прекрасного и глубоко ими почитаемого Учителя.
После открытия музыкально-педагогического института в Ростове-на-Дону (1967) Николай Фомич Тифтикиди был приглашён на кафедру теории музыки и композиции для преподавания теоретических дисциплин. Спустя год Н. Ф. Тифтикиди стал руководителем этой кафедры (1968–1976), позднее, с 1976 по 1984 годы, занимал должность проректора по научной работе. Николай Фомич глубоко ощущал свои семейные и национальные корни. Вспоминая родителей, их нелёгкую судьбу, вновь и вновь остро переживая события собственного детства и юности, он с гордостью подчёркивал, что родился в семье потомственных понтийцев.
Когда маленького Нико Тифтикиди отдали учиться в музыкальную школу (1929, Баку), сначала по классу фортепиано, а затем скрипки, он самостоятельно начал осваивать игру на понтийской лире.
В годы консерваторской учёбы (с 1941, Баку), прервавшейся из-за ссылки семьи в Казахстан, он осознал, что глубоко любит музыку, что ему интересен педагогический труд, и ощутил глубокую признательность своему учителю Николаю Семёновичу Чумакову, который поддерживал талантливого студента и верил в него. В 1990-е годы, когда Николай Фомич готовил к публикации сборник своих научных работ («Проблемы музыкального фольклора и композиторского творчества», 1992), он посвятил книгу «памяти дорогого Учителя – незабвенного Николая Семёновича Чумакова».
В жизни Н.Ф. Тифтикиди был светлый и счастливый период, связанный с переездом в Алма-Ату. Там, после многих лет мытарств в ссылке, он получил возможность закончить учёбу в консерватории (1952) и преподавать в музыкальном училище.
Там же Николай Фомич встретил свою будущую жену, дорогую его сердцу Эмилию Афанасьевну, и у них родилась нежно любимая дочь Елена. Наконец, в Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди узнал о своей реабилитации (1955). Вскоре его пригласили в Алма-Атинскую консерваторию на кафедру теории музыки (1956), которую тогда возглавлял широко известный учёный, профессор Иосиф Игнатьевич Дубовский, один из авторов ценного в научном и методическом отношении учебника гармонии, выдержавшего много изданий и широко применяемого в отечественной педагогической практике.
Встречи с подобными людьми высокой чести и достоинства из сферы музыкальной науки и педагогики были своего рода вехами на жизненном пути Николая Фомича. В Алма-Ате Н. Ф. Тифтикиди включился в научную работу, связанную с исследованием казахской домбровой музыки. Верный себе, он первоначально освоил игру на казахской домбре, после чего создал серьёзный и основательный научный труд, с присущей ему ответственностью подходя к обоснованию каждого положения упомянутого исследования.
Николай Фомич стремился подвергать тщательной проверке любой из выдвигаемых научных тезисов, чему способствовали консультации авторитетного учёного, музыкального теоретика Валентины Николаевны Холоповой, с которой Н. Ф. Тифтикиди был дружен все последующие годы.
Подготовленную научную работу Николай Фомич защитил в качестве кандидатской диссертации (1977, Ленинград). Его исследование «Система ритма и темпа домбровой музыки Западного Казахстана», с благодарностью воспринятое в Алма-Атинской консерватории, было оценено как важный вклад в изучение инструментальной музыки казахского народа.
Годы работы на кафедре теории музыки и композиции Ростовского музыкально-педагогического института явились для Н. Ф. Тифтикиди не только продолжением его профессиональной деятельности, начавшейся в Алма-Ате, но и неким новым жизненным этапом. Николай Фомич по-прежнему с увлечением и подъёмом занимался научными исследованиями, его музыкально-теоретические статьи регулярно публиковались. Однако ведущей всё-таки была педагогическая работа: движимый желанием обновить музыкально-теоретические курсы (среди которых выделялся сложный и крайне важный курс гармонии), он стремился приблизить учебные курсы к требованиям современности.
В 1998 году Н. Ф. Тифтикиди с женой переехал в Москву и сосредоточился на сфере музыкально-просветительской деятельности, воспринятой им как служение культуре греческого народа. Николая Фомича и ранее воодушевляла благородная цель – возрождение культуры греков Причерноморья. Он вложил немалый труд в организацию Первого Всесоюзного фестиваля греческой культуры и искусства, серии концертов в России, Греции, на Кипре (1990), в подготовку Всероссийского конкурса исполнителей на понтийской лире (1992), в создание греческого культурного центра «Арго» (1991–1993) и т. д.
Позднее Николай Фомич уделял большое внимание проблемам аудиозаписи, расшифровки и нотации греческих песен (1993–1999) и очень гордился тем, что в 2001 году в греческом городе Салоники состоялась презентация составленного им сборника «110 мелодий понтийских песен».
Скончался 27 мая 2014 года.
Учебные пособия и статьи.
- “Первая казахская оратория” (“Голос веков” С. Мухамеджанова; СМ, 1961, № 6),
- “Рождение нового коллектива” (об Алма-Атинском камерном оркестре; там же, № 7),
- “Устремленный вперед” (о творчестве Б. Баяхунова; там же, 1962, № 5),
- “Симфоническая музыка” (в кн.: Очерки по истории казахской советской музыки. — Алма-Ата, 1962),
- “С верой в белую птицу” (о творчестве Г. Жубановой, СМ, 1966, № 7),
- “Песенные истоки домбровых кюев” (в кн.: Народная музыка в Казахстане. — Алма-Ата, 1967),
- “Аналогия не доказательство. К дискуссии о фольклоре и композиторском творчестве” (СМ, 1968, № 4),
- “Теория однотерцовой и хроматической систем” (в кн.: Вопросы теории музыки. — М., 1970),
- “Слух Затаевича” (в кн.: Музыкознание. Вып. 4. — Алма-Ата, 1973),
- “Темповые закономерности казахской домбровой музыки” (СМ, 1975, № 1),
- “Теория панхроматической системы” (в сб.: Музыковедение и вопросы теории искусства. — Ростов-на-Дону, 1975),
- “О преломлении в мелодике Шостаковича некоторых интонационных структур русской протяжной песни” (в кн.: Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 2. — M., 1978),
- “Национальные черты мелоинтонаций русской протяжной песни” (в кн.: Традиции русской музыки XVII — XIX веков. — М., 1978),
- “Акцентный ритм как черта стиля” (СМ, 1980, № 8).
Источники:
- https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Тифтикиди,_Николай_Фомич
- https://bessmertnybarak.ru/tiftikidi_nikolay_fomich/
- https://cyberleninka.ru/article/n/pamyati-n-f-tiftikidi-1921-2014/viewer