Московское Общество Греков
ΣΥΛΛΟΓΟΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΜΟΣΧΑΣ

Мастеропулос Никос

Никос Мастеропулос – «…Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру»
             Свою жизнь он посвятил живописи, Православию, нашему народу 

Никос Мастеропулос. Человек, оставивший свой след в живописи и в нашей, его соотечественников, памяти. 9 сентября – день рождения нашего соотечественника.

Он был великим художником, который свои неполные 55 лет земной жизни, отмеренные ему Господом, посвятил живописи, Православию, нашему, греков исторического Понта, народу.

Со времени проведения первой персональной выставки (25 августа-6 сентября 2005 года)  в Выставочном зале МСХ на Кузнецком мосту великого художника иконописца Никоса Мастеропулоса минуло 5 лет. Первая Его персональная выставка.

…Никоса Мастеропулоса не стало 11 марта 2003 года.

Вслед за его первой персональной выставкой в Выставочном зале МСХ последовали другие: в Архангельском, Московском доме национальностей…

…Менее 5 лет потребовалось, чтобы были осознаны масштабы его творческого дарования.  А ведь для определения роли и места человека в истории, в истории его профессии зачастую требуются долгие годы, многие десятилетия. Во время разговоров с нашими соотечественниками художниками «родом из Советского Союза», проживающими и творящими сегодня в России и Греции, обращаю их внимание к личности Никоса Мастеропулоса. Альбина Акритас, Яннис Кириакидис, Ираклис Пархаридис, Павлос Арзуманидис, Георгос Илиадис, Наталия Костаки, Владимир Попов, Михаил Багларидис единодушны в своем слове о нем: «…Никос Мастеропулос – великий художник».

Никос Мастеропулос.

Во время встреч с его друзьями греками понтийцами великим археологом Виктором Сарианиди, историком Костасом Фотиадисом, художником и творцом понтийских лир Георгосом Илиадисом мои собеседники обязательно обращают свою память к нему.
«…Он был великим живописцем, подлинным православным человеком, греком понтийцем».

9 сентября – день рождения нашего соотечественника. Восьмой день рождения Никоса Мастеропулоса, который отмечается его друзьями и близкими в его отсутствии. В этот день каждый из них, уверен в этом, хотя бы несколько минут несет его образ в своей душе, в своей памяти: сокровенные, понятные только им, фрагменты их разговоров, что-то из недоговоренного о том, что их волнует и радует, как непросто в этой суровой жизни оставаться приличным человеком. Разговор с ним: близкие, друзья, соотечественники.

          

…Со времени первой персональной выставки Николая Мастеропуло минуло 5 лет.  За это время закончил с отличием Афинскую академию живописи его старший сын Яннис.  Младший сын Михаил востребован в профессии архитектора и, одновременно, продолжает дело отца. Его сыновья и ученики, воспитанные им в строгих консервативных канонах понтийских греков. На выставке работ Николая Мастеропуло, которая будет непременно проведена в Москве в обозримое время, будут представлены и их, его сыновей, работы: живопись, перегородчатая эмаль, миниатюрная мозаика. На эту выставку вместе со своим крестным отцом придет, делающий свои первые шаги в жизни, отрок Николай (Михайлович) Мастеропуло, который в будущем обязательно  продолжит дело своего деда, продолжит просветительскую миссию семьи понтийских греков Мастеропулос. Крестный отец отрока Никоса Мастеропулоса – историк Костас Фотиадис, для которого его дед был другом и братом, единомышленником. …Вот такая получается незримая прочная духовная нить связи.

…9 сентября – день рождения великого живописца Никоса Мастеропулоса, посвятившего свои, отмеренные ему Творцом, 55 лет земной жизни живописи и православию, нашему народу. Он был подлинно православным человеком – несуетным монахом в миру.

Никос Мастеропулос.

Он ушел, оставив после себя след в живописи и светлые воспоминания о себе в нашей памяти.

PSСлово о Никосе Мастеропулосе историка и публициста Георгоса Григориадиса:

«…Спасибо тебе, что вспомнил о нем, написал о Никосе Мастеропулосе. Хороший был человек. Светлый. …Кстати, он был, как и философ Феохарис Кессиди и многие другие наши заслуженные московские соотечественники, членом нашего «АРГО» и я ему преподавал греческий в группе в 1989 году. …Он был истинно православным. …Потому его так рано Бог и забрал».

Никос СИДИРОПУЛОС
Νίκος ΣΙΔΗΡΟΠΟΥΛΟΣΜόσχαΡωσία.


 …Статья автора этих строк пятилетней давности.
 

Никос Мастеропулос
Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру
                        

В Выставочном зале Московского Союза художников (Кузнецкий мост, 20) с 25 августа по 6 сентября 2005 года прошла выставка работ художника Николая Мастеропуло – «Николай Мастеропуло. Живопись. Эмаль. Мозаика».

На данной выставке были широко представлены живописные работы художника 1980-х начала 1990-х годов. Это портреты друзей и пейзажи, написанные нашим соотечественником во время его творческих поездок по России и Греции. Особый раздел экспозиции составляют эмали на меди, в создании которых художник достиг наибольшего совершенства. Они уникальны своими размерами и сложностью фактуры, которая достигалась многократными обжигами эмалей.
Все произведения объединены в тематические серии: «Рыцарь и смерть», «Обжорство» («Раблезианство»), «Мифы Древней Греции», «Портреты композиторов», среди коих портрет его любимого греческого композитора Маноса Хадзидакиса. «Абстрактные композиции».

Одной из ярких тем в творчестве художника была «Понтийская тема».

Ряд произведений, созданных им в 1980-е годы, посвящен культуре и традициям народа, жившего на побережье Черного моря (Понта Эвксинского). Портреты понтийцев (греков Причерноморья) мужчин и женщин в традиционных костюмах. Понтиец играющий на лире. Картины, на которых изображены искрометные танцы греков Понта, герои понтийских поговорок и афоризмов. «Τρανόν βούκαν φα – και τρανόν λόγο μη λες», «Άρκος, λύκος, μουχτερός και τη νίχτα γυρεύος», «Γουτερεμένα σκιλιά». Интерпретации к этим и многим другим поговоркам и афоризмам нашего народа. Картина «Η μαύρον μου Αυλίανα» («Бедная моя Родина»). Авлиана (малая родина предков Николаоса Мастеропулоса) – пригогрод нашего «Иерусалима» (Трапезунда). Его предки, спасаясь от турецкого геноцида, поселились на юге России. Дед художника был талантливым инженером, возводивший мосты через реки. Отсюда и понятно происхождение фамилии – «Масторопулос» (мастеровой!).

История греков Понта – предмет пристального интереса художника. Это и знания, почерпнутые от своего отца Панайота – ответственного работника министерства образования (греческого патриота), дом коего был неформальным «греческим клубом» для десятков его московских соплеменников. От этнографов, от своей «кровной» интуиции художника. Эти работы выполнены в разных художественных техниках: масло, эмаль, мозаика. Многочисленные работы на понтийскую тему говорят о глубокой духовной близости художника к истории и культуре своего народа – греков исторического Понта.

Николай Мастеропуло много работал в технике римской и флорентийской мозаики. В экспозицию включены работы на сюрреалистические темы, выполненные мастером из полудрагоценных камней и смальты. На протяжении всей жизни художник обращался к главной теме своего творчества – библейским мотивам и сюжетам. На выставке представлены работы, отражающие сложные духовные поиски мастера, от вольной интерпретации библейских сюжетов до создания им миниатюрных икон, выполненных в традициях классической византийской иконописи. В экспозицию выставки также включены фотографии монументально-декоративных работ художника, созданные им в разные годы для оформления интерьеров общественных зданий и храмов: мозаичных панно и керамических скульптурных композиций, а также мозаичных икон, украшающих обитель и главный храм монастыря святого Дионисия на Афоне.

Николай Мастеропуло. Родился 9 сентября 1948 г. в Москве.

В 1973 году окончил Высшее художественно-промышленное училище (ныне Московский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г.Строганова).

Вступив в Союз художников, с 1977 года работал в Комбинате монументально-декоративного искусства Художественного фонда РСФСР. В 1979 году им была закончена серия декоративной скульптурной керамики для станции московского метро «Ботанический сад». В 1980 г. работает над оформлением Московского инженерно-физического института на тему «Наш город – Москва». В 1985 г. завершает оформление (керамика и металл) института ЦИТЭО в Москве.

С начала 1980-х гг. принимал участие в престижных коллективных выставках, проводившихся в Советском Союзе и за рубежом (Равенне, Берлине, Риме). Лауреат Премии Художественного фонда РСФСР в области монументально-декоративного искусства. С 1988 г. он обращается к технике эмали на меди. В 1992 году на Международном симпозиуме в Кечкемете (Венгрия)
был награжден медалью за высокое мастерство и уникальный размер живописных эмалей.

С 1997 года художник постоянно жил в Греции на Афоне, где создал большие мозаичные иконы для центрального храма монастыря святого Дионисия.

В последние годы работал в технике миниатюрной мозаики и перегородчатой эмали, возрождая утерянные приемы византийских мастеров.

Никос Мастеропулос скончался внезапно 11 марта 2003 года, оставив незавершенной  последнюю работу «Распятие». …Его работы находятся в крупнейших музеях России, Америки, Германии, Кипра, Греции (в Центре Европейской культуры в Дельфах), Швейцарии, Японии, Польши и в Национальной коллекции эмалей Венгрии, а также в частных коллекциях.

Экспозиция выставки отражает широкий творческий диапазон мастера, его основные темы и сюжеты.

25 августа 2005 года. На церемонии открытия выставки в МСХ присутствуют многочисленные коллеги Николаоса Мастеропулоса, дипломатический персонал посольств Греции и Кипра в России, соотечественники, среди коих и те, кто долгие годы поддерживал с ним добрые отношения, являлся ценителем его творчества: археолог Виктор Сарианниди, медики Никос Мистакопулос и Григорий Чемянов, историк Костас Фотиадис, Михаил Саввиди, братья Георгий и Илья Илиади, Станислав и Михаил Баглариди, многие наши соотечественники.

Слово о друге из уст самых близких друзей Мастера:

председателя Союза художников России Василия Бубнова, члена Союза художников, Академии художеств Никиты Медведева, историка и публициста профессора Салоникского университета имени Аристотеля Костаса Фотиадиса, монаха монастыря святого Дионисия на Афоне о.Симеона, члена Союза художников России Татьяны Гореловой. Исполняющая обязанности посла Греческой республики в России госпожа Нафсика Враила подчеркнула в своем выступлении факт неразрывной связи творчества Художника с историей и традициями греков Понта – со своими генеалогическими корнями.

…Заключительным выступлением на церемонии открытия выставки стало обращение к присутствующим представителя ЗАО «Страховая компания AIG Россия», которая выступила спонсором издания альбома и оказала поддержку в организации выставки.

Официальная часть церемонии открытия выставки работ российско-греческого художника Николаоса Мастеропулоса завершается демонстрацией 13-минутной документальной ленты «Γεια σου, φίλε» («Здравствуй, друже»), снятой его другом режиссером Никосом Анагностопулосом – о последнем (Афонском) периоде жизни нашего соотечественника.

Воспоминания о друге

Художник Василий Бубнов:

«…То, что Никос Мастеропулос остался в теории искусств – это однозначно.
Он работал в широком диапазоне. И то, что мы видим на этой выставке, как раз подтверждает мои слова. …Он шел по восходящей. У него был свой язык, свой текст, своя манера. Коля был уникальнейшей личностью. …Я низко кланяюсь перед его семьей: перед Людмилой, его сыновьями Ваней и Мишей, которые смогли все это сохранить. …Поздравляю всех присутствующих с этим замечательным днем, который, в частности, для меня символизирует встречу с моим дорогим другом Николаем Мастеропуло».

Историк Костас Фотиадис (Греция, Фессалоники):

 « …Наши отношения берут начало с 1990 года.
…Никос Мастеропулос – мой друг, брат. Большой художник. 
Это те слова-определения, что органично во мне присутствуют при его имени.
 …Человек Морали. Нас связывали очень тесные узы сотрудничества».

Монах монастыря св. Дионисия на Святой Горе Афон Симеон:

«…Художник впервые познакомился со святогорским монастырем св.Дионисия в 1995 году, когда он посетил Святую гору как паломник. Игумен монастыря архимандрит Петрос, понимая, что перед ним не обычный художник, а многосторонне талантливый и высокопрофессиональный мастер, предложил ему работу в монастыре. …Тот факт, что монахи приняли его и как художника, и как человека, в решающей степени способствовал его работе по созданию значительных произведений церковного искусства в разных его областях.…Его пригласили создать произведения византийской мелкой пластики и орнаменталистики, используя технику неразрывно связанную с византийской традицией, но утраченную на протяжении веков. Речь шла о создании произведений с использованием византийских перегородчатых эмалей и миниатюрной мозаики. Техника эта не использовалась со времени падения Константинополя. …В результате его усилий была возрождена забытая техника изготовления упомянутых изделий. Высшим достижением мастера стала его картина «Апокалипсис». …Николаос Мастеропулос достиг апогея как личность и как художник. В монастыре св. Дионисия, где искусство ценится как богатство, он оставил значительное наследие, за что был причислен к числу благодетелей, которые обогатили наш монастырь значительными памятниками культуры. …Нас связывала очень сильная дружба. Нам не было никакой нужды много говорить, ибо мы понимали друг друга с полу слова. Мы создали в течение 8 лет нашего сотрудничества много совместных работ. …За те 2 года, что его нет с нами, не было ни одного дня, когда я бы не вспоминал о нем».

Илья Илиади:

«…Никос Мастеропулос был человеком далеким от всех несовершенств земного бытия: материальных благ, политиканства, любви к власти. Самодостаточная личность. 
Святой человек. Верный друг, всегда подставлявший свое плечо в трудную минуту».

Археолог Виктор Сарианниди:

«…С Никосом мы познакомились в 1985 году. Он написал мой портрет, который присутствует на этой выставке. Мы стали друзьями. Нас связывали многочасовые беседы («исповеди души»), которые проходили в его московской мастерской, а так же в Афинах, Салониках, на Афоне. 
…В его жизни очень большую роль играла религия. Я думаю, что это проявлялось и в том, что он не стремился себя продвигать. Ни персональной выставки себе добиться, ни…
Лишенный мирской суетности набожный человек. …Что касается болезни сердца. Это у них семейное. Его брату-близнецу Алексею дважды делали шундирование. …Никосу крайне необходимо было сделать эту же операцию на сердце, которое он надсадил страшными нагрузками».

Художник Татьяна Горелова:

«…Самая его завершенная работа, самая, что ли, вершина его творчества –  это «Апокалипсис». …И незавершенная работа «Распятие». …Он думал о другом назначении искусства. О Высоком – философском. Для нас (его друзей) он никуда не ушел. Никос остался жив. Я была на отпевании в храме Николы в Хамовниках, и …он был как живой. Не было ощущение смертельного исхода. …Так неожиданно остановился его творческий путь. То есть, человек бежал, бежал и …остановился. Для меня он так и остался живым. Он был веселый, улыбающийся, всегда в творческом порыве. Он все время пытался работать в разных материалах. Все время был собой неудовлетворен. Он еще бы очень многое сделал. …Его работы в технике эмали и масляной живописи соединяются и дополняют друг друга. …У него все время был творческий поиск. И поэтому он свою персональную выставку откладывал. …Я думаю, что теперь будут (должны быть!) не одна эта выставка его работ. И в Москве, и в Афинах, Салониках. …Еще надо сказать, что работы Греции (Греческой живописи – прим. Н.С.) они, в большей степени, отличаются экспрессионизмом и влиянием французского искусства. Поэтому, я думаю, что он был неудовлетворен, и ему, как греку хотелось найти какой-то новый этап в греческом искусстве. …Для нас московских художников эта выставка вызвала большой интерес.  Огромное стечение людей. Все наше руководство Московского Союза художников отметило, что залы были переполнены».

…Могу только вторить словам Татьяны Васильевны Гореловой!
Интерес к выставке был огромный. На церемонии открытия присутствовала телевизионная камера канала «Культура», на котором дважды демонстрировался материал о выставке: показывались работы художника, а также интервью с сыновьями художника, его близкими друзьями из творческого цеха. В передаче «Православная энциклопедия» (канал ТВЦ) одна рубрика была посвящена творчеству Николая Мастеропуло.

Выставку посетило порядка 1500 человек, что, учитывая летний период отпусков и небольшое выставочное пространство, является несомненным показателем ее успеха. В книге отзывов сотни потрясающих по чистоте и искренности слов Благодарности! С пожеланиями непременно переносить выставку на другие (более просторные) выставочные площадки с более четкой детализацией творчества Николая Мастеропуло. …К открытию выставки издан добротный по качеству полиграфии альбом – благодаря помощи страховой компании «AIG Россия”.

На эту выставку работ Никоса Мастеропулоса в Выставочном зале на Кузнецком мосту, 20, которая длилась до 6 сентября 2005 года, мне довелось придти еще дважды.

Общение с его сыновьями Яннисом и Михаилом утвердило меня в мысли, что очень многое за нас в этой жизни предначертано! Такие прекрасные сыновья у нашего соотечественника Николая Панайотовича Мастеропуло, для которых память об их отце – это святая категория. Яннис пошел по стопам отца. Он учится в афинской академии живописи (при Политехнио). Михаил – выпускник МАРХИ (Московского архитектурного института). Верные помощники, единомышленники своего отца, продолжатели его дела.
Проведение этой выставки – это и их сыновний Долг, как и дружеская дань Памяти для Василия Бубнова, Никиты Медведева, монаха Симеона, привезшего специально для выставки в Выставочном зале МСХ некоторые из афонских работ Николаоса Мастеропулоса.

…Ничто не уходит, поверьте, бесследно. Продолжение нашей жизни – в наших трудах для людей, во взращенных учениках, в наших детях и детях, в доброй памяти о себе людской.

Никос Мастеропулос, вовсе, не умер! Его живое продолжение – это его работы, его сыновья.

Яннис Мастеропулос:

«…Отец был личностью одинокой и своеобразной. Почти упрямым в любых вопросах, касающихся творчества. …Он прожил свою жизнь, являясь монахом в миру. Человек, оставивший свой именной след в современном искусстве. Его жизнь являла собой путь от доброты к духовному, от созерцания к священному образу. Мы, его сыновья, благодарны ему за то, что он нас воспитал в строгих греко-понтийских канонах морали. …Каждую минуту, которая отделяет меня от последнего дня его жизни, наполняет все большим чувством благодарности за все, чему я научился под его руководством. …Он был трудоголиком. Ежедневная работа по 10-15 часов. Отец говорил: «Мы временные жильцы в этом мире и художнику необходимо каждую минуту использовать для работы». 
…Уверен, что там, где он сейчас пребывает, он знает, что его наследие не исчезнет».

…Их отец где-то здесь рядом с ними философски отстранено со строгим отцовским прищуром оценивает по самой высокой шкале требовательности, как прежде всегда и бывало, их слова и поступки. Соотечественник, вы вырастили прекрасных сыновей – продолжателей вашего дела!

…Несколько раз смотрю вместе с посетителями выставки документальную ленту Никоса Анагностопулоса «Здравствуй, друже…» («Γεια σου, φίλε!»), которую автор фильма посвятил своему другу – художнику Никосу Мастеропулосу.
Мастерская на Афоне. Кадры кинохроники приобщают нас к самому сокровенному – делают сопричастными к процессу Творения мозаичного иконописного полотна. Подле него сыновья, помогающие своему отцу в сей сложной и кропотливой работе. Диалог с монахом Симеоном. Молитва. Водная гладь на фоне заката Афонского солнца и …заснеженная российская дорога
с колдобинами – экспедиция в Новгород по следам творчества Феофана Грека, перед творчеством которого он преклонялся. …Через два дня по возвращению в Москву его не стало.

Никос Мастеропулос. Живописец, пришедший в своем творчестве и в жизни к Богу.

Молитва, труд и смирение перед Богом – составляющие бытия последних «афонских» лет его жизнедеятельности. …В 27 лет он решает креститься. В том же 1975 году, следуя его примеру, решают креститься у его духовного отца о. Кирилла Чернецкого его ближайшие друзья. Платой за эту «дорогу к храму» стали слежки «конторы» (КГБ), обыски в мастерской. С этого времени двумя колоссами его жизни становятся молитва и работа. «Верую» подпирало «что делать».

…Мне так и не дано было познакомиться близко с Никосом Мастеропулосом. Незадолго до его ухода из жизни коллега греческий журналист Афанасий Авгеринос, от которого последние два года исходил «прометеев огонь» непременно нас познакомить, сообщил о его скором приезде из Греции в Москву. Со времени этого нашего разговора прошло около двух недель. Я позвонил Афанасию: «Приехал ли твой знакомый иконописец в Москву?». Ответ моему собеседнику дался с трудом: «…Никос Мастеропулос покинул нас. …Его не стало 11 марта».

Останавливаясь перед картинами на выставке работ Николая Мастеропуло в выставочном зале МСХ, услышав исповедальные монологи о нем из уст его самых близких друзей, его сыновей,
я вдруг почувствовал, что наше знакомство состоялось! Он никуда не ушел. Он вместе с нами!
«…Γεια σου, φίλε! «…Здравствуй, друже!»

Никос СИДИРОПУЛОС
Νίκος ΣΙΔΗΡΟΠΟΥΛΟΣΜόσχαΡωσία.

Дорогие друзья, Приглашаем вас поддержать деятельность Московского общества греков.
Посильный вклад каждого станет весомой помощью для нашего Общества!
Только всем вместе нам удастся сделать жизнь греческой диаспоры столицы той, о которой мы все мечтаем!
2020-03-29T20:06:09+03:00